Стена Плача

Oct 10, 2012 00:52

Здравствуйте, уважаемые!
Многие из Вас наверняка слышали о знаменитой Стене плача в Иерусалиме, которую связывают с выполнением заветных желаний, про которую ходит огромное количество различных историй, и не меньшее количество анекдотов. Парадоксально, но немало людей даже не подозревают о том, что у этого самого артефакта имеется очень богатая история, а некоторые даже не задумываются над тем, почему, собственно говоря, это «стена плача», кто плачет и почему. Возможно, этим людям будет интересно прочитать этот текст. Давайте разбираться


Стена Плача сегодня.


Итак, что мы знаем о «стене плача»? Не очень много, но и немало. Официально считается, что это единственное, что осталось от Второго Храма Иерусалимского. Что это за Храм такой и почему он Второй? Если верить Ветхому завету, то знаменитый царь Соломон (он же Шломо, он же Сулейман, он же Экклезиаст) увенчал свое блестящее правление возведением прекрасного и величественного здания, которое должно было напоминать предкам о единстве еврейского народа и о богатстве, силе, а главное мудрости его правителя. Этот архитектурный шедевр был назван Первым Храмом Иерусалимским или Храмом Соломона. О его наличии в принципе мы можем судить нынче только исходя из устных преданий и Священных книг. Система строительства Храма Соломонова лежит в основе учения вольных каменщиков (старофранцузский - franc-maçon), а также часто упоминается в связи с историей тамплиеров, одним из официальных названий которых было «Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона» о чем я и писал в своей книге. Так что будем считать, что наличие Первого Храма в большей степени было явью, нежели легендой.


Первый Храм Соломона (вариант реконструкции)

Храм был полностью построен за 15 лет. В нем хранились такие небезынтересные артефакты как Ковчег Завета со Скрижалями Завета, Жертвенник Всесожжения, Краеугольный камень и 6 золотых Менор, 10 золотых Столов Хлебов Предложения, Жертвенник воскурения и 2 покрытых золотом 5-метровых Херувимов. Первый Храм был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором II в 562 году до н.э. Таким образом, если верить имеющимся источникам Первый Храм простоял где-то около 388 лет. Примерно в 538 году персидским наместником Иудеи Зоровавелем, при активной поддержке и разрешении Кира II Великого разрушенный Храм начал восстанавливаться. Полностью восстановлен он был в 516 году до н.э. уже при Дарии I Гидаспе. При этом, из всех артефактов во втором Храме присутствовала 1 Золотая Менора, возможно чудом сохранившаяся из первого Храма, а также восстановленные 1 стол Хлебов Предложения, Жертвенник воскурения и Жертвенник Всесожжения.


Гравюра с изображением Второго Храма

В результате различных политических и военных событий этот самый Второй Храм был несколько раз ограблен и достаточно сильно пострадал. Пострадал настолько, что в 22 году до н.э. царь Иудеи Ирод I Великий начал новое восстановление Храма, которое закончилось 3 годами позднее. Надо отметить, что Храм претерпел некоторую реконструкцию, а сама территория вокруг оного была значительно расширена. Об этом самом втором Храме мы можем судить однозначно, потому что имеется реальный и признаваемый всеми исторический документ - работа Иосифа Флавия «Иудейская Война».


Иосиф Флавий

Йосеф бен Матитьяху (Иосиф, сын Маттафии), а именно таково было имя знаменитого историка данное ему при рождении, посвятил в своей работе Храму целую главу, некоторые выдержки из которой я думаю, будет уместным привести тут. Книгу же целиком, кстати, я советую прочесть всем интересующимся историей. Иосиф Флавий (при наличии правильного перевода) пишет смачно, интересно, не занудно. Стоит только «закрыть глаза» на странное желание автора говорить о себе в третьем лице, а также постоянных хитрых увертках оправдать свое ренегатство. Но интересно, подтверждаю!


жертвенник всесожжения

Ну, так вот, что говорит Флавий о Втором Храме:
«Храм, как выше было замечено, был построен на хребте сильно укрепленного холма. Вначале вершины его еле хватало для самого храма и алтаря, так как холм со всех сторон был покат и обрывист. Но после того как царь Соломон, первый основатель храма, укрепил стеной восточную часть холма, на земляной насыпи была построена еще колоннада; на других сторонах храм стоял еще открытым. В последующие же века народ все больше расширял путем постоянных насыпей поверхность холма; тогда разломали и северную сторону и прирезали еще столько места, сколько впоследствии составлял весь объем храма. После того как иудеи подкрепили холм от самой его подошвы тройной террасообразной стеной и окончили превзошедшее всякие ожидания сооружение, на что были употреблены долгие века и все священные сокровища, стекавшиеся со всего мира, они обустроили верхнее пространство и нижнее храмовое место. Самая низкая часть храма покоилась на фундаменте в триста локтей (локоть равнялся около 45 см по тем временам, плюс-минус 3 сантиметра) высоты, а местами и больше.


коринфская колона

…. Достойны такого основания были также воздвигнутые на нем здания. Все галереи были двойные, двадцатипятилоктевые столбы, на которых они покоились, состояли каждый из одного куска самого белого мрамора; покрыты же они были потолками из кедрового дерева. Высокая ценность этого материала, красивая отделка и гармоничное сочетание его представляли величественный вид, хотя ни кисть художника, ни резец ваятеля не украшали здания снаружи. Ширина каждой галереи достигала тридцати локтей, и весь объем их, включая также и замок Антонию, исчислялся шестью стадиями (1 римская стадия около 185 метров). Непокрытые дворовые места были вымощены везде разноцветной мозаикой.


Стол Хлебов (современная реконструкция) с Хлебом

Между первым и вторым освященным местом тянулась каменная, очень изящно отделанная ограда вышиной в три локтя. На ней через одинаковые промежутки стояли столбы, на которых на греческом и римском языках был написан закон очищения, гласивший, что чужой не должен вступать в святилище, ибо это второе священное место называлось именно святилищем. Оно находилось на четырнадцать ступеней выше первого места. Святилище представляло собой четырехугольник, обнесенный особой стеной. Внешняя вышина последней, хотя достигала сорока локтей, не была видна из-за прикрывавших ее ступеней; внутри же стена имела только двадцать пять локтей; ибо, так как стена была построена на высоком месте, на которое взбиралась по ступеням, то не вся внутренняя часть ее была видна, потому что холм ее закрывал. Лестница оканчивалась наверху площадкой, имевшей до стены десять локтей. Отсюда другие лестницы, в пять ступеней каждая, вели к воротам, которых на севере и юге было восемь (по четыре на каждой стороне), а на востоке двое.


Менора

….Девять из этих ворот были от верха и до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные. Каждые ворота состояли из двух половин, имевших по тридцать локтей высоты и пятнадцать ширины. Внутри ворот с обеих сторон находились просторные помещения наподобие башен, имевшие тридцать локтей в ширину и более сорока в вышину. Каждую из этих башен поддерживали две колонны по двенадцать локтей в объеме. Все ворота были одинаковой величины; только те, которые находились поверх коринфских, на восточной стороне женского притвора, против храмовых ворот, были значительно больше; они имели пятьдесят локтей вышины и двери сорок локтей ширины; были покрыты более толстыми серебряными и золотыми листами и украшения на них были еще более великолепны, чем на других.


Вариант расположения Второго Храма

…..К самому зданию храма, возвышавшемуся посередине, т. е. к святилищу, вели двенадцать ступеней. Фронтон здания имел, как в высоту, так и в ширину, сто локтей; задняя же часть была на сорок локтей уже; ибо с обеих сторон фронтона выступали два крыла, каждое на двадцать локтей Передние ворота храма, семидесяти локтей вышины и двадцати пяти ширины, не имели дверей - это была эмблема бесконечного открытого неба. Лицевая сторона этих ворот была вся покрыта золотом, и через них виднелась вся внутренность первого и большого отделения храма. Внутри ворот все кругом блистало золотом. Внутреннее помещение храма распадалось, таким образом, на два отделения; но открытым оставалось только переднее, которое имело девяносто локтей в вышину, пятьдесят в длину и двадцать в ширину. Ворота, которые вели в это отделение, были, как сказано выше, сплошь позолочены, равно как и вся стена, окаймлявшая их. Над ними находились золотые виноградные лозы, от которых свешивались кисти в человеческий рост. Из двух отделений храмового здания внутреннее было ниже внешнего. В него вели золотые двери пятидесяти пяти локтей вышины и шестнадцати ширины.


Ковчег Завета (вариант)

Через этот вход входили в низшую часть храмового здания. Последняя имела шестьдесят локтей вышины, столько же длины и двадцать локтей ширины; в свою длину она опять разделялась на два отделения: первое из них, перегороженное от второго на расстоянии сорока локтей, заключало в себе три достопримечательных, всемирно известных произведения искусства: светильник, стол и жертвенник для курений. Семь лампад, на которые разветвлялся светильник, обозначали семь планет, двенадцать хлебов на столе - зодиак и год; курильница, наполненная тринадцати родов курильными веществами, взятыми из моря, необитаемых пустынь и обитаемой земли, указывала на то, что все исходит от Бога и Богу же принадлежит.


Схема Второго Храма

Самая внутренняя часть храма имела двадцать локтей и была отделена от внешней также занавесом. Здесь, собственно, ничего не находилось. Она оставалась запретной, неприкосновенной и незримой для всех. Она называлась Святая Святых. По бокам низшего отделения храма находились многие сообщавшиеся между собой трехэтажные жилища, которые с обеих сторон были доступны через особые входы. Верхнее отделение храма не имело никаких подобных пристроек, так как оно было уже и выше почти на сорок локтей. Вместе с тем оно было и проще отделано, чем низшее. Если прибавить к шестидесяти локтям от земли упомянутые сорок, то получится в общем высота в сто локтей.


модель Храма в иерусалимском музее

…. Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его. Каменные глыбы, из которых он был построен, имели до сорока пяти локтей длины, пяти - толщины и шести - ширины. Перед ним стоял жертвенник вышиной в пятнадцать локтей, тогда как ширина и длина его были одинакового размера в пятьдесят локтей. Он представлял собой четырехугольник и имел на своих углах рогообразные выступы, с юга к нