Учёт зверей в Кавказском заповеднике в июле 2011 (Ассара-Воробьёва-Геоморфологов), часть 1

Aug 09, 2011 14:13

Дозрела:-)
Осторожно, длииииииинное вступление (и заодно день первый)
Всегда стоит ожидать, что из пары десятков участков, на которые разбивается Кавказский заповедник на время учёта высокогорных копытных, нам, волонтёрам, дадут выбирать из тех, на которые самим сотрудникам идти не очень охота (недовольными нас при этом назвать никак нельзя, а что вы думали:-)). Так было в прошлом году, когда нам достался хребет Герцена с окрестностями, и можно было ожидать, что и в этом году нам предложат что-то подобное. Так и вышло: среди прочего в списке был и наш прошлогодний участок, но мы, руководимые желанием не только помочь заповеднику, но и увидеть то, что никогда не видели, решили не повторяться; так я узнала, что Паша выбрал участок Воробьёва-Ассара, с пиком Геоморфологов и верховьями Киши и Китайки.
Честно говоря, не ожидала в этом году похода туда: среди наших планов на 2011-й этих мест не было, а после прочтения душераздирающего Юриного очерка, в котором, в частности, встречались слова "второй раз туда пойду только если очень-очень-очень надо будет, ну там война начнётся или ещё какая херня", не думала, что в ближайшее время возжажду оказаться там. Вспоминалась и глава "Пик Псих" из "Тропами Горного Черноморья" (нам не обязательно было повторять путь Ефремова, но кто знает, какие неожиданности, о которых он не упоминал, могут оказаться на маршруте по ГКХ в районе Ассарского хребта? он ведь ходил отважно:-)). Да и Юра Дорош, как по заказу, напомнил о прошлогоднем своём походе на Ассару и пик Пришвина отчётом, в котором попадались страшные слова "уклон до 75 градусов", "отказалась идти дальше" и т.д.:-). Короче, воодушевлённые этим, мы стали резко искать попутчиков в группу.
Учётные группы состоят обычно из двух или трёх человек, но допускается четыре; так сложилось, что у нас уже два раза было по четверо участников (ностальгирую по обеим группам - на редкость приятная и надёжная компания была и в июле, и осенью, Дима, обнимаю), и всегда, в силу обстоятельств, попутчики определялись незадолго до похода. Так вышло и в этот раз: компанию нам составили Борис с Ольгой.
Точно, наверное, с кем Новый год встретишь, с тем и проведёшь. Мы знакомы несколько лет, но такое количество совместных походов и выездов у меня впервые - была и горнолыжка на Красной ПОляне, и снежная встреча весны на Тхабе, и вело-Крым... ну, это только в радость, компания что надо:-).
Итак, заканчиваю с затянувшимся вступлением. 2 июля мы выехали в Красную Поляну. Стоило сделать это хотя бы на день раньше, но мы не смогли, и это стало одним звеном из цепи обстоятельств, в силу которых мы пролетели с заброской транспортом в район Чугуша:-). Кстати, пока не забыла: на пути из Краснодара в Сочи (конкретнее - Шепси) наконец-то появилась круглосуточная едальня! Очень важно для тех, кто ездит туда по ночам, ибо купленные в магазине пирожки, бананы и растворимый кофе, всыпанный в кока-колу, могут и надоесть:-). Если что - вы вряд ли её проедете, потому что задолго до Шепси на дороге вам начинают попадаться баннеры с любезным уточнением, сколько осталось ехать до пончиковой "Сэр Пончикс". Мало того, у этого заведения есть даже своя стояночка, хоть и через дорогу; а сама пончиковая - приятная, помимо собственно заглавного блюда там можно купить и кое-что другое, попить кофе, а пончики действительно очень вкусные и недорогие (40 рублей за 100г - это в среднем 4 штуки). Очень радует, скажу я вам, когда хозяин, имеющий средства на стоянку и кучу баннеров, строит не игорный дом или бордель, а такое хорошее и нужное заведение:-).
В Адлер мы приехали поздно вечером. Здесь нам нужно было забрать у сторожа в конторе заповедника наш журнал учёта с пропуском и приказом; со второй попытки нам это удалось, и мы поехали в Красную Поляну - найти где-нибудь место переночевать.
В идеале, конечно, хотелось заночевать на кордоне Лаура, но будить хозяев в позднее время мы не стали и, после пары попыток найти место для палатки, вернулись в Поляну и с трудом приткнулись на окраине посёлка, наверху. Вообще, со всей этой стройкой не знаешь, где и перекантоваться перед походом, с грустью вспоминаю прошлые времена, совсем недавние... Рядом с кордоном заповедника - стройка, дорога с прозрачным ограждением, и буквально сразу на противоположном берегу Ачипсе - модные коттеджи, которые так и кричат всем своим видом о том, кто в них будет жить. Русло же Мзымты выглядит, как окрестности Ортханка во время "окультуривания" их орками (ночная тьма делает аналогию полной). Туман, поднимающийся с воды, делает многочисленные огни стройки призрачными, а всю эту возню - какой-то потусторонней. И именно ночью, увидев, насколько высоко забираются огни стройки по склонам, понимаешь, насколько всё... гм, далеко зашло. Зрелище грандиозное и угнетающее; после похода Красную Поляну стоит проскакивать с закрытыми глазами, чтоб не портить впечатления:-).
...Утром мы приехали на кордон. Уже давно было понятно, что на вертолёт (была такая возможность; прямо скажем, для некоторых это был весомый повод принять участие в учёте:-)) нам рассчитывать не приходится - и погода до этого была не очень хорошей для того, чтоб его планировать, и (как мы узнали впоследствии) использовался он в тот день для других целей:-). Ну что ж, значит, забрасываемся на машине до Османовых балаганов... а нету машины! Она застряла где-то на Псекохо (я помню, Юра!:-)), и решить проблему каким-то ещё образом сегодня нельзя - воскресенье, Гриши Аверьянова нету на месте:-). Переварив информацию, мы (делать-то нечего) взваливаем на плечи рюкзаки и начинаем свой путь пешком.
Одним из вариантов был подъём сразу под Ассару по отрогу вдоль одноимённого ручья, но ввиду позднего времени (пока выясняли обстоятельства да раскидывали общак по рюкзакам, подошёл обед) и того, что это всё-таки первый день, решили идти самым надёжным путём - тупо по дороге до Османовых балаганов.
Несколько раз бродили речки (и нафига я любовно пропитывала ботинки?) и видели обалденно красивую большую жабу - шоколадно-загорелую (лапки - как у негритянского ребёнка), и с золотистыми, конечно же, глазами. Разок встретился и сиреневый рододендрон.

