Корона Арам Цова

Mar 12, 2012 17:14


В ТаНаХе несколько раз упоминается Арамейское царство Арам Цова, отличное от, например, Арам Дамесек. Рассказывается, что они выступили союзниками аммонитян, и что Давид разгромил царя Цовы Хададэзера.

В более поздние времена Цова стала частью большого Арамейского царства и больше не упоминалась, так что в наше время даже непонятно, где она находилась, понятно только, что где-то в Сирии, не там, где Дамаск.

В Средние Века установилась традиция, что Цова - это богатый и древний город Халеб - Алеппо на севере Сирии. Вениамин из Туделы и Петахия из Регенсбурга говорят, что Халеб - это Арам Цова. Петахия даже поясняет:

Халебом называется он потому, что на соседней горе паслись стада праотца Авраама, который по ступеням сходил с нее для раздачи бедным молока.

Большая синагога в Алеппо - огромная и действительно очень древняя. По легенде, ее построил военачальник Давида, Йоав бен Цруйя. Это, разумеется, легенда, но археологи считают, что она существует с 5 в. н. э., что для синагоги очень много. Самая старая надпись внутри синагоги относится к 834 г. н. э. Судя по всему, она пострадала при нашествии монголов, затем была мечетью, была разрушена Тамерланом и восстановлена в качестве синагоги в 1418 г.

Это всё была присказка. А теперь начинается сказка.

Как известно, в 7-10 вв. в еврейской традиции окончательно оформилась форма записи огласовок и знаков кантилляции. В Тверии в 9 в. было две школы, передававшие, каждая свою, семейную традицию чтения и кантилляции: бен Ашер и бен Нафтали.  О различиях между ними можно прочитать здесь. Например, школа бен Ашера читает "Исахар", а школа Нафтали - "Исъсахар".

Рукописная книга, о которой я рассказываю, была написана около 930 г. По традиции считается, что неогласованный текст был написан софером Шломо бен Буйя, а огласовки и кантилляции - Аhароном бен Ашером. Это - самая древняя книга на иврите, содержащая полный ТаНаХ.

В наше время есть ученые, считающие, что бен Ашер был караимом. В те времена раскол между караимами и раббанитами еще не был глубоким. Принадлежность к караимской hалахе ничего не говорила о традиции преемственности в таких вопросах, как прочтение ТаНаХа. Аргументируют это  тем, что  лет через сто книга оказалась в караимской синагоге в Иерусалиме. А также тем, что Саадия Гаон в то же время спорит с неким караимом по имени бен Ашер.

После захвата Иерусалима крестоносцами египетские евреи выкупили книгу - так же, как и множество пленных евреев, о чем в каирской генизе сохранилась переписка.

Рамбам, обсуждая, какие параграфы в Торе должны быть открытыми, а какие закрытыми, пишет (Законы тфилин, мезузот и Сефер Торы 8:4):

И поскольку я видел, что в этих вещах <открытых и закрытых параграфах> есть полный разнобой, и что хранители традиции опираются на противоречивые традиции, я счел необходимым перечислить здесь закрытые и открытые параграфы<..> И я опирался в этом на книгу, известную в Египте, содержащую двадцать четыре книги, которая была раньше в Иерусалиме. И многие делали с нее копии и опирались на нее, потому что ее просматривал бен Ашер в течение длительного времени...

Около 1375 г. один из потомков Рамбама вывез книгу в Алеппо, и с тех пор она хранилась в большой синагоге в специальном помещении, называемом пещерой Элияhу.

В 1947 г., через несколько дней после голосования в ООН о разделе Палестины, в Алеппо разразился еврейский погром. При голосовании в ООН арабские представители честно предупреждали, что такой исход голосования повлечет за собой опасности для евреев, живущих в их странах. Но, конечно, они кривили душой: погром в Багдаде был в июне 1941 г., а в Триполи - в ноябре 1945. И связаны они были не столько с возмущением сионистами, сколько с симпатией к нацизму. Впрочем, они не очень различали между этими двумя мотивами.

В Алеппо погибло 75 человек и было сожжено 150 зданий. Сгорела и большая синагога. Было объявлено, что сгорел и Алеппский кодекс. Но через несколько месяцев репатрианты из Алеппо сообщили Ицхаку бен-Цви, что, оказывается, книга уцелела: то ли служитель синагоги спас ее от огня, то ли ее спрятали за несколько дней до погрома.




Вот так большая синагога выглядела в 70-е годы.

Судя по всему, со Средних Веков было наложено проклятие на того, кто попытается вывезти книгу из Алеппо. В начале 50-х годов главный сефардский раввин Израиля, р. Узиэль, передал письмо руководителям всё ещё существовавшей небольшой общины Алеппо:

С тех пор, как я узнал о том, что разрушена старинная синагога в Арам Цова, я преисполнился страха за судьбу этой драгоценной рукописи. Я слышал, что члены общины Арам Цовы боятся взять эту святую книгу из-за проклятия, наложенного на того, кто сдвинет ее с места. Но теперь нельзя оставлять ее в Алеппо в чужих руках. И сейчас самое надежное место для сохранения "Короны"  <на иврите Алеппский кодекс называют "Корона Арам Цова"> - это государство Израиль. Поэтому я обращаюсь ко всем почтенным людям общины Алеппо: сделайте всё, что в ваших силах, чтобы спасти "Корону" от гибели!

"Корона" хранилась у р. Моше Тавиля. В 1958 г. сирийские власти решили выслать из страны торговца сыром Мурада (Мордехая) Фахама, гражданина Ирана. Фахам согласился попробовать вывезти "Корону". Ее вывезли завернутую в тряпку, внутри стиральной машины. Так семья собралась до Стамбула, а затем - до Израиля.

В Израиле он передал "Корону" мэру Иерусалима Шрагаю, а затем - президенту Израиля Ицхаку бен-Цви. В книге осталось только 294 из 487 страниц.




Потом еще был суд между представителями общины и Фахамом: они говорили, что велели ему отдать раввинам общины, а вовсе не президенту - безбожнику. Но он доказал, что ему велели отдать "Корону" в те руки, которые он сочтет наиболее подходящими.

"Корона" выставлена в Израильском музее, в том же павильоне, где кумранские свитки. С тех пор обнаружилось еще несколько разрозненных страниц.

еврейская история, ТаНаХ

Previous post Next post
Up