Решил начать серию небольших заметок про нашу, отечественную «айдентику». В этих заметках я не собираюсь критиковать или восхищаться тем, что уже есть. Пожалуй одной из главных целей будет поиск того как ускорить и улучшить будущий рост этого направления в отечественном дизайне который возможно подарит нам и новый графический. Для этого, я не хочу ограничиваться только своим блогом и данные заметки будут размещаться на ресурсах, где в первую очередь присутствует большое скопление представителей этой профессии. Но, мнение и рассуждение людей которые не связанны с дизайном так же важны. Ведь именно они являются прямыми потребителями этого продукта. Надеюсь, что в этих заметках найдется место не только спорам и сомнениям, но родятся интересные мысли которые помогут улучшать и будут полезны всем.
Начать я хочу с не самой простой, но на мой взгляд очень важной темы - шрифт в фирменном стиле. Думаю, что очевиден тот факт, что в отечественной айдентики есть огромный пробел в этом вопросе. Почему? Пожалуй первое что приходит на ум, это отсутствие профессионалов в этой области. А второе - цена этого вопроса. Но, на мой взгляд оба этих пункта не на столько критичны и должны быть глубоко проанализированы нашими профессионалами дизайна.
Шрифт и фирменный стиль - это две взаимосвязанные вещи. Если шрифт не является первоначальным фактором идентификации, то он может занимать как минум второе или третье место по своей значимости. Начнем с того, что любая корпоративная продукция содержит в себе информацию, которая крайне важна для идентификации. В этом случае фирменный шрифт может стать вторым рычагом идентификации продукта, а в некоторых случаем и выйти на первый план. А если убрать на время в сторону корпоративную продукцию и перейти непосредственно к рекламной, то и в этом случае шрифт является важной константой в построении визуализации бренда. Следовательно роль фирменного шрифта очень велика и позволяет за счет него решать многие вопросы которые есть на первой стадии и появятся в дальнейшем развитии бренда.
Я думаю, что со мной согласятся многие в том, что сейчас в айдентике Казахстана практически нет примеров когда шрифт является уникальным и помогает выполнять задачи фирменного стиля. Начнем с того, что открыв «гайдлайны» известных отечественных брендов мы найдем лишь пометку о том, какой шрифт рекомендован для использования. И часто, этот шрифт скорее красив чем практичен. Возможно в этом и нет ничего страшного, ведь создание уникального фирменного шрифта дело не дешевое. Но, проблему я вижу в том, что в Казахстане качественных шрифтов которые бы включали большое количество начертаний, плюс кирилицу и специфические символы казахского языка, можно сосчитать на пальцах. И в итоге мы приходим к тому что «заезжанность» шрифтов уже не просто проблема фирменного стиля, а катастрофа всего казахстанского дизайна.
Пока, так сложился рынок, что создавать новый шрифт - не выгодно. Подобный труд стоит не малых денег, потом как это требует не только много время но и образования, профессионализма и просто любви к своему делу. Другой вопрос, почему до сих пор ни кто не начал хотя бы адаптировать шрифты под казахский язык. Готовой и качественной кириллицы - пруд пруди. А все что было когда-либо адаптированно, осталось на том же уровне и практически в том же количестве. Рекламному агентству нет смысла адаптировать шрифт или создавать новый, так как в рекламе чаще используются короткие блоки текста, в которых дизайнер без особых навыков и усилий дорисует нужные буквы. А вот айдентика могла бы подарить множество новых и качественных шрифтов. Да, я не исключаю, что появиться множество проблем с авторскими правами, но проблем для зарождения шрифтовой отечественной культуры я пока в этом не вижу.
Что мешает нашим рекламным агентствам, при выполнение очередного брифа, создавать новые шрифты? Да, я согласен, что создавая логотип небольшого тур. агентства, работа над шрифтом вряд-ли появится в целях. Но, давайте не будем забывать о наличии крупных брендов, для которых выкупить готовую гарнитуру за 100-200 долларов и адаптировать ее, не составит большой проблемы хотя бы в экономическом плане.
Что мешает нашим дизайнерам, помимо рисования красивых картинок для своих портфолио, создавать шрифты? Это не менее интересная работа. Да, возможно количество знаний еще не позволяет создавать финальный продукт, но как гласит одно поговорка - «Москва, не сразу строилась». Да и потом я не думаю, что наш дизайнер на столько жаден и не позволит использовать свой продукт своим друзьям и коллегам. А дальше больше. Масса начнет расти, начнется отбраковка, начнут требовать больше качество к себя же и т.д.
Резонный вопрос может появится и в мой огород. Мол ну раз говоришь, почему сам не делаешь?
Отвечу. Делаю. Да, я не нарисовал еще не одной полной гарнитуры/начертания. Но, в планах это уже есть и есть уже нароботки которые мелкими, но уверенными шагами сводятся в большую картину. Как минимум 4 начертания рубленного шрифта я планирую выпустит на следующий год.
Ну так что, готовы удивить всех и показать не только красивую картинку, но и открыть новую категорию в своем портфолио под названием «Шрифт»?
Продолжение серии следует...