"Ваничка Толстой. 2520 дней любви"

May 15, 2013 18:27

Сегодня - день семьи. И не важно, из кого состоит ваша семья - из прадедушки или правнучки, мамы с папой или троюродной тети и брата, из всевозможных рыбок, котов или из собственного , любимого эго, главное - это - ваша семья. Заглянем в жизнь одной из великого множества семей, в семью Льва Толстого. О некоторых сторонах жизни этой семьи рассказывает выставка «Ванечка Толстой. 2520 дней любви», которая до конца мая проходит в музее - усадьбе Толстого в Хамовниках
Выставка посвящена 125-летию со дня рождения Ивана Львовича Толстого, последнего сына Толстых - «Ванечки», как любовно называли его в семье. Ванечка родился 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1888 года в этом московском доме и прожил 6 лет, 10 месяцев и 22 дня, что в сумме составляет 2520 дней. Он рос в окружении любви и любящих людей. Выставка располагается в Классной комнате, рядом с детской и знакомит с семейными ценностями и традициями Толстых, особенностями воспитания детей, дает представление об увлечениях и занятиях Ванечки, его отношениях с близкими.



Толстая Т.Л. Портрет Ванечки Толстого 1894г. Бумага, сангина

Лев Николаевич Толстой считал сына духовно, нравственно одаренным ребенком, он притягивал к себе людей необыкновенной чуткостью и ласковым вниманием ко всем. Эти качества Толстой больше всего желал видеть в своих детях. Ванечка был одним из самых любимых детей Льва Николаевича. По словам С.А., Лев Николаевич ни одному из своих детей не уделял «столько внимания и души», сколько Ванечке. Л.Н. записал в дневнике в 1891 году: »Кухаркин сын Кузька, ровесник Ванечки, пришел к нему. Ванечка так обрадовался, что стал целовать ему руки. Так естественно радоваться всякому человеку при виде другого».



Лев Николаевич Толстой в кругу семьи. Ясная Поляна 1892г. Слева направо: Михаил, Лев Николаевич Толстой, Лев, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна Толстая, Мария. На первом плане - Ванечка и Александра. Фотография фирмы «Шерер, Набгольц и К°».

В своих воспоминаниях С.А. Толстая писала: «Ваничка из всех детей был больше всего лицом похож на отца. Те же глубокие и вдумчивые светлые глаза, та же серьезность духовного внутреннего содержания. Как-то раз, расчесывая свои вьющиеся волосы перед зеркалом, Ваничка обернул ко мне свое личико и с улыбкой сказал: «Мама, я сам чувствую, что похож на папу»».



Ванечка Толстой 1890-1891гг Тула Фотография И.Ф. Курбатова

Софья Андреевна Толстая до самозабвения любила мир своего последнего ребенка и мир его детских радостей. Она сберегла все, что было связано с памятью о Ванечке. Все его игрушки и «вещицы». Софья Андреевна была центром детской жизни в семье. Ни одно событие из семи лет жизни Ванечки не проходили без ее участия: она готовила праздники, подарки, кукольные представления, рассказывала истории, рисовала, собирала и составляла гербарии. Любовь матери и сына была сильной, нежной. Сохранилось много писем, записочек, так в разлуке с мамой Ваничка писал 2 декабря 1894 года: «Без тебя скучно что-то на душе чижало».






Софья Андреевна с детьми: Андреем, Михаилом, Александрой и Ванечкой. 1892г. Москва Фотография фирмы «Шерер, Набгольц и К°».

Сохранилась маленькая записка с надписью на обороте: «Графине Толстой», где без знаков препинания, карандашом выведено детским почерком: «Пожалуйста приходи къ намъ на фокасъ въ семь часовъ Саша и Ваня».