- вот он, понтовыйпонтийский:-) Опять темно, но решила выложить уж.

- что это за дом, я не знаю. Оштукатуренный, с цементными ступеньками (!) к крыльцу, чуть поодаль стоят вынесенные кровати:-). Заброшен, пол плохой.
Вечером подошли к домику Гречко. Точнее, здесь сейчас навес (впрочем капитальный), а сам домик Гречко - чуть выше, надо пройти несколько сот метров (домика давно уже нет, хотя кто-то утверждал, что вроде отстроили его). После привала в этом месте Борис с Ольгой уже стартовали наверх, но тут Паша решил звякнуть Диме Комарову и уточнить ситуацию с водой наверху. После этого пришлось бежать и останавливать ушедших:-) - воды на балаганах нет, нужно или топить снег, или идти на озеро (ещё минимум минут 40, и уже потемну и по рододе). Подумав "да что же это такое", остаёмся на ночь тут, заведя будильник на 5 утра.

День второй
В 6 утра нас разбудили истошными сигналами машины, бряцанием оружия и приказом выйти из палатки:-). Каким-то образом мы проспали будильник, и провидение послало нам егерей на уазике (вот спасибо, иначе не знаю, куда бы мы за этот день дошли). Они выехали в антибраконьерский рейд на Березовую и наверное, сами офигели, увидев палатку почти на дороге:-). Недоразумение быстро уладилось, но вот довезти нас наверх они не согласились. Позавтракав и строго указав нам сжечь за собой мусор, они ушли к Березовой (минут через 15 мы услышали серию выстрелов и подумали "ого"). Вздохнув:-), мы двинули наверх.
Лес заканчивается, и - опа!- открываются виды на знакомые места, многие из которых мы посетили совсем недавно.
Здравствуй, Большая Чура:

Аибга:

Малый Чугуш:

Чугуш. Никогда не видела его так близко. Видно серпантин дороги:

Довольно быстро дошли до полян и там встретили двух людей - как оказалось, коллеги:-). Им нужно было считать соседний участок. Между делом выяснилось, что лицо девушки, Марии, не зря показалось мне знакомым - виделись на заседании Экологической Вахты, да и публикации её я читала. Немного поговорили и пошли наверх.
Сам Чугуш по сути расположен не на самом водоразделе, а на отроге ГКХ. К нему ведёт утоптанная тропа налево (где конкретно на неё выйти - я не помню), мы же стараемся максимально быстро вылезти на гребень и по нему уже идти вправо.
Оглядываемся на Ачишхо:

Просто оглядываемся:-):

Вот и гребень.

