Театр начинается с буквы «Т»

Oct 07, 2009 02:45


Театр начинается с буквы «Т»



Все лето в Москве бушевал Чеховский фестиваль. Здесь показывали «другой» театр

На фото: Спектакль «Туман» на Чеховском фестивале. Режиссер - Даниэле Финци Паска. Цирк «Элуаз» (Канада) и Театро Сунил (Швейцария)

Театр меняется вместе с жизнью, с приходом нового поколения художников и зрителей. Современная хореография, пластический театр, театр художника, различного рода синтетические жанры, спектаклихеппенинги, новый цирк… В начале нового театрального сезона мы решили помочь тем, кто хочет понять, как смотреть новый театр, из каких деталей он сделан, какими ключами его открывать. Подготовить словарь мы попросили…

…известного театроведа Павла РУДНЕВА.

А


Антонен Арто

С его книги манифестов «Театр и его двойник» (1938) начинается новый театр. Сформулировал идею «театра жестокости», согласно которой спектакль должен стать для публики кошмарным сновидением, болевым шоком. Театр должен использовать только сильные, радикальные средства, чтобы пробудить зрителя от сна разума. Театр должен вызывать чувство дискомфорта. Арто сравнивал спектакль с бубонами чумы на теле зрителя - «переболев» своеобразной формой красоты, буржуа должен выйти из зала излечившимся.

Б

Биомеханика

Все слышали о системе Станиславского - технике подготовки артиста к роли. Система была принята при Сталине как базисная, и с тех пор по ней монотонно учат во всех театральных вузах страны. Но была и альтернативная система - у Всеволода Мейерхольда, о котором как о враге народа на долгие годы в СССР забыли. Если смысл системы Станиславского - в глубинном психоанализе, то биомеханика Мейерхольда в точности физиологической реакции, в безупречном владении телом внутри пространства. Биомеханика уподобляет сцену аппарату или механизму, а актера - атлету, супермарионетке, обслуживающей машину.

В


Вербальность/ Невербальност ь

Театр вербальный - театр слова и логики, театр, где главенствует пьеса. Это значит, что театр подчиняется литературе, обслуживает и иллюстрирует ее. В чем тогда оригинальность театра? Умные скажут, что в интерпретации текста, но тогда выходит замкнутый круг. В ситуации, когда все трактовки «Гамлета» или «Трех сестер» исчерпаны, начинается вакханалия режиссуры: герои Шекспира плавают в бассейне или скачут на цирковой арене, ходят в форме офицеров Третьего рейха или актеры играют пьесу задом наперед. Поэтому весь XX век театр пытался избавиться от диктата слова - эффективнее театр невербальный: пластический, ситуационный, театр художника и другие. О них мы и пишем в нашем словаре.

Г


Гротовский Ежи

Польский гений, оказавший огромное влияние на послевоенный театр. Режиссер эпохи Вудстока и хиппи, он внес в свою актерскую школу не только европейские технологии, но и многие восточные - от хатхайоги до индийского танца катхакали и японского театра но. Идею формулировал как «бедный театр», т. етеатр, отрицающий синтез искусств: есть только актер и зритель, где их внутреннему диалогу не мешает ни музыка, ни декорация, ни текст. Актер, по Гротовскому, не играет роли, не лицедействует, он - жрец и жертва, мученик, а зритель - его исповедник. В спектакле «Акрополь» о духовной катастрофе XX века обезличенные актеры сжигали тело Иисуса в печи Освенцима и сгорали сами.

Д


Документальность

Всегда выигрывают те, кто умеет рассказывать истории. Но поскольку театру вряд ли удастся удачно конкурировать в этой области с голливудскими блокбастерами, ему остается добывать истории из жизни. Пришедший из Англии жанр вербатим (по латыни «дословно») - один из важнейших трендов. Актеры, режиссеры, драматурги идут с диктофонами в народ (или работают с историческими документами) и вместе составляют текст спектакля, где нет ни одного выдуманного слова. Здесь нет зазора между прототипом и литературным героем, а актеры, наблюдая за натурой, упражняются в новых гранях реализма. В Москве вербатимом занимается театр документальной пьесы Театр.doc.

