Майский велоКрым-2012, часть 1

Jun 09, 2012 21:52

13 мая утром мы приехали из очередного майского велопохода по Крыму, который оставил после себя кучу фотографий, велосипедный загар и знойную истому, пропахший смолистым запахом эфирных масел рюкзак, винное послевкусие и, конечно, массу впечатлений и желаний, которые хочется осуществить. Вопреки принятому за последние месяцы обыкновению, по полгода-год ждать с отчётом не буду:-)

День первый, длинный: Керчь, море, блуждания, турки и скифы, мля
Как бы всё это покороче описать:-). Поход вообще начался нестандартно: прежде всего, с нами не поехал Паша, на которого навалилось столько обязанностей, что к нему было жалко лишний раз подходить. Он отложил свой выезд на пару дней, а меня отправил с нашей небольшой группой, состоящей помимо меня из Димы, ещё одного Димы, Макса и Сан Саныча. Как обычно, выехали поздно вечером накануне первого дня, и ночью уже были на переправе, где спросонья сначала поехали не туда и сделали небольшой крюк (таким образом, мы ещё на российской стороне заложили здоровую привычку наматывать лишние километры, которой придерживались как минимум первый день в Крыму:-)). Таможню зато прошли быстро и попали на сильно опаздывающий паром; на той стороне оказались, как и ожидалось, затемно. Далее нам по традиции надо было попасть на поезд до Владиславовки, чтоб не тратить время на скучный путь длиной как минимум в полдня по монотонным дорогам Керченского полуострова. Ближайший поезд ожидался примерно в 9 утра, и у нас, соответственно, до него оставалось время, досадно только, что нельзя посвятить его музеям - слишком уж рано:-). Решили посмотреть хотя бы что-то из возможного, благо на сей раз я заранее запаслась некоторой информацией.
Первым делом мы направились в крепость Ени-Кале, решив встретить на ней рассвет. Проскочили сначала километров на 5, но времени ж вагон - вернулись:-).

Как понятно из названия, Ени-Кале (в переводе "новая крепость") сооружена турками. Начав возведение крепости в 1700 году под руководством французских военных инженеров, строители закончили работу к 1710 году. Укрепление контролировало проход через Керченский пролив в самом мелководном и узком месте. Что уж говорить о том, что ещё до турок здесь, по мнению некоторых исследователей, отметились греки (крепость Парфенион находилась вроде тут).

Солнца ждали долго:-).

Возвращаемся на основную дорогу... Как всегда, жаль, что нельзя остановиться и поснимать подольше хотя бы это судёнышко, глядящее на море:

Далее поехали в сторону Аджимушкая. Надежды на то, что удастся попасть в каменоломни и в Царский курган, находящийся поблизости, практически не было, но решили хотя бы найти и посмотреть снаружи. Забегая вперёд, скажу, что в музейный комплекс каменоломен мы действительно не попали. Зато с курганом нам повезло: встреченный нами мужчина на мотоцикле с удовольствием направил нас куда следует и сказал, что смотритель музея кургана живёт прям там и есть смысл постучать в калитку. По местному времени был восьмой час утра, но мы решили постучать:-). Мне кажется, по нашу сторону Керченского пролива нас за такую наглость послали бы подальше, а тут - заспанный смотритель вышел, пустил, установил специально для нас стенды и многое рассказал (правда, в колоритной манере, обычно несвойственной музейным работникам, эта манера отчасти отражена в заголовке). Что тут сказать - судя по всему, не я единственная была под впечатлением от краткой экскурсии, сооружение крайне интересное и абсолютно непохожее на всё, что можно здесь увидеть: само собой напрашивается сравнение с египетскими пирамидами.

Предполагают, что здесь был похоронен один из царей Боспора (вероятно, Левкон I или Перисад I), но некоторые (как наш экскурсовод) отстаивают скифскую версию (что тоже отражено в заголовке:-)). Вход ориентирован на акрополь Пантикапея. Насыпь, перекрывающая склеп и дромос (проход в погребальную камеру) состояла из нескольких слоёв глины, водорослей и бутового камня, что предотвращало её размытие. Сама усыпальница - прямоугольная, высотой больше 8 метров, на определённой высоте переходящая в сложенный концентрической кладкой купол. К сожалению, она была разграблена задолго до открытия кургана в XIX веке. Как сказал нам смотритель, раньше в склепе стоял алтарь, и это наводит на мысль, что курган - не просто усыпальница. Длина дромоса - 36 метров, причём изнутри он кажется длиннее, чем снаружи (строители достигли этого эффекта за счёт неодинаковой ширины и непараллельности его стен): такой намёк на то, что в загробный мир проще попасть, чем выйти из него. Его перекрытие тоже было уступчатым, а блоки - рустованными (с выпуклой лицевой поверхностью). Вся кладка выполнена без раствора. Склеп, судя по всему, использовали для молений ранние христиане, после которых кое-где остались изображения крестов.