- вдалеке посередине кадра гора Воробьёва. Проходим по пути один из обсуждаемых ранее при планировании перевалов в гребне - Транскавказ (довольно суровые здесь 1Б, хоть крутой участок и короток - я бы там подстраховалась, правда!), но лишь отмечаем его про себя - нам нужно гораздо дальше, мы хотим дойти сегодня до озера Пришвина. Одноимённый пик стоит в стороне от главного гребня (как его классифицировали специалисты? останец ледникового обтекания - седло древнего перемётного ледника), мы проходим его стороной. Если не ошибаюсь, то самая его верхушка видна на фотографии за зубцами гребня, по которому мы идём (справа, в верхней части кадра); подножия, выходящие на русло Киши, тоже видны за гребнем.
По пути нас догоняют налегке Мария с напарником (вышли в радиалку). Снимаю их:

Гребень в этих местах как будто разделяет два царства: по правую руку - относительно плавные, хоть и довольно крутые травянистые склоны (это тоже наш район, бассейн Ачипсе со впадающими в неё Рудовой 1-й, Рудовой 2-й, Туровой), а по левую - снег и тёмные скалы иззубренных вершин (вы на них в моём очерке ещё налюбуетесь:-)).
Пока - несколько кадров с гребня, и назад, и вперёд по пути (нужно ли говорить, что был туман?:-)):

Туман, как и должно было быть, наполз после 12 часов, в некоторых местах затруднив нам навигацию, потому что всё время по гребню идти было нельзя. Так, перед очередным зубцом Паша пошёл на разведку.

Выяснилось, что поверху идти без верёвки слишком уж "сексуально" (а доставать верёвку в первый же день не хотелось), и он ещё раз ушёл - искать обход. И не успел он спуститься в ближайший кулуар, как чуть не столкнулся с птицей! Мы услышали резкое хлопанье крыльев и увидели, что какому-то крупному хищнику, внезапно вынырнувшему из тумана, метров двух не хватило, чтоб врезаться в нашего предводителя, мы все аж оцепенели:-). Потом он рассказывал, что очень чётко увидел и растопыренные лапы с когтями, и офигевание в глазах птицы (насчёт выражения глаз, может, и сочиняет, но кто упрекнёт?:-)) - я думаю, воспоминаний ему надолго хватит:-).
Ну, пока он ходит, поснимаем чуть-чуть контрфорсы хребта:

Во время ожидания туман слегка рассеялся, и мы увидели на склоне кучу светлых пятнышек. Животные! Подумав, определили их как туров, хотя очень смутил цвет шерсти - слишком уж светлая. Только увидев впоследствии линяющих козлов - старая шерсть у них гораздо светлее - мы убедились, что были правы, да и некому там больше быть. Они паслись кучей на довольно крутом склоне, глазастая Ольга разглядела, что они чуть ли не лижут землю - солонец, что ли? Но для искусственного солонца там крутовато. Лишь после похода, перечитав Ефремова, я узнала, что в балке Туровой есть соляные выходы - по-моему, примерно там мы туров и увидели.
Вернулся за нами Паша. Похоже, именно тут ожидали нас те самые склоны, о которых писал Дорош:-). Осторожно пошли. Где-то шли, где-то ползли, где-то надо было спускаться, где-то траверсировать, где-то лезть вверх. В общем, проходимо. Так делали паузы для разведки (уже покороче) несколько раз.

- тут видно, что систему Паша всё-таки надел:-)
Когда чуть проясняется, можно оглядеть часть окрестностей:

,иногда вместе со спутниками:

- Борис сейчас на самом деле идёт по узкой полочке на борту кулуара, внизу довольно глубоко.

- только что, казалось бы, солнце было. Но впрочем, вам ли не знать горную погоду.

Наконец, пройдя ещё несколько зубцов (они проходятся быстрее) вышли на снежник, по которому можно спуститься к озеру Пришвина, пройдя мимо пары совсем мелких водоёмов.

Пока Пашка разведывает оптимальный спуск - вид взад:-)

- где-то там мы траверсировали гребень.

Разведали, пошли:

Сзади проглянул Джемарук:

На этом снежнике, на более крутых участках, мне два раза пришлось зарубаться - даже странно. Вышли на выположение рядом с гребнем (он заворачивает, поэтому, сначала отдалившись от него, мы потом снова приблизились - срезали) и поняли, что вниз сегодня не пойдём:

стоянка классная, виды клёвые (когда тумана нет:-)), и озеро Пришвина видно сверху. Точнее, озёр оказалось несколько; возможно, в августе-сентябре часть их пересыхает.

- вечерние озёра и громоздящийся (дыбящийся, сказал бы, наверное, Ефремов:-)) над ними пик Ассары. (а вообще странно, что у меня нет фотографий пика Пришвина с этой экспозиции, да? это всё туман, неудачные точки съёмки и немножко невнимательности:-) ну ничего, позже я вам его всё-таки покажу).
Гребень в этом месте понижается, мы видим Аибгу (с прочёсами трасс, да!), и есть связь, но - сердце заповедника.

Лагерь отсюда мы завтра переносить не будем - сходим в радиалки. А пока оглядимся и полюбуемся вечерними красками...

...и понаблюдаем, как текут синие облака через торжественно-тихий гребень с засыпающим Чугушом во главе:

Продолжение следует. [к части 2]

о недавнем, Кавказский заповедник, фото, ГКХ, Горное Черноморье, полной жизнью, r4, Ассара - Воробьёва