На прошлой неделе возбудили дело против директора «Театра Образцова» Лучина по подозрению в расхищении скольких-то там миллионов рублей. Я не знаю Лучина, не знаю, виновен ли он (исхожу из того, что не виновен до тех пор, пока не увижу своими глазами доказательств обратного), но интересно другое.
А именно: минкультовская кодла как по команде закамлала про несовершенство 94-ФЗ, что делает возможной и вероятной посадку любого творческого человека, чей техпроцесс не вписывается в «прокрустово ложе» сурового закона о госзакупках. Дорогие мои, это наглое вранье, которое распространяется ворьем, чающим под флагом борьбы за свободу неправедно обвиненного творца обстряпать свои делишки.
Под статью Лучина подвела не его гипотетическая нечистоплотность, и даже не всамделишное несовершенство 94-ФЗ, а сами минкультовские воры и дармоеды, составлявшие ТЗ на получение денег театром. Затем уже - сам Лучин, составлявший по тому же образцу ТЗ для своих подрядчиков.
Что пишется в ТЗ для конкурса, по которому некий абстрактный театр получает некую абстрактную сумму на создание некоего абстрактного спектакля? Там пишется «конкурс на постановку спектакля «Огниво» в Государственном академическом театре рабочего и колхозницы, который должен пройти непременно в Москве и непременно до конца 2010 года».
И кто может участвовать в таком конкурсе? Разумеется, только определенный режиссер указанного театра, который давно уже репетирует свое «Огниво». И декорации для него уже набросаны, и костюмы наметаны, осталось только провести еще несколько конкурсов с аналогичным текстом.
А что там должно быть написано, чтобы это был именно конкурс? «Постановка спектакля для детей», и сравнивать поступившие предложения уже можно и по срокам их реализации, и по маститости режиссера, и по опыту театра в новых постановках...
Что происходит у нас: директора и режиссеры осаждают Кулек с нижайшими просьбами дать денег на новую постановку, сопровождая их борзыми щенками и напоминаниями об имеющихся заслугах и регалиях. А чем на самом деле они должны аргументировать свою позицию? Количеством заполненных мест в зале и гарантиями, что новый спектакль не сойдет со сцен через месяц.
Никто же не думает, что «там, у них» нет театров, или что государство там не дает бедным артистам денег на новые постановки. И закон о госзакупках «у них там» есть, и проблема, как измерить художественную ценность предлагаемого госзаказчику «товара», присутствует. Но задницы у тамошних чиновников от культуры не жиреют по часам директора театров там под статьей почему-то не ходят.