Когда в семье Толстых появился 13й ребенок, Софья Андреевна хотела назвать мальчика Юрием. Она рассказывала: «Старшие сыновья, сложив первые буквы своих имен, решили, что недостает буквы И, чтобы получилось слово СИЛАМИ. С - Сергей, И - Илья, Л-Лев, А-Андрей, М-Михаил. Имена же девочек означали слово ТМА: Т- Татьяна, М-Мария, А-Александра. И вот мальчики кричали, что победили СИЛАМИ своими ТМУ и настаивали на имени Иван. Но почему-то и девочки этого хотели и Лев Николаевич». Ванечка с самого рождения вызывал в семье нежные и трепетные чувства. Сергей был старше на 25 лет, Илья - на 22 года. Илья и Сергей жили уже отдельно. «Лев Николаевич говорил, что он захлебывался от счастья, и любовался им (Ванечкой), когда он, ловко перебрасывая воланы, играл с братом Сережей, который при этом выкрикивал: «Альфа и Омега»», писала Софья Андреевна в записках «Моя жизнь»



Л. Н. Толстой с женой и детьми. Ясная Поляна. Фотография С.С.Абамелека-Лазарева. 1884 г. Стоят: Татьяна и Лев; сидят: Илья, Лев Николаевич с Андреем и Михаилом, Сергей, Софья Андреевна с Александрой на коленях, Мария

«Дочери Татьяна и Маша, не имея своих семей, всю способность материнской любви перенесли на маленького брата». Он отвечал своим «милым барышням» взаимной любовью. Вот одно из писем Ванечки к Татьяне, записанное рукой С.А. 1 ноября 1894 г.: «Прощай, милая Таня, скажи папа, Маше, что я их целую и кланяюсь, я тебя крепче всего целую, даже тебе будет приятно, как я тебя люблю, и никогда не расстанусь с тобой, и если ты выйдешь замуж, я буду очень плакать, если твой муж уедет в свое имение. Твой брат Ваня».



Татьяна Львовна с мужем М. С. Сухотиным. Ясная Поляна. Фотография С.А.Толстой. 1900 г.

С младшей дочерью Толстых Сашей Ванечка рос рядом, они вместе играли, гуляли, читали. Ваня всегда заступался, если Сашу обижали. Вот отрывок из дневника Вани 1895 года, в котором ребенок описывает обычный день семьи: «Пятница. Саша рисует. Мама пьет кофий с Мишей и Марьей Александровной Цуриковой. Митя наш локей уезжает в Тулу… Счас придет Филатов. Саша идет на танцы класс…Саша пьет чай. Мама одивается. Няня шьет. Стипан убирает гостиную… Андрюша читает… Саша смиется. Миша учицся… Лева пишет».



Александра и Ваня Толстые 1890 г. Тула Фото И.Ф. Курбатова

Больше всех среди младших сыновей Ванечка любил Мишу. Ему нравилось, когда Миша играл на скрипке, особенно Ванечка любил слушать вальс Шопена. За несколько дней до кончины Ванечка снял со стены своей детской разные картинки в рамках и снес их в комнату Миши, взял молоток и повесил все свои картинки в Мишиной комнате. Михаил в последствии назвал Иваном своего первого сына.



Няни с Ваней Толстым (справа) и Митей Кузминским и дети Толстые и Кузминские. 1888г. Ясная Поляна. Фотография С.С. Абамелика-Лазарева. Слева направо сидят: Вася Кузминский, Андрей Толстой, Саша Кузминский, Миша и Александра Толстые

Дети Толстого были дружны со своими двоюродными братьями и сестрами Кузьминскими и всегда с радостью ждали их приезда летом в Ясную Поляну, где вместе играли, ходили в лес за грибами и ягодами, купались в реке Вороке.



Дети Толстые и Кузминские на прогулке в парке Ясная Поляна. 1888г. Фотография С.С. Абамелик-Лазарева



Митя Кузминский (слева), Ванечка и Александра Толстые в парке Ясной Поляны. 1890 г. Фотография С.С. Абамелик-Лазарева



«Гигантские шаги» Ясная Поляна 1888г. Фотография С.С. Абамелик-Лазарева

В семье Толстых с ранних лет в детях развивали чувство слова, вкус к литературному творчеству. Дети Толстых учили иностранные языки, переводили, писали письма, вели дневники, сочиняли истории. Ванечка довольно рано начал сочинять, под его диктовку С.А. записала рассказ «Спасенный такс». «Мама, я хочу, как папа сочинять. Я тебе буду говорить, а ты пиши». Рассказ Вани о спасенной им собачке учит добру, милосердию и состраданию - вечным христианским добродетелям. Рассказ был напечатан в детском журнале «Игрушечка» в разделе «Для малюток» в 1895г. К этому рассказа Софья Андреевна сделала фотоиллюстрацию: около беседки в саду Хамовнического дома - Гриша Нагорнов, внук племянницы Толстого Варвары Валерьяновны Нагорной, кормит маленького такса.




