Гетеры. Часть 1

Oct 17, 2012 01:02

«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится
- Позу сумейте найти телосложенью под стать.
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь.
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Атлантида касалась ногами
- Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть - невеличке к лицу, а рослой - нисколько:
Гектор не был конем для Андромахи своей…»
Публий Овидий Назон

Здравствуйте уважаемые! Давайте сегодня поговорим о такой несколько провокационной теме. Рассказ мой будет о гетерах. Давайте определимся кто это вообще. В наше время это слово стало синонимом проститутки, или используя обороты 19 столетия падшей женщины. Однако это в корне не верно. Слово Проститутка и слово Гетера не могут и не должны использоваться как синонимы. Гетеры - это уникальное явление, характерное только для Древней Греции и очень ограниченно для древнего Рима. Даже само наименование их (от греческого слова Ethes - друг, товарищ) говорит об основном предназначении, зачастую далеком от постельных утех.


Так выглядела гетера, по мнению большинства наших современников


Там очень немало отличий, искусство гетер всегда отделяли от добровольной, принудительной или храмовой проституции. Скажу даже больше, некоторые из исследований данного вопроса в анналах древних текстов выделяют гетер в отдельных подкласс, помещая рядом с ними еще и авлетрид и свободных диктериад. Особо в тему различий я углубляться сегодня не буду, могу лишь посоветовать, у кого возникнет подобное желание книгу Эдмонда Дюпуи «Проституция в древности» (хотя книг и исследований на эту тему немало). Так что глубоко внедряться в тему не будем (простите за невольный и фривольный каламбур), но в 2-х словах сказать об особенностях гетер следует.


Благословенный Коринф. на заднем плане (предпологаемо) знаменитая школа гетер

Гетеры - это свободные женщины, которые специально учились в специализированных школах (одной из лучших была школа в Коринфе) музыке, искусству, риторике, танцам, умении одеваться, науке, а главное - самому главному умению - умению понравится. Хорошо образованные, окруженные роскошью и блестящими мужчинами эти женщины сами выбирали себе поклонников, выбирали то, как быть, с кем быть и когда быть. Да, чаще всего подобное связь имела возмездный характер, но это не было правилом - все зависело только от самой гетеры - ее понимания жизни, ситуации, а главное свободы. Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. Как писал в своей книге упомянутый мною выше Э. Дюпуи гетеры «создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, облагораживали вкусы и, зажигая в сердцах огонь любви, содействовали развитию науки, литературы и искусства; в этом была их сила и обаятельность. Очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего поклонения». Естественно, что не все так было радужно и прекрасно. Нередко гетеры были причиной «позорных кутежей, расточительности и целого рода других безумств. Под их же влиянием портились нравы, бледнели гражданские доблести, расслаблялись характеры, развращались души». Однако некоторые из них стали настоящей легендой и украшением своего народа. Как я уже говорил гетеры это явление редкостное.


Таю

Отчасти, но только отчасти с ними схожи некоторые куртизанки «галантного века (такие как Нинон де Ланкло, например) и кое-кто из знаменитых японских гейш, называемых таю, но это и все. «Штучный товар», как говорится, женщины, которые просто своим нахождением рядом с великим героем, политиком или оратором могли или еще больше укрепить славу такого великого человека в веках или уничтожить его репутацию. О некоторых из таких великих гетер, а конкретно о 4-х из них, мы поговорим с Вами, мой дорогой читатель, ниже.


обложка книги "Таис Афинская"

Самой известной у нас гетерой является, безусловно, некая Таис из Афин. Известна она по талантливому и интересному роману Ивана Антоновича Ефремова «Таис Афинская». Пересказывать эту книгу не вижу смысла, те, кто читал, тот знает, тот, кто не прочел - никогда не поздно. Скажу лишь, что автор прочел кучу античных и не очень античных источников, начиная от Плутарха и Курция Руфа и заканчивая Данте Алигьери, но ее биографию он сочинил. В действительности же мало что известно о Таис, кроме того, что она следовала в обозе Александра Македонского и, по-видимому, была возлюбленной его и некоторых из его диадохов (полководцев). В историю она вошла, прежде всего «геростратовой славой». После того как Александр Великий взял в 330 году до н.э. Персеполис, она де уговорила его разрешить ей поджечь дворец Дария III, дабы слабые женщины из свиты македонского царя получили возможность отомстить персам за Грецию.


Реконструкция Персеполя

Особо смачно эту ситуацию описывает Диодор Сицилийский. Если ему верить, "в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице. Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец. Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс - был сожжён до тла и разрушен….Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить". Вот как то так…. Каприз и месть ветреной и аморальной женщины разрушили одно из самых прекрасных строений того мира.


сэр Энтони Хопкинс в роли Птолемея в кинокартине О. Стоун "Александр"

Впоследствии говорили о том, что она вышла замуж за Птолемея I Сотера, одного из самых удачливых диадохов Александра, ставшего царем Египта и основоположником династии (знаменитая Клеопатра была его пра-пра-правнучкой), и родила ему 3 детей. Детей она ему правда родила - сыновей Леонтиска и Лага и дочь Эйрену, но вот замужем она за Птолемеем не была. Была возлюбленной и свободной гетерой до конца жизни.


Картина Ханса Холлбейна младшего Лаиса Коринфская. Правда в средневековой одежде...такое вот видение

Следующая по счету у нас Лаис (или Лаиса) Коринфская. В древней истории известно несколько гетер под именем Лаиса и посему принято после их имени, для того, чтобы не путать, писать и прозвище по их месту проживания, так сказать. Хотя справедливости ради эта самая Лаиса родом вовсе не из Коринфа. Родилась она на Сицилии и вполне вероятно была вовсе не эллинкой. В одном из военных набегов она была захвачена в плен и продана в рабство в Афинах. Попала она к известному художнику Апеллессу, который был к ней добр, а через несколько лет отпустил. Лаис решила избрать для себя путь гетеры и для этого отправилась в город Коринф, в котором существовала самая известная школа обучения сей профессии. Она была одной из лучших по философии и музыке, а Коринф настолько покорил ее, что она решила в нем остаться навсегда.


Реконструкция Древнего Коринфа

Она быстро стала самой известной куртизанкой города, так как была красива, умна и очень высоко (в денежном выражении) себя ценила. Деньги она тратила в основном на богатейшие украшения, редкие одежды и притирания. Всегда было видно, когда она выезжала на богато украшенной колеснице на вечерний моцион. Подобное вложение денег оправдало себя - среди ее поклонников были далеко не самые последние и не самые бедные люди не только Коринфа, но и всей Греции. В своих пристрастиях Лаиса была очень капризна в своих предпочтениях, но особую страсть питала к философам. Перед ее чарами пал даже знаменитый оратор Демосфен. Высокомерная Лаиса потребовала с него плату. Не много ни мало, а 10 000 коринфских драхм. За одну(!) ночь. В драхме содержалось чуть меньше 3 грамм серебра. Сиречь куртизанка хотела 30 килограмм серебра.


аверс Коринфской драхмы

У небогатого Демосфена естественно таких денег не было. "Я не покупаю раскаяния такой дорогой ценой!" - ответил ей оратор и покинул ее. Демосфен сочинил против Лаисы знаменитую речь, которую до сих пор считают образцом ораторского искусства. В отместку Лаиса сама предложила свою любовь его сопернику в ораторских спорах, философу Ксенократу, одному из лучших учеников школы Платона. Пикантность была в том, что Ксенофонт был строгим аскетом, а еще в том, что свою любовь и свое искусство в постели Лаиса предложила бесплатно. Однако Ксенократ не поддался. Лаиса была разочарована, но вышла с честью из неудобной для нее ситуации. "Я взялась пробудить страсть в человеке, а не в статуе", - сказала она, и сей афоризм остался в истории. Еще одним известным ее фиаско была попытка соблазнить знаменитого победителя 93-х Олимпийских игр в беге на стадий (192 метра) Евбата из Кирены. Олимпиец отказался от ласк гетеры.


Основоположник гедонизма Аристипп из Кирены

Но сии ситуации были скорее исключениями. В целом и общем чарам Лаисы было противостоять трудно. Самым известными ее любовниками были, безусловно, Аристипп из Керены и Диоген из Синопа. Да-да, те самые известные основатели школ гедонистов и киников (циников). Столь большой контраст был как раз во вкусе лукавой гетеры. История сохранила несколько диалогов знаменитых философов по поводу общей возлюбленной. Мне больше понравился следующий:
"Как-то во время философского диспута один из оппонентов Аристиппа не без ехидства заметил:
- Вот ты, Аристипп, осыпаешь Лаис бесчисленными дарами, а с Диогеном она ложится задаром.
- Да, - невозмутимо ответил философ, - я действительно делаю ей много подарков, что не запрещено делать и любому другому, если он того пожелает.
- Но, Аристипп, - вмешался Диоген, - ты ведь понимаешь, что натягиваешь самую обыкновенную шлюху? Или отбрось прекраснодушие и стань киником, как я, или откажись от таких отношений.
-Диоген, - спокойно спросил Аристипп, - ты не считаешь предосудительным жить в доме, где до тебя кто-то уже проживал?
- Нет, конечно, - ответил Диоген. - Какая мне разница, кто там проживал?
- А плыть на корабле, на котором плавали другие?
- Стану я об этом думать!
- Вот видишь. Так чем же плоха связь с женщиной, которую обнимали другие?"


собака (киник) Диоген.

И это при том, что Диоген пользовался ее прелестями абсолютно бесплатно, а вот Аристиппу она обходилась очень дорого. Говорят, он мог позволить себе ее общество только два месяца в год. Однако ему, любителю женщин и большому знатоку женского пола, общение именно с Лаисой приносило наибольшее удовлетворение.
Умерла Лаиса насильственной смертью и будучи молодой. Она покинула Коринф, чтобы последовать за своим очередным увлечением в Фессалию, но там ревнивые жены умертвили ее.. После ее смерти коринфяне воздвигли в ее честь памятник, изображающий львицу, разрывающую на части барашка. На ее могиле, на том месте, где она была убита, была построена гробница со следующей эпитафией: "Славная и непобедимая Греция была покорена божественной красотой Лаисы. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". Такая реакция горожан неудивительна. Она была просто по-царски щедра к города - жертвовала гигантские деньги нуждающимся, устанавливала памятники, сады, всячески прославляла Коринф, считая его самым прекрасным местом на Земле, а ее жителей - лучшими в Элладе.

Продолжение следует....

История, Фаворитизм

Previous post Next post
Up