Когда-то у нас в синагоге М. Шнейдер сравнивал ритуал Йом Кипура с другим обрядом, где также берутся два одинаковых объекта, с одним из которых поступают как с кодеш, а другой демонстративно уничтожают. Так проводят границу.
Он говорил о специальном ритуале, проводимом, когда расширяют границы Иерусалима или Храмового пространства (азары).
В Мишне Швуот 2:2 говорится:
...не прибавляют к городу и к азаре, кроме как при царе, и при пророке, и при урим и тумим, и при Санhедрине из 71 мудреца, и при двух жертвах благодарности, и при песнопениях. Идет Бейт дин, за ним две жертвы, а весь Израиль за ними. Внутреннюю жертву съедают, а внешнюю сжигают.
Всё это, естественно, требует пояснений. У Иерусалима - особый статус в смысле святости: в его границах, но не за его пределами, можно есть некоторые типы жертв или маасер шени. Потому, если расширяют границу Иерусалима, проводится некий специальный обряд: готовятся две одинаковые жертвы (Гемара объясняет, что это хлеба), их торжественно выносят к новой границе так, чтобы одна оказалась по одну, а другая - по другую сторону этой границы. Ту, которая находится внутри, съедают. А ту, которую вынесли наружу - уничтожают.
В Гемаре специально обсуждают, как несут два хлеба: рядом или один за другим. Если один за другим, понятно, что первый уйдет за пределы города и будет сожжен, а второй останется в пределах. А если вместе - как решить, какая из жертв подлежит уничтожению?! Для того и нужен пророк, отвечает Гемара.
Весь этот обряд берется из книги Нехемии 12:
(31) И возвел я знать Иудеи на стену, и принес две большие благодарственные жертвы для шествия поверх стены направо, к Мусорным воротам. (32) И пошел за ними Ошайа и половина знати Иудеи, (33) И Азария, Эзра и Мешуллам, (34) Иеhуда, Биньямин и Шемайя, и Ирмия, (35) И часть молодых священников с трубами: Зехария бен-Ионатан, бен-Шемайя, бен-Маттания, бен-Михайя, бен-Заккур, бен-Асаф И братья его: (36) Шемайя и Азарэль, Милалай, Гилалай, Маай, Нетанэль и Иеhуда, Ханани с музыкальными инструментами Давида, человека Божья, а Эзра, писец, - впереди них. (37) И (прошли они) у ворот Источника, и против них поднялись по ступенькам города Давидова, восходя по стене от дома Давида до Водных ворот, что на востоке. (38) А вторая благодарственная жертва шла в противоположном направлении и за нею я; а половина народа - на стене вверху: от Печной башни и до широкой стены, (39) И над воротами Эфраима, и над Старыми воротами, и над Рыбными воротами, и над башней Хананэля, и над башней Сотни - до Овечьих ворот; и остановились они у Тюремных ворот. (40) И остановились обе благодарственные жертвы в храме Божьем, и я, и со мною половина главных.
Хотя в книге Нехемии, очевидно, происходит нечто совершенно другое: никаких урим и тумим нет, никакую жертву не сжигают, а обе обносят по городским стенам с разных сторон, чтобы обойти весь город. Рамбам объясняет, что обряд, описанный в книге Нехемии, был совершен в память о том, как его когда-то делали по-настоящему, но не имел силы присоединить к Иерусалиму что-то новое. В Гемаре есть два танаических мнения: надо ли, чтобы было всё, перечисленное в Мишне (царь, пророки, урим и тумим, Санhедрин), или хотя бы что-нибудь из этого.
И дальше Гемара (Швуот 16а) говорит:
Аба Шауль говорил: два пруда были на горе Помазания: нижний и верхний. Нижний был освящен всем этим, а верхний не был освящен всем этим: его присоединили, когда вернулись из Вавилона, а у них не было ни царя, ни урим и тумим. Нижний пруд обладал полной святостью, и амей hаарец приходили туда есть кдошим калим, но не маасер шени. А хаверим ели там и кдошим калим и маасер шени. Верхний пруд не обладал полной святостью, и амей hаарец приходили туда есть кдошим калим, но не маасер шени. А хаверим не ели там ни кдошим калим, ни маасер шени.
[Прошу прощения у тех, кто не в теме, за изобилие терминов. Смысл в том, что нижний пруд относится к черте города времен Первого Храма, а верхний - нет]
А зачем же присоединили верхний пруд к городу? Потому что это было слабое место Иерусалима и оттуда удобно было его захватить.
Где же находились два пруда? Раши объясняет, что гора Помазания - это Масличная гора, но этого никак не может быть: на Масличной горе нет никаких прудов, и она никогда не находилась в черте древнего Иерусалима. Два пруда, очевидно, находятся на север от Храмовой горы, где при подходе к городу нет естественных преград, и есть военная необходимость построить стену.
Там, действительно, есть двойной водоем Вифезда или Bethesda (Βηθεσδά), упоминаемый в Иоанна 5:1-5. [Привет друзьям из NIH]. Говорится, что там было пять портиков. Вот так этот водоем выглядит на известном макете Иерусалима времен Второго Храма.
Два пруда находятся к северу от Храмовой горы (на плане справа под номером 35). В наше время это в Мусульманском квартале Старого города.
Евсевий в Ономастиконе так описывает Вифезду:
Вифезда (Βηθεσδά), купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.
Археологи говорят, что нижний бассейн был построен еще в 8 в. до н. э. Говорят, что это, возможно, пруд, называемый верхним в Млахим 2:18:17 во времена Хизкияhу:
И послал из Лахиша царь Ашшурский Тартана, и Рав-Сариса, и Равшаку с большим войском к царю Хизкияhу в Иерусалим. И пошли они, и пришли к Иерусалим; и поднялись, и пришли, и стали у водовода верхнего водохранилища, что на дороге в поле стирающих.
А верхний бассейн построен в 3 в. до н. э.
Оба бассейна находились за пределами городской стены, но в пределах стены, построенной Иродом. При Ироде построили водопровод и новый бассейн, называемый Биркет Исраэль.
Таким образом, у хаверим была традиция, что нижний бассейн, хотя и находился за городской стеной, был включен в черту Иерусалима еще во времена Первого Храма. А простой народ не различал верхний и нижний бассейн: оба за до-иродовой стеной, оба внутри иродовой.
В Евангелии говорится, что у прудов всегда находилось много больных, которые ждали, что бассейне произойдет возмущение воды. Считалось, что кто первый войдет в воду при ее возмущении, исцелится. Традиция, что пруды обладают целительной силой, пережила еврейский Иерусалим. В Элии Капитолине на этом месте находилось святилище Асклепия.
Желаю всем гмар хатима това.