Неотъемлемой частью образования и воспитания в семье Толстых было чтение. Лев Николаевич старался заинтересовать детей теми книгами, которые были в равной степени интересны и ребенку и взрослому. Настольными книгами были книги Андерсена, Диккенса, Ж.Верна, «Робинзон Крузо» Дэфо, «Путешествие Гулливера» Сфивта, «Отверженные» Гюго. Свои произведения, кроме рассказов из «Азбуки» (по этой книге Ваничка учился читать) и «Книг для чтения», Толстой никогда не рекомендовал. В семье давно сложилась традиция читать вслух. Особенно любили читать романы Жюль Верна. Толстой восхищался Жюль Верном и считал его «путешествия» во всех отношениях полезными, потому что в них можно соединить чтение с игрой, развлечение с поучением. Книга «Вокруг света за 80 дней» не была иллюстрирована в 1870 е годы и Толстой сам рисовал к ней иллюстрации, приводившие в восторг старших детей.



Рисунки Льва Николаевича Толстого к роману Ж. Верна «Вокруг света в восемьдесят дней» 1870е гг.

В 1894 году Толстой писал жене: « Чтение «Детей капитана Гранта» продолжает иметь большой успех: участвует и няня и я иногда». «Саша с Ванечкой рассматривали карту мира и узнавали, где Патагония, в которую поехали дети капитана Гранта». С.А. Толстая читала детям « 80 000 верст под водою». «Говорю им - Это трудно, вы не понимаете.» А Ваня говорит мне: « Ничего, мама, читай, ты увидишь, как мы от этого и от «Дети капитана Гранта» поумнеем».



Литографические карточки. Пособие по изучению экономической географии. Губернии России XIXв. Литография, бумага.

Одна из семейных традиций Толстых - писать письма. Сохранилось единственное письмо Вани к отцу, написанное в феврале 1895 года. Письма и записочки отца Ванечка хранил в кожаном бюваре, подаренном ему Л. И. Веселитской (Микулич).



Бювар Вани Толстого. Россия 1890е гг. Кожа, картон, атлас шелковый, тиснение.




В одном из писем (1 января 1894 года) Лев Николаевич писал Ванечке: «Я поймал 3х крыс внизу, и одна защемила себе хвост, и хвост толще твоего пальца. И Маша с Надей Ивановой выносили выпускать ее…А я выпускал своих на прешпекте и они прыгали так, что на аршин и забивались под дерево…А вчера Таня сказала, чтобы привезли барана из Овсянникова, потому что люди хотели мяса, и Стаховичу, и Наде Ивановой , и привезли барана и убили его. Вот это принципы…». Ванечка знал, что у папа принципы и убивать животных и есть баранов - грех. И отец не сомневался, что Ванечка все поймет и крыс пожалеет.




Ваничка был очень способный: в шесть лет он свободно владел английским, понимал немецкий и французский языки. На выставке представлено детское лото, на каждой из 108 фишек-карточек С.А. аккуратным мелким почерком на английском и русском языках написала название предмета. С этих картинок и начались занятия Ванечки иностранными языками.




Ваничкины тетрадки для рисования очень просты - это не альбомы с плотной бумагой, а чаще всего школьные тетради в клетку или линейку, подписанные неровно Ваниной рукой: «Ваня Толстой рисованье». Много предметов, нарисованных с натуры: корзиночки, кувшины.




Софья Андреевна покупала шаблоны для рисования в московском магазине «Мюр и Мерлиз». Это прямоугольные плотные листы с прорезями -очертаниями изображаемого объекта. По ним можно было рисовать животных, птиц, людей. Ваня прорисовывал фигуру по шаблону, а потом аккуратно раскрашивал цветными карандашами.