Здесь бы с нормальным светом пофотографировать, конечно.

Впитав в себя впечатления и информацию, мы заехали на мемориал у Аджимушкайских каменоломен, ожидаемо никого там не нашли и двинулись на вокзал. В этот раз я была внимательнее и увидела, что мы проезжаем рядом с горой Митридат (которую, забегая вперёд, мы посетим уже ночью в самом конце путешествия). Удачно сели на поезд: проводница отвела нам для великов целый тамбур в конце поезда, их не понадобилось разбирать, и стоил весь проезд до Владиславовки, если не ошибаюсь, 50 гривен на всю компанию.
Докрутив до Феодосии, мы, конечно же, пообедали там же, в "Гринвиче":-) и чуть-чуть покрутились по городу. Увы, до сколько-нибудь крупных достопримечательностей доехать не удалось - не хватило времени. Ограничились видом на Каффу сверху и издали.

Т.к. толком крепость мы не посмотрели, много писать о ней не буду. Скажу лишь, что именно с этой крепостью связана одна из мрачнейших страниц истории средневековой Европы.
Официальная история сообщает, что во время осады города в 1347 году золотоордынский хан Джанибек забросал город трупами умерших от чумы воинов; генуэзцы бежали в Европу и Малую Азию и распространили заразу там. Это была знаменитая "Чёрная смерть" - вторая и самая страшная из произошедших за исторический период пандемий чумы, унёсшая многие миллионы жизней. (К слову, в предыдущий раз европейцы сталкивались с чумой только в VI веке (т.н. Юстинианова чума), и с тех пор она ни разу не проявлялась, начав своё гибельное шествие по Евразии из природного очага в путыне Гоби лишь в XIV веке в результате резкого изменения климата, вызванного очередным малым ледниковым периодом). Один из исторических районов Феодосии и поныне носит название Карантин: во время эпидемии прибывавшие в город мореплаватели должны были находиться в изолированной части города в течение 40 дней (собственно, слово quarantine и восходит к числительному "сорок"); а местность неподалёку от Карантина в народе носит название "Чумка".
Далее - накатанным маршрутом в Коктебель.

- неизменно привлекающий вид. Мы снова поехали не через Насыпное, а через Тепе-Оба.
С тех пор я успела узнать, почему бухта к востоку от Орджоникидзе названа Двуякорной:-). Как говорят, из-за штормов корабли на рейде там ставили на два якоря.

Острые профили Карадага:

Армутлукская долина, как я понимаю:

Думали завернуть в Тихую бухту, но, т.к. много времени затратили на обед и прогулку по Феодосии, то приехали уже на закате и заночевали просто на пляже (водичка была бодрая).

День второй, почти без кручения педалей: снова Карадаг и матюки в Лисьей бухте
График праздничных дней в России в этом году сыграл с нами злую шутку: мы, выехавшие в ночь на 29 апреля и уже вовсю отдыхающие:-), хотели сегодня попасть на пешую экскурсию по Карадагу, но нам сообщили, что - оп! - водят их только с 1 мая. Ну что ж делать - решили сделать так: сегодня едем в Судак и снимаем там квартиру, а завтра из Судака приезжаем обратно и попадаем-таки на экскурсию.
Без кораблика снова не обошлось - часть наших товарищей на морской экскурсии вдоль бухт Карадага ещё не были, да и уже бывавшие были не против:-). Ничего нового сейчас я вам не расскажу, про Карадаг с моря можно вкратце почитать здесь, а немножко фотографий будет.
Совсем немножко:-)

- вот тут видно, что один из камней похож на голову девушки, смотрящей вверх.
Чёртов Палец:

На фоне береговых скал Стрижовая выглядит маленькой. Бухта Барахта (да, она самая):

После экскурсии обед в кафе "Рушанна", нам там очень понравилось - сидели в помещении возле огромного проёма, дыша морским воздухом (столики под открытым небом тоже есть).

