В ЛЕУШИНО 3 АВГУСТА 2014
Вчера были в Леушино. Поездку организовала монахиня Кирилла для гостьи из Санкт-Петербурга инокини Илларионы. Мы все знакомы несколько лет. Матери Илларионе на вид не более 30. Она симпатична тем, что готова в любую минуту оказать ближнему помощь, и получается это у неё так естественно, вО-время и без какой-либо суеты. Матушка Кирилла давно ждала момента, чтобы подарить своей молодой сподвижнице возможность побывать на земле Леушино.
Снова телефонные звонки, разрешения, согласования на поездку в заповедные и святые места. Нынче остров открыт с прошлой осени. Летом вода в Рыбинском море понижается с каждым днём. На этот раз повезёт паломников Сергей Новосёлов. Я опять не вписываюсь в экипаж из четырёх человек. Едут: м.Кирилла, м.Николая (обе из Гориц), гостья м. Иллариона и р.Б. Виталий, который привёз матушек на своей машине из города.
Беру фотоаппарат и всё время забываю, что не попадаю в четвёрку. Сергей задержался на полчаса. Его лодка на месте стоянки в устье реки Мяксы села на камни. Ждём. Начинаем звонить. «Буду через три минуты», - значит, поездка состоится.
Погода замечательная, северный ветер при температуре воздуха 30 градусов, освежает. На море нет белых гребешков. Только я уже не забываю, что могу быть лишней. Жаль, ведь сегодня полдня свободна от домашних дел: одна семья уехала утром, вторая приедет вечером.
Видим лодку. Идёт осторожно. Там на выходе из устья реки нынче купающиеся переходят водную гладь вброд на мыс, где стоит Поклонный крест Леушинскому монастырю и всем затопленным святыням. Приветствуем Сергея издалека, согласуя место посадки. Причалил вплотную к берегу. Посадка проходит легко. Я фотографирую этот момент и готова пожелать им доброго пути. Матушка Кирилла молвит за меня слово, я выражаю своим видом согласие, а мать Иллариона предложила считать её и меня за одного человека. Взяли! Так получилось, что сижу рядом с капитаном.
Метров 800 от берега идём тихим ходом. Рядом со мной пульт управления судном: эхолот, навигатор. Глубина: два…, два с половиной…, четыре метра, поясняет Сергей, включает скорость. Берём курс на юг, ветер попутный. Лодка идёт мягко, подгоняемая невысокой волной. На экране эхолота обозначены цифры: глубина, температура воды 23 градуса, а при выходе в открытое море, стал часто появляться сигнал о проплывающих стаях рыб. Пытаюсь сфотографировать экран эхолота с морской пучиной, но стекло прибора как в зеркале отражает мой фотоаппарат, штурвал «корабля» и самого капитана. Качка усиливается. Получила за это время три «предупреждения» ударами головой о металлический каркас смотрового окна судна. Успокоилась, надо привыкать сидеть на месте во время качки. Ладно, поберегу кадры для съёмки пейзажа на леушинском острове. Надеемся, что птенчики чаек за месяц подросли, и можно будет ходить без опаски наступить на гнёздышки.
Капитан изредка поглядывает на навигатор, впереди Заячий остров, сбавляем ход, стараемся обойти остров как можно дальше. Миновали полосу зелёной воды. Почему же она снова оказалась в том же районе, что и в предыдущей нашей поездке? Цветёт вода? Остаётся меньше половины пути. Сергей предлагает на этом острове установить домик для паломников. У него есть уже один готовый, и он согласен построить второй. «В Контакте» на его странице есть фотография - вид внутри домика представляет купе плацкартного вагона на четыре человека.
Пора делать поворот на юго-запад. Идём полным ходом. Впереди уже открывается остров. К серо-оранжевым краскам его, которые преобладали 7 июля, прибавились зелёные. Сегодня соберу гербарий. Предполагаю, что июльские птенцы обрели собственные крылья, и можно будет ходить свободно. Причалили. Видим флору и фауну живого острова Леушино. Чайки снова «приветствуют» криками гостей.