E


Естественность

В истории театра естественность и манерность колеблются по синусоиде. Сейчас период естественности. Театральный пафос, возвышенность, выспренность, манерность, исключительная серьезность, насильно культивируемая духовность, бесплотность выглядят старомодными и смешными. Современный театр дерзкий, телесный, эротичный, хулиганский, предельно ироничный, злой, дразнящий, работающий в натуральной школе. В современном театре театральность - признак дурного вкуса.

.

Ё


Ё…

Мат на сцене - непростая тема. Нигде в мире проблема языка на сцене не стоит так остро. Хотите жить в свободном обществе, ничего не запрещайте, кроме подсудных дел. Хотите избежать обсценной лексики, вводите цензуру, но тогда не жалуйтесь на культурную изоляцию. Неопрятная лексика - это еще одна грань реализма, дань естественности и натуральной школе: как еще должен изъясняться человек, если он в тюрьме под следствием или находится в состоянии шока? Ясно же, что не стихами.

.

Ж


Жестокость

Итальянский футурист Филиппо Томмазо Маринетти считал, что новый театр должен физически будоражить зрительный зал. Современный театр мечтает убить в зрителе пассивного наблюдателя, возбудить любую его реакцию, вывести из состояния комфорта. Жестокость, насилие, секс на сцене, грубая лексика - формы пробуждения чувственности сытого буржуа, пришедшего в театр развлекаться и приятно проводить время. Театр заставляет мучиться и страдать, заставляет зал задумываться и сопереживать.

.

З


Занавес

Занавес отмирает, как давнымдавно отмерла и суфлерская будка, нужная театру, когда он выпускал 10 -20 премьер в сезон. Поворотный круг на сцене впервые появился в России в 1890-е годы, но уже в 1914-м Мейерхольд писал о круге как о символе театральной пошлости. Занавес скрывал перемену декорации, подчеркивая таинство театра. Но спектакль нового типа короток, порой без антракта, а полная перемена декорации - вещь редкая, дорогая. Сейчас в моде декорациятрансформер, модифицируемая во время действия. Да и современный театр стремится стереть грань между зрителями и сценой, поэтому идея таинства уже неактуальна.

И


Интимность

Новый театр - это камерные залы на 100 -200 зрителей, где нет возвышения, где зритель находится от сцены на расстоянии вытянутой руки и видит, как стекает у артиста слеза. Нет сомнений, что, например, чудесно будет существовать московский театр «Тень» со спектаклями для 1 -5 зрителей. Но судьба какого-нибудь Театра армии, где на сцену можно выкатить истребитель или танк, представляется плачевной. Большая сцена - это место эстрады. Театр становится тише и уютнее, рафинированнее и тоньше.




Новый театр.
Одним из центральных событий Чеховского фестиваля должен был стать приезд немецкого театра танца «Вупперталь» под управлением великого хореографа Пины Бауш. Однако 30 июня она скончалась в возрасте 68 лет. Театр тем не менее приехал со спектаклем «Семь смертных грехов» в ее постановке и хореографии


К


Крымов Дмитрий

Один из главных театральных новаторов 2000-х годов. Крымов создает едва ли не единственный в России регулярно действующий театр художника. Его спектакли очень затратные: уходит много бумаги и красок. Актеры - художники, вместо того чтобы разыгрывать историю, рисуют ее на наших глазах: ведут непрерывную линию, играют с красками, вырезают, клеят, подрисовывают, вводят реальные предметы в живописную рамку, ведут сражения различными геометрическими формами. В крымовских спектаклях из старых пластинок и желтых шарфов получаются подсолнухи Ван Гога, а два рояля сталкиваются друг с другом и сражаются, словно танки на Курской дуге.

Л


Лаборатория

Есть театр-фабрика: спектакли играются каждый день, 2- 3 спектакля одного названия в месяц, каждые два месяца - премьера. Так устроен любой государственный репертуарный театр, цель которого - получать дотацию из денег налогоплательщиков, чтобы потом их же «культурно обслуживать» и «просвещать». Скучно до зевоты - творчество по расписанию, полет души с 19.00 до 22.00. Отсюда возникает идея театра-лаборатории, театра-студии, театра как научного исследования. Идеально - когда обе формы театра сосуществуют в одном здании: методы лаборатории постепенно внедряются в «производство».

М


МакДонах Мартин

Ирландский драматург, признанный в мире как первый классик XXI века. Написал шесть пьес, и можно быть уверенным: каждая из них шла в любой театральной столице мира и одна из них - в любом областном центре России. Здесь он полюбился не сразу, но зато запоем - Макдонах, что называется, прошел «пожаром» по стране, и бум не смолкает. Его герои ирландские придурки, в той же мере смешные, сколь и страшные. Макдонах показывает Ирландию как духовную провинцию и не тешит ни себя, ни других иллюзией по поводу ее душеспасительности.

.

Н


Новая драма

Единственная на сегодня тенденция отечественного театра. Происходит от аналогичного движения в Европе - new writing. Новой драмой называют современную пьесу, написанную с социально активной позицией, призванную изменить существующий театр и режиссерский стиль, найти новые формы, считать новый «язык улиц». Но это еще и движение, и объединение драматургов, которые в начале 1990-х оказались лишними в театре.

.

О


Открытая площадка

Появилась в России недавно и существенно раскрепостила жизнь театра. Сталинская политика в области унификации театра привела к тому, что репертуарный театр был принят как единственно верный. Открытая площадка - альтернатива: без труппы, технических цехов, управляемая командой менеджеров, осуществляющая поддержку экспериментального направления, дебютов, спектаклейпроектов, фестивалей и гастролей. В Москве это Центр им. Мейерхольда, Театр наций, ТЦ «На Страстном» и другие.

.

П


Панков Владимир

Один из лидеров молодого театрального поколения. Изобрел жанр саундрама. Являясь и режиссером, и лидером фолк-панк-ансамбля «Панквартет», Панков внедряет музыку и музыкантов в сценическое действие. Ритм спектакля начинает совпадать с музыкальной ритмикой, и основой действия оказывается музыкальная стихия, сообщающая артистам блаженное состояние экстаза и избавления от диктата слова. Панков работает разнообразно: от остросоциальной пьесы до трагифарса на тему отечественной медицины, от фольклорных шоу до вечера авангардной поэзии 1920-х.

Р


Репертуарный театр

Если есть механизм открытия, значит, должен быть и механизм закрытия театров, оказавшихся неэффективными. Репертуарный театр доминирует в России до сих пор, но пребывает в кризисе. Театр оказывается больше формой поддержки штатного расписания, нежели художественной структурой: получили деньги - освоили. Но кризис не предполагает полного уничтожения.

.

.

С


Серебренников Кирилл

Радикальный молодой режиссер, лидер нового поколения, добившийся невероятных высот в карьере (его лучшие спектакли идут на большой сцене Московского Художественного театра), сейчас на пике творческого роста. Сила любви к нему равна силе ненависти. Он как ледоход, разделивший театральный мир надвое. Но в предложенную им полынью ринулась орда молодых, дышащих ему в спину, начавших гонку за лидером.

.

Т


Табу

Современный театр построен на разрушении табу - общественных запретов. Зачем нужно разрушать табу? Во-первых, чувство правды - единственное, что освобождает. Во-вторых, театр - это пространство общественной дискуссии, а не общественного комфорта. Чтобы изменить ситуацию, нужно ее прежде всего сформулировать.

.

.

У


Угаров Михаил

Главный идеолог новой драмы, неистовый защитник современной пьесы. Один из основателей лаборатории «Любимовка», фестиваля «Новая драма», семинара «Ясная поляна» важнейших путей к созреванию новых драматургов. Считает, что любой спектакль должен кончаться бурной общественной дискуссией. Бесконечно изобретательный на афоризмы и аксиомы, он умеет сочинить темы и пути современной пьесы, по которым она будет годами развиваться.

.

Ф


Фестиваль

Для современного театра характерна фестивализация. Фестиваль в России стал единственной формой преодоления географической раздробленности. Театр, ездящий по фестивалям, это что-то вроде знака качества, а город, проводящий у себя фестиваль, воспринимает его как рекламу региона. Ну и если бы не они, мы бы звезд европейского театра никогда не увидели.

.

.