А дальше двинулись через Лисью бухту, только немного не так, как в прошлом году. Вы, может быть, удивитесь, но это возможно: в прошлом году мы сначала проехали чуть-чуть поверху и въехали на берег примерно в середине бухты, а в этот раз пёрли велики с самого начала. Потолкав велосипед с велоштанами какое-то время по крупным камням, провожаемый сочувственными взглядами пеших экскурсантов, быстро захочешь поскорее крутить педали хоть как-нибудь:-). В дополнение ко всему, я где-то тут ещё и потеряла велокомпьютер, вероятно, удачно зацепив его во время переноса велика через очередной камень. Сделали привальчик, мы с Максом сбегали его поискать, но безрезультатно; сказать, что я была раздосадована - это ничего не сказать:-). Потом парни пошли искать пещеру Ухо Земли, а я осталась стеречь двухколёсных друзей (пещеру не нашли).
Несколько картинок из Лисьей бухты:

- голый зад не наш, я думаю, его обладатель не будет возражать:-)

Друзья, посмотрев на эти фотографии, сказали, что в них весь Крым с его настроением:-). Беспечность, истома и людское разнообразие...

Продолжили движение по бухте, тут уже проще - песчано-каменистый пляж:-)

Наконец, выбрались и стали удаляться от моря. Поняли, что до Судака-то доберёмся, а вот удастся ли снять квартиру - большой вопрос, потому что приедем поздно: много времени затратили на поиски пещеры и велокомпа. Так что заночевали прямо где-то в поле рядом с Золотой долиной (установка лагеря в темноте всегда чревата тем, что завтра проснёшься и окажешься на чьём-то говне:-), но опасения не оправдались). Вдоволь надышались чем-то хвойным.

День третий, почти пеший: и снова Карадаг
Едем в Судак. Миндальное. Вдоль обочин - само собой - миндаль (жалко, не цвёл):

Эти странные каменные скворечники обратили на себя наше внимание ещё в прошлый раз. Это место будущего татарского посёлка, таким образом за собой участки столбят:

Алчак-Кая:

Конечно же, крепость и Сокол на заднем плане. Стройка, хоть и портит вид, создаёт впечатление параллельных течений времени:

Фотографировала, кстати, с холма с крестами:-). Они остались после съёмок "Мастера и Маргариты" - видно, решили, что они неплохо вписываются в пейзаж. Я их не снимала - нафига нам такой новодел в кадре:-).

Решаем, что квартира нам всё-таки нужна: когда приедем с экскурсии - неизвестно, да и кое-какие хознужды удовлетворить не мешает. Ну, в одно место у нас дорожка уже натоптана, заселяемся всё там же - у Валентины Ивановны. Сан Саныч остаётся здесь, а мы вчетвером едем в Курортное.
Кстати, это оказалось не так просто, как мы сначала думали: Курортное - пункт не самый оживлённый, и автобусов на ближайшее время не было. Решаем брать такси, хоть и досадуем на лишние траты (оно обошлось нам в 180 гривен на четверых; не знаю, сколько бы стоило такое же расстояние у нас; общественный-то транспорт в Крыму заметно дешевле, даже не смотря на более дорогой бензин) - пожилой водитель Саша был весьма настойчив (ребята решили, что он татарин):-). По пути слушаем историю про объект Феодосия-13, располагавшийся некогда в Краснокаменке и бывший несколько десятков лет одной из центральных баз хранения ядерного запаса ("тяжёлую воду возили - очень тяжёлая вода, целый камаз один ящик возил"). Сейчас Феодосию-13 можно рассмотреть на гуглоснимках, а в своё время гора Кизилташ, в недрах которой были устроены хранилища, даже не была обозначена на карте. Очень странное ощущение возникает, когда знаешь, что среди этих гор, поросших курчавым лесом, некогда скрывали целый военный городок.
Приехав в Курортное, бронируем места в группе и покупаем билеты. В экскурсоводы нам достаётся словоохотливый Костя (очень надеюсь, что не перепутала имя: мне стыдно, человек запоминающийся, а имя вылетело из головы), а начинается экскурсия с посещения музейного зала и небольшого обзора карадагской флоры и фауны, который нам проводит сотрудница музея. Я вообще не люблю чучела, но всё равно отметила, как тщательно местные таксидермисты подошли к делу, а уж когда выяснилось, что коллекция собиралась не один десяток лет - именно потому, что животных специально ради чучел не убивали - ещё больше зауважала здешний научный коллектив:-). И меня очень впечатлило разнообразие живности, особенно птиц.
Здесь я сделаю перерыв:-) Смотрите в следующей записи: