Интервью с Владимиром Якунцевым о критериях готовности к крещению
Вопрос: Что означают слова о необходимости подлинного покаяния перед крещением и предупреждение о ложной уверенности в спасении?
В.И. Якунцев: Буквально речь идет о высказывании блаж. Августина. В своем трактате «О вере и делах» он писал следующее: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе; даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха. <...> С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения»*.
В писаниях и других отцов и учителей Церкви (а в большом числе все они, так или иначе, были связаны с опытом катехизации) мы достаточно часто встречаем мысль о бесплодности и, следовательно, недействительности Крещения без веры и покаяния. Следовательно, суетная вера в спасительность такового крещения возникала всегда, и с ней нужно было бороться. Однако уже ко времени блаж. Августина в церкви, видимо, стало настолько сильным давление противоречащего этой простой истине духа, что в своём трактате «О вере и делах» он откровенно, как мы видим, предостерегает и себя, и своих собратьев о недопустимости этого тяжкого греха - давать людям ложную уверенность в спасении. Сейчас же фактически повсеместно распространилась практика Крещения без подлинного покаяния, а значит, и без веры, а чтобы такая ситуация меньше мучила, то впоследствии критерии покаяния и веры, которые должны предварять Крещение, оказались «сбиты», а то и полностью забыты. Что же это за критерии?
Читать далее
Комментировать