Мать Иллариона пи выходе из лодки опускается на колени и в глубоком земном поклоне приветствует Леушинскую обитель. Она на острове впервые, но мыслями давно здесь. Матушка Кирилла по очертаниям фундамента определяет расположение главного собора Леушинского монастыря - собора Похвалы Богородицы. Находим место алтаря, стен, колонн. Мысленно возникает образ святыни, который знаком по фотографиям С.М.Прокудина-Горского. Монахини устраивают походный иконостас, украшают его букетами из бордовых бархатцев, лиловых флоксов с веточкой желтых ромашек-циний.
Можно бы смело отправиться изучать остров, но вот встречается его «житель» - одинокий птенчик чайки. У него белый животик и намечаются серые крылышки. Он решительно направляется к воде и плывёт по мелководью дальше от неожиданных гостей. Здесь заливчик - тихая заводь. Сергей, встретив другого птенца, попросил сфотографировать его для странички в интернете. Гнёздышек уже нет, можно не сомневаться и ходить смело. Набираю гербарий. Впереди бушуют заросли цветущего кипрея. Другое название его иван-чай напоминает о покровителе Леушинского монастыря Иоанне Предтече. Выпустил соцветия-барашки семиколенник, здесь он низкорослый, а на острове Ольхово в августе, когда ездили туда на сенокос в 50-е годы, он был в рост человека. А вот распласталась на кирпичных обломках, словно морская звезда, колючка с широкими тёмнозелёными листьями, покрытыми тонкими иголочками. Пора цветения её ещё впереди.
Каково же было удивление, когда мы встретили оазис злаковых. Ласкаемые морским ветерком, раскачиваются зелёные стебли овса с серёжками зернышек и среди них набирающие силу колосья ржи. Как они сюда попали, можно только предполагать. Неподалёку кустик мать-мачехи, а беленькие мелкие цветочки добавили праздничную нотку в разнотравье острова.
Мать Иллариона трудится «не выходя из храма Похвалы». Иконостас готов. Приглашаются все на молитву. Впереди на востоке село Щетинское - родина первой начальницы Леушинской обители монахини Сергии. С севера на остров набегают волны, с южной подветренной стороны - тихая зеркальная поверхность заливчиков, дно и берега которых образованы обломками прежней кирпичной кладки. Над нами купол голубого неба. Кругом море с разными оттенками от темносинего до нежноголубого. Солнышко. Оно уже не первую неделю на своём посту.
Начался молебен, матушки по очереди читают акафисты. Поминаем леушинских монахинь. Мне дали список имён. Читать можно громко, т.к. ветер заглушает звуки, но для поминаемых так будет слышнее. Затем мать Кирилла совершает помазание святым маслицем от чудотворных икон, привезённым матушкой Илларионой. Теперь к чувству присутствия в храме Похвалы прибавился благоухание святыни. Разбирается иконостас. Цветы его м. Иллариона большим букетом кладёт на предполагаемое место погребения игумении Таисии.
Снова отправляемся по острову, чтобы попрощаться. Матушка Кирилла набирает букет иван-чая. Знаем, что будет одаривать своих друзей и знакомых. Я снова фотографирую. Мать Иллариона позднее призналась, что не хотела выходить из храма Похвалы. Она читала молитвы до отплытия.
Обратный путь был осложнён тем, что шли навстречу ветру и волнам. Но сначала тихий ход. Матушки поют «Царице, моя преблагая..». Я включила запись, чтобы израсходовать остатки мегабайтов на карте памяти фотика. Надо и Сергея запечатлеть в благодарность за предоставленную возможность посетить Леушино. Монахиня Николая и Виталий постоянно в объективе, их я могу фотографировать с места. Матушки Иллариона и Кирилла сидят по моей стороне, а я боюсь встать и развернуться, чтобы не нарушить баланс компактного судёнышка. При встречных волнах и ветре казалось, что несёмся не на лодке, а на торпедном катере. Волны ударяют о корпус судна, но терпимо. Сергей заметил по курсу топляк, эта опасность подстерегает всех плавающих здесь на маломерных судёнышках. Справа и слева за бортом фонтаны брызг. Ловлю фотоаппаратом радугу. Сзади пенный бурун от мотора и длинный след, оставляемый за кормой. Хоть и получила сейчас от ограждения два «предупреждения» по спине, но карты памяти хватило на весь обратный путь.