Часто встречаются рисунки с повторяющимся сюжетом, рисунок сына и матери: один лист разделен горизонтальной чертой на две части - вверху «дом» старательно прорисованный рукой С.А., внизу - тот же рисунок, выполненный рукой Вани. Среди многочисленных рисунков чаще всего попадается рисунок с хамовническим домом и садом.







Одно из любимых занятий младших детей Толстых - вырезание картинок. Цветные картинки покупали в магазине и сами вырезали их по контуру. Тематика картинок самая разнообразная: дома, люди, животные, сказочные персонажи. Эти картинки наклеивали в тетради или вставляли в рамку и вешали на стену.




Сохранилось около 300 таких картинок. Разглядывая их, можно сочинять сказки и истории, при этом развивается воображение и речь ребенка. Подтверждением того, что это занятие было любимым в семье Толстого, служит дневниковая запись Софьи Андреевны: «Вечером сегодня играла с ней (Сашей) и Ванечкой, рассказывала им картинки и истории». В эту игру с вырезанными картинками были вовлечены не только мама, но и сестры и друзья дома.



Особенно Ване нравилось составлять и разгадывать шарады. Сохранилась записная книжка в картонном переплете с надписью: «Ваничкины шарады. 1895г»




Из обучающих, познавательных игр сохранились «Рельефные картинки животных Гагельберга». В папке находятся 20 таблиц с описанием и изображением разных видов млекопитающих животных, составленных под редакцией доктора О.А. Гримма и профессора Э.К. Брандта. Издание 1882 года. По этому пособию занимались средние дети Толстых и Ванечка.




Покупных игрушек в семье Толстых было мало, в семье поощрялись игры, в которых можно было проявить смекалку и изобретательность. К таким играм относится иностранная игра «Паркет». В небольшом ящике хранятся небольшие треугольные фигурки разной формы, из которых можно составлять разные узоры, складывая вместе фигуры по принципу мозаики. Составляя интересные композиции, Саша и Ваня приглашали маму на «выставку» своих произведений, о чем гласит записка: «Выставка А.Т. и И.Т.»



Игра настольная детская «Паркет» Запад. Европа. Конец XIXв.

Сохранились среди игрушек Ванички и картинки, которые надо складывать из фрагментов - прообраз современных пазлов. Картинки XIX в. небольшие, в половину тетрадного листа, с простыми сюжетами: детскими забавами, животными, временами года.



Картинка цветная складная. Россия. 1890е гг. Картон. Бумага. Цветная печать.

Сохранился выпиленный лобзиком из дерева петух, правда, кто сделал игрушку - неизвестно.




На выставке представлены два маленьких, трогательных, маленьких и самодельных башмачка - выкройка ботиночка из кожи с застежкой в виде бусинки и кожаная туфелька без задника, украшенная бантиком. Эти два экспоната представляют интерес в связи с увлечением Л. Н. Толстого: с 1880х годов он сам шил обувь для себя и своих друзей. Маленький сын в подражание отцу сшил свои маленькие башмачки.







Ванечка любил собирать открытки. Сохранилось много пасхальных и рождественских открыток, а так же с днем рождения и на именины.




Любимым праздником у детей Толстых была пасха. Сохранилось пасхальное яйцо, расписанное Софьей Андреевной рисунком «ягодка», состоящее из двух половинок. В яйце, наподобие «киндер-сюрприз» хранилась миниатюрная фарфоровая посудка: молочник, кувшинчик, чашечка с блюдцем.







Ванины сокровища хранили долго и старательно, поэтому они не затерялись в уголках Детской. Среди них - и коробочка из картона в виде подковы, и «человечек» ручной работы из проволоки и шерсти.







После смерти Ванечки от скарлатины (27 февраля / 7 марта 1895 года) Лев Николаевич писал своему другу А.А. Толстой: »Он жил для того, чтобы увеличить в себе любовь, вырасти в любви так, как это было нужно Тому, Кто его послал, и для того, чтобы заразить нас всех, окружающих его, этой же любовью, для того, чтобы, уходя из жизни к Тому, Кто есть любовь, оставить эту выросшую в нем любовь в нас, сплотить нас ею».






Л. Н. и С. А. Толстые после смерти Ванечки. Ясная Поляна. Фотография С. А. Толстой. 1895 г.

Previous post Next post
Up