9 марта 2010 года сгорело двухэтажное здание келейного корпуса леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. В православном календаре 9 марта - день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи.
Пожар произошёл в селе Мякса, куда здание было перевезено в 30-е годы из зоны затопления Рыбинским водохранилищем и поставлено на месте жилого дома.
Фото из интернета.
Отрывок из письма старожила села Мякса Н.А.Бурцева, приводится в книге петербургского писателя Валерия Колодяжного «Из глубин»:
«Я не помню, как собирали леушинскую школу, - вспоминал Николай Александрович в декабре 2006 года, - но помню, как собирали леушинский двухэтажный дом напротив РИК’а, так как там работал мой отец, а он везде таскал меня с собой. Штабеля и груды старых брёвен, досок, косяков, рам вызывали какое-то непонятное тревожное чувство. Особенно угнетало большое число выломанных переборок с частично отвалившейся штукатуркой и по краям ощерившихся обломанной дранкой. В Леушине их некогда было аккуратно разбирать, там просто выламывали, а здесь их в таком виде в дело пускать было нельзя, приходилось разбирать, как говорится, до «доски», обивая остатки штукатурки и обдирая дранку и, затем, разбирая сами доски. Вот где было море гвоздей, которые надо было все вытащить и выправить - ведь раньше кривые гвозди не бросали, а правили и пускали опять в дело. Помню, отец принесёт ведро этих кривых гвоздей, и мы с ним на повети правили на большом чурбаке - он большие, а я мелкие, для чего он мне купил специально небольшой молоток. Уж не помню, сколько вёдер этих гвоздей выправил и сколько ногтей посшибал, но, в конце концов, эта неприятная работа кончилась, и потом уже помню, как с отцом красил окна, двери. Но и собранное, окончательно построенное, это здание выделялось какой-то мрачностью и вызывало у меня необъяснимое чувство тревоги».
В 40-е годы здесь располагалось административное учреждение с названием Уполминзаг Мяксинского района, (районный уполномоченный отдел министерства заготовок сельскохозяйственной продукции).
Позднее, в 50-е годы сюда переехал райисполком (РИК) и райком, т.к. их здание (ещё большее Келейного корпуса) стояло напротив и сгорело вместе со всей документацией.
В 60-е годы, всвязи с политикой укрупнения районов, Мякса теряет статус районного центра и становится рядовым селом. Здание Келейного корпуса, превращается в гостиницу. Здесь останавливаются рыбаки-любители, т.к. автобусное сообщение с Мяксой было очень затруднено. В полупустое здание на первый этаж заселяются временно семьи людей, прибывающих из другой местности для работы в совхозе. Вот такие семьи и жили здесь на первом этаже до 9 марта прошлого года. Они же являются виновниками случившейся беды. За два года до этого случая в одной из комнат было возгорание, погиб мужчина. Несчастье произошло 7 июля, т.е. в праздник Рождества Иоанна Предтечи.
До 1999 года поколение мяксинцев никогда не слышало о том, что здание из Леушинского монастыря. Тогда много было переселёно, как частных построек, так и принадлежащих государству. История соседней Леушинской обители стала открываться для нас с началом проведения на мяксинской земле Леушинских стояний. Они проходили на день Рождества Иоанна Предтечи, 6-7 июля. Инициатор стояний в память о затопленных святынях - настоятель Леушинского подворья Санкт-Петербурга протоиерей Геннадий Беловолов. Только из его рассказов, литературы, которую привозило с собой петербургское подворье, местные жители узнали, что рядом с Мяксой был первоклассный женский монастырь, что его игуменья Таисия (Солопова) была великая подвижница, которая помогла возродиться ещё не менее, чем десяти обителям в нашем северном крае. Для неё не существовало границ в оказании помощи. Это было открытием для поколения, жившего в годы советской власти. И не удивительно, ведь усадьба поэта К.Н. Батюшкова в соседнем Хантаново тоже многие годы считалась безымянной - барская усадьба и всё.
Крестный ход Леушинских стояний всегда делал остановку у Келейного корпуса, чтобы почтить память сестёр монастыря.
За несколько лет до пожара ходили разговоры, что жителей расселят, а строение подлежит сносу, т.к. оно мешает на перекрёстке обзору при движении современного автотранспорта, на учёте у пожарников значилось - необитаемым.
Сейчас остается в нашем селе последнее монастырское строение - бывший «чайный домик».
В Леушинском монастыре игуменья Таисия видела сон, связанный с пожаром келейного корпуса, где Богородица ей сказала, указывая на главу Иоанна Предтечи: «Мы с Ним всегда храним свою обитель! Не бойся, больше веруй!» (слова Богородицы из книги «Келейные записки», стр. 168, издательство «Леушинское подворье», С-Петербург, 2004 г.).
На фото Мякса Келейный корпус Леушинского монастыря в 50-е годы (из музея Мяксинской средней школы). У перекрёстка дорог слева стояла каменная часовня (свидетельство Потехиной А.В., и предположение Бурцева Н.А.). Там же на перекрёстке при въезде в село была деревянная арка с боковыми открылками для пешеходов.