Обсуждаем проект предложений к концепции нового закона о госзакупках

Jan 21, 2011 11:58

Пишем письмо турецкому султану ответственному за концепцию новой редакции закона о госзакупках, присоединяйтесь. Если не донесем свою позицию до власти, ее донесет всякое ворье, как это делает ворье от культуры, и закон напишут под них, а не под нас, а они продолжат воровать наши деньги и плакаться, что им все равно не хватает.
Министру экономического развития
Российской Федерации
Набиуллиной Э.С.

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

Согласно пункту 19 Поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 7 декабря 2010 года, Минэкономразвития России поручено организовать разработку концепции новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

С учетом определенного опыта, имеющегося у МОО «Информация для всех» как в качестве организации-исполнителя по государственным и муниципальным контрактам, так и в области общественного контроля над эффективностью системы государственных и муниципальных закупок в рамках реализуемого нами проекта «Свобода информации против коррупции», направляем Вам свои предложения в части концепции новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Представляется, что Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - «94-ФЗ») имеет две фундаментальные проблемы, ведущие к неэффективности расходования бюджетных средств и проявлениям коррупции:
  • слишком общее определение понятия «государственные (муниципальные) нужды»;
  • отсутствие механизма контроля со стороны институтов гражданского общества над фактическими результатами исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

Определение понятия государственных (муниципальных) нужд дается в пункте 1 Статьи 3 94-ФЗ и сводится к тому, что «под государственными (муниципальными) нуждами понимаются ... потребности ... в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий [государственных (муниципальных) заказчиков]». Таким образом, ключевая норма федерального закона, фактически, сводится к статье толкового словаря.

Подобное определение понятия государственных (муниципальных) нужд приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств путем размещения заказов на:
  • товары, которые являются предметами роскоши, а не средством осуществления функций и полномочий заказчиков, и служат для удовлетворения личных потребностей чиновников;
  • товары, работы и услуги, которые не соответствуют функциям и полномочиям их заказчиков;
  • работы и услуги, выполнение (оказание) которых возложено непосредственно на самих заказчиков;
  • товары, работы и услуги, приобретаемые в интересах сторонних организаций, не являющихся подведомственными заказчику.

Согласно пункту 2 Статьи 18 94-ФЗ, перечень сведений о фактических результатах исполнения государственных (муниципальных) контрактов, доступных общественному контролю, ограничивается сведениями, которые не позволяют судить об эффективности расходования бюджетных средств. В частности, общество лишено возможности получить информацию о конкретной номенклатуре и количестве (объемах) фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, сроках поставки (выполнения, оказания) и т.п.

Указанное обстоятельство позволяет недобросовестным заказчикам, вошедшим в сговор с поставщиком:
  • изменять в ходе выполнения заключенного контракта его цену, что дает такому поставщику преимущество перед другими - добросовестными - участниками размещения соответствующего заказа;
  • подписывать акты сдачи-приемки на фактически не выполненные работы, не оказанные услуги, или выполненные (оказанные) не в полном объеме, с ненадлежащим качеством и т.п.

Имеющаяся в распоряжении МОО «Информация для всех» судебная практика по запросам информации о результатах проведенных государственных закупок показывает, что заказчики отказываются раскрывать указанную информацию, неправомерно ссылаясь, в частности, на коммерческую, бухгалтерскую и налоговую тайны.

В связи с вышеизложенным, предлагаем при разработке концепции новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, следующее.

1. Дать четкое определение понятия «государственные (муниципальные) нужды», оговорив при этом, что закупки для удовлетворения указанных нужд могут совершаться только при соблюдении ряда условий:
  • выполнение или оказание работ или услуг, являющихся предметом закупки, не возложено непосредственно на самого заказчика в соответствии с его уставом, регламентом, положением или заменяющим их нормативно-правовым документом;
  • закупаемые товары, работы или услуги непосредственно и в полном объеме предназначены исключительно для выполнения заказчиком возложенных на него полномочий (функций), и ни для чего более;
  • характеристики закупаемых товаров, работ или услуг не превосходят характеристики товаров, работ или услуг, необходимых для выполнения заказчиком возложенных на него полномочий (функций);
  • выгодоприобретателем по государственным (муниципальным) контрактам могут быть только сами заказчики, подведомственные им государственные (муниципальные) организации, либо неограниченный круг лиц.

2. Ввести требование об обязательной публикации в сети Интернет на официальном сайте госзакупок информации о фактических результатах проведенных закупок (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), а именно:
  • текстов заявок поставщиков по государственным (муниципальным) контрактам, поданных ими при размещении соответствующих заказов;
  • текстов заключенных государственных (муниципальных) контрактов и всех приложений, дополнений или изменений к ним;
  • текстов актов сдачи приемки товаров, работ или услуг по государственным (муниципальным) контрактам;
  • финансовых отчетов поставщиков по государственным (муниципальным) контрактам;
  • содержательных отчетов поставщиков по государственным (муниципальным) контрактам;
  • текстов НИР, НИОКР и иных научных, исследовательских, творческих и иных работ, если они являлись предметом закупки.

Полагаем также, что публичное обсуждение концепции новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на которое будет отведено достаточно времени, позволит заинтересованным сторонам высказать ряд дополнительных предложений и замечаний к ней, исходя из практического опыта применения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иных нормативно-правовых актов в сфере государственных и муниципальных закупок.

госполитика, госзакупки

Previous post Next post
Up