Откуда берётся безнадёга

Mar 14, 2013 21:18

Посмотрел долгожданный новый фильм Соловьёва "Анна Каренина" (сами знаете, где он уже давно есть). Книгу читал безумно давно, классе в пятом-шестом, и толком даже не помнил всех мелочей, поэтому фильм посмотрел с интересом, тем более, что отец уверяет, что Соловьёв с большим вниманием отнёсся к авторскому тексту. Фильм очень неплохой, актёры замечательные (Олег Янковский, Сергей Гармаш, Александр Абдулов, Екатерина Васильева и т.д.), моя любимая Татьяна Друбич как всегда полна очарования. Жаль, что фильм вышел спустя годы и годы после того, как его сняли. Я уже даже не помню, когда я в первый раз о нём прочёл. Году в 2000, что ли? Или даже раньше? Ну короче, фильм вышел, как говорят, в 2009 году, а в сети всплыл, вроде бы, только сейчас, а между тем многих снявшихся в нём актёров уже нет в живых.

Однако, получил ли я удовольствие от просмотра? Думаю, скорее нет. И знаете, почему? Потому что снято хорошо и актёры отличные, но что толку в постановке, режиссуре и актёрском мастерстве, когда сюжет вертится вокруг похождений дураков и слюнтяев? Все герои "Анны" либо первые, либо вторые. Одни портят жизнь другим и себе, вторые, вместо того, чтобы действовать, пускают слюни и без конца себя жалеют. И именно в этом заключается моя главная претензия к русской классике - в ней нет сильных людей. Ну вот нечего прочитать у того же Толстого, чтобы это тебя окрылило, чтобы захотелось жить, творить, любить, совершать поступки и нести за них ответственность - сплошное слюнтяйство и глупость, глупость и слюнтяйство. И конечно загадочная русская душа, как же без неё. Согласно отечественной классике, русский человек не может просто постоять за себя, просто построить свою жизнь, просто сказать "Я люблю тебя" любимой женщине, просто заниматься любимым делом, просто наслаждаться жизнью или по крайней мере, блин, хоть что-то делать. Зато он может хлопать полными слёз глазами, оттопыривать губы, плакаться на жизнь первому встречному (русская непосредственность, дооо), корчить рожицы разной степени трагичности, хмурить брови и - обязательно - страдать. При этом, конечно же, ничего не делая. И ждать, что боженька всё сам за него как-нибудь устроит. А уж если припрёт, то русский человек не засучит рукава и не разберётся со своими проблемами, он сделает одно из двух:

1. Зарыдает
2. Схватит топор/пиштоль/берданку/дубину и кого-нибудь убьёт

А после этого конечно отправится куда? Ну конечно не в дурдом, а на Кавказ, где и погибнет так же трагично и выспренно, как жил. Вот тебе, жестокий мир!

Ну как же это тупо... Как же бесперспективно... И попробуйте мне доказать, что не отсюда начинается эсэнговская безнадёга, семена которой в нас кидают уже в школе всеми этими толстыми и прочими достоевскими. Не то, чтобы я был сторонником исключения русской классики из жизни со всеми потрохами, но... по-моему, не с такой литературы нужно начинать. Не такие летописи из жизни идиотов и буйно помешанных должны формировать (скорее убивать) вкус детей к чтению.

В каком-то фильме один герой американец шутливо размышляет о своих жизненных перспективах: "Или, может, написать классический русский роман, в котором ничего не происходит, но все знают, что скоро умрут?"

И как же символично всё же, что в России не родился свой безумно популярный русский Стивенсон, Жюль Верн или там Герберт Уэллс. Говорят, были они в России, но никогда не пользовались популярностью. Никогда не нужны были нашей стране гениальные учёные, смелые мореплаватели и безрассудные кладоискатели, зато решительно все литературные нужды читателей России удовлетворялись балладами об несчастных и больных на всю голову идиотах, которые несчастны, потому что они идиоты и больны на всю голову. Ах, как тонка, глубока и непостижима русская душа, да... Только вот, казалось бы, кому может быть интересно без конца ломать голову над непостижимой логикой души психопата?..

Чисто для тренировки - вы можете себе представить, как бы повели себя главные герои романа "Дети капитана Гранта", если бы эта книга была написана Львом Толстым? Думаю, всё действие романа Толстого "Сироты мичмана Ноздрюкова" прошло бы в исходном порту, все 902 страницы романа Эдуард и Елена Гленервановы и компания мечутся между плыть или не плыть, попутно жутко переживают за судьбы России, в процессе половина экипажа травится мышьяком или стреляется из пиштолей, а потом случайно забредший на борт пьяный, обездоленный и сошедший с ума гвардейский порутчик Жак ПаганелевческийЪ взрывает корабль и себя вместе с ним к чёртовой матери, так как не может расплатиться с кредиторами за карточный долг. "И сия пучина поглотила ея в один момент" (с) Ах, эта загадочная русская душа........

thoughts, literature

Previous post Next post
Up