Х


Хореография

Пластика становится самым действенным способом преодолеть диктат слова, буквы, логики в театре. Тело артиста - не просто физиология, но и пластилин, из которого «лепится» эмоция. В отличие от классической хореографии, современная, или модерн-данс, лишена гармонии, состояния покоя, устойчивости. В основе современной хореографии - контактная импровизация. Как в джазе - умение услышать, воспринять и развить эманацию партнера.

.

Ц


Цензура

В Сыктывкаре устроили обструкцию постановке оперы на музыку Шостаковича «Сказка о попе и его работнике Балде», обвиняя либреттиста Александра Пушкина в осквернении образа священника. В Калининграде разыгрался процесс против известного режиссера Евгения Марчелли, который вывел обнаженную актрису в спектакле «Дачники». Артисты дают показания. В театре срабатывает эффект публичного стыда. То, что зритель смотрит в театре, смущает его гораздо сильнее, чем если бы он смотрел это дома по телевизору. Его не покидает ощущение, что все вокруг смотрят на него и осуждают.

Ч


Читки

Классический театр не может вот так просто переменить направление репертуара - сегодня сыграли Александра Островского, завтра братьев Пресняковых. Поэтому жанр читки и стал таким актуальным. Новые пьесы читаются артистами порой с листа, порой даже без мизансцен как вариант промежуточного финиша: между первой репетицией и первым прогоном. В жанре спектакля необходима зрительская дискуссия о свойствах пьесы, о темах, о необходимости продолжать работу.

.

.

Ш


Школа

Государственное театральное образование целиком построено на системе Станиславского. Пока в театральных вузах страны работают Петр Фоменко, Сергей Женовач, Лев Додин, школа будет выпускать первоклассных артистов. Но артистов не универсального жанра. Доминирование одной системы образования над прочими дает эффект душного пространства, клаустрофобии. Скажем, в России работает только одна кафедра современной хореографии. А получить образование артисту мюзикла или пластического театра, артисту нового цирка или театра синтетического почти невозможно.

.

Щ


Щит

Чаще всего именно зрителя выставляют как щит против обновления театра. Мол, «наш зритель» это не примет. Эта риторика приводит к тому, что зал начинает резко редеть и седеть. Традиционный театр как раз в меньшей степени знает и чувствует своего зрителя, загодя утверждая за него, что публике нужно расслабиться и отключиться, избегать всего серьезного и просто повеселиться от души. В результате мы имеем целый ряд буржуазных театров с бульварным репертуаром, где еще один шаг - и можно ставить в зрительном зале столики.

.

Э


Энвайронмент

Традиция в европейском театре, только начинающая свое хождение в России. Environment (англ. - «окружающая среда») означает театр в неестественных для театра средах. Как правило, захваты индустриальных пространств или театр на архитектурных памятниках. Это дает ощущение праздника и «доставляет» зрелище туда, где театра не было в помине, например в спальные районы. Неожиданность «сбивает» привычные театральные ожидания и заставляет острее воспринимать искусство, «оживляющее» казавшийся мертвым ландшафт.

Ю


Юность

Обновление театра - это во многом его омоложение. С естественной сменой как-то получается не очень - менее всего традиционный театр готов производить вакансии. Чаще всего выпускникам вузов негде дебютировать - мозги из не слишком материально обеспеченного театра очень быстро утекают в смежные профессии: рекламу, кино и телевидение.

.

.

Я


«Я»

Мастер монолога Евгений Гришковец пришел в театр как варвар и победил, раскрепостив актерское поведение неуверенностью актера-любителя. Его многоточия и «забывания», перебивки в речи и милое косноязычие стали тем легитимным языком, на котором разговаривают новое поколение и новый театр. Гришковец сблизил зал и сцену эффектом вспоминания и узнавания. После Гришковца артист, который, играя, не говорит от себя, от своего «Я», кажется пафосным, неискренним и фальшивым. Стиль «Я в образе» стал анахронизмом, стиль «на сцене Я» - новой формой искренности.



Евгений Гришковец в моноспектакле «Плюс один»

Originally published at Идея Икс. Please leave any comments there.

Сентябрь 2009, театр, Культура

Previous post Next post
Up