О предопределении Божием (прп. Иоанн Дамаскин) против модернистов.
Jan 23, 2014 14:43
Прп. Иоанн Дамаскин о предопределении Божием:«Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость». http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_30
Из определения прп. Иоанна Дамаскина можно вывести два важных вопроса:
1. Что именно, находящееся в нашей власти, Бог не предопределяет, но предвидит?
2. Что именно, находящееся не в нашей власти, Бог предопределяет? (прп. Иоанн Дамаскин, при этом подчеркивает, что находящееся не в нашей власти Бог предопределяет так, как того требует Его благость и справедливость).
1. «Бог предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого». Что именно находится в нашей власти, Бог не предопределяет? Ответ: это наш свободный выбор, который Бог не предопределяет, но предвидит, т.е. знает его, видит наш выбор прежде нашего бытия (не предполагает, а предвидит).
2. «Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти»; Что же Бог предопределяет, не находящееся в нашей власти? Что не находится в нашей власти? Ответ: это некоторые жизненные обстоятельства, место нашего рождения, и много чего.
3. «ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость». Прп. Иоанн уже ответил, что Бог всё предопределил не находящееся в нашей власти. А здесь прп. Иоанн говорит о том - как Он всё предопределил: так, как того требует Его благость и справедливость.
Выводы.- Бог предвидит наш выбор (знает его), и предопределяет то что не в нашей власти так, чтобы мы свой выбор могли реализовать максимально наилучшим образом в отношении спасения души, в этом благость Божия. Т.е. Бог, исходя из ведомого Ему нашего выбора предопределяет место рождения человека (Новая Гвинея или Москва, и всё прочее, что не в нашей власти).
- Для человека имеющего сделать злой выбор - было бы «несчастьем» родиться в христианской стране, в которой он слышал бы и проповедь христианскую и отверг её, т.к. любит зло. Совершенно не случайно один человек рождается папуасом, другой в Иерусалиме, третий в Татарстане. Рождение находится не в нашей власти, его предопределяет Бог, исходя из Своей благости и справедливости. Если Господь человеку имеющему сделать добрый выбор (для Бога этот выбор уже сделан, Бог его знает и видит) даёт родиться среди аборигенов, то Он Своим всемогуществом устраивает для него спасение в православной Церкви через Христа, через Крещение. Таких примеров в истории множество. Если же в определенном народе, племени никогда не родится праведник, ищущий Бога (а Бог об этом знает) то «род нечестивых истребится». Поэтому если существует какое-либо племя, то от него произойдет праведник, который единственный ценнее «тьмы нечестивых».
- Рассуждение о нерожденных младенцах (на основании определения прп. Иоанна Дамаскина):Итак, Бог предопределяет то что не в нашей власти. Как Бог предопределяет согласно Своей благости и справедливости было продемонстрированно на примерах. Что можно сказать о нерожденных телесно или умерших некрещенными младенцах? На основании определения прп. Иоанна Дамаскина можно вывести несколько верных примеров, которыми судьбы Божии, конечно, не исчерпываются: Нерожденный младенец, или умерший некрещенным - сделал ли он свой выбор? Фактически нет. Но знал ли Бог выбор, который человек делает между добром и злом еще до рождения человека? Да, знал. Милость и благость ли Божия в том, что человек не осуществил свой выбор фактически? Да.
Модернисты утверждают, что Бог даст ему возможность осуществить свой выбор на деле - там, за гробом. Что, возможно, человек нерожденный выбирает добро, просто у него не было возможности свой выбор осуществить.
Если допустить такую вероятность, тогда возникает такой вопрос: «Почему же такая несправедливость к этому человеку, ведь Бог предопределяет то, что не в нашей власти, неужели Он не мог предопределить жизненные обстоятельства для того, кто имеет сделать добрый выбор?
Модернисты отвечают - так он ведь за гробом и сделает этот выбор.
Но какие имеют основания модернисты так рассуждать: «За гробом можно сделать выбор»? Почему имеющему добрый выбор не была на равных дана возможность осуществить его на земле, просиять своей святостью, приобрести подобие Божие?
Согласно определению прп. Иоанна Дамаскина, будет правильным сделать следующий вывод: нерожденный - делает злой выбор в своем сердце, а Бог этот выбор предвидит, и предопределил всё так, как того требует Его благость и справедливость. И тогда: «нерождение» - это милость Божия к человеку.
Есть те, которым лучше не родиться: так Господь сказал об Иуде. Ему было бы лучше, если бы он не родился. Но спасся бы нерожденный Иуда своим нерождением? Для Царства Божия своим «нерождением» он не был бы спасен, но был бы «спасен» от «худшего…» (от осуществления своего злого выбора), т.е. «нерождение» для него лучше, чем рождение. Но почему же Господь по благости Своей не дал Иуде это «нерождение»?
На этот вопрос уже дал ответ свт. Григорий Палама в приведенной ниже его цитате. Можно отчасти еще пояснить лишение возможности «нерождения» злодеев - на примере Фараона: Господь дал некоторым имеющим злой выбор родиться, для того, чтобы явить на них славу Свою. Как это было с Фараоном. Но это конечно не универсальный ответ на все «рождения» или «нерождения» злодеев.
Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются? Прп. Иоанн Дамаскин:«Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак. если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение - к тому, что непременно будет. Но сперва - бытие (вообще), а потом уже - бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: “добрее было бы человеку тому, аще не бы родился” (Марк XIV, 21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца. Так, если кто-нибудь, кому вверены царем богатство и власть, употребит их против своего благодетеля, то царь, усмирив его, достойно накажет, если увидит, что он до конца остается верен своим властолюбивым замыслам». http://www.verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie4#g21
Преподобный Амвросий Оптинский: "[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: "Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых". Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится" [Прп. Амвросий Оптинский. Письма мирским лицам, 5. К А.П. Толстому].
Свт. Григорий Палама указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, "в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нем не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим" [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 154-155].
Святой отец также замечает, что если бы Бог при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари "связал бы", т.е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.
Другие отцы говорили, что Бог сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: "любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:35). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: "если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Не так же ли поступают и язычники?" (Мф. 5:46-47). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.
Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд "статистический" взгляд на человечество, как на число, как на множество, - для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей "один-единственный человек на свете был благим", то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, "потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие еще более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех" [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 156-157].
PS. Для модернистов не являются авторитетными в вопросе о ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ Божием ссылки на блж. Августина и на «Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. Но им нечего возразить на содержащееся православное учение о Предопределении Божием в трудах: свт. Феофана Затворника, св. мч. Иустина, философа, прп. Максима Исповедника, прп. Силуана Афонского, блж. Иероним, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Иоанна Тобольского, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, блж. Феодорита Кирского, свт. Иоанна Златоустаго, блж. Феофилакта, свт. Илии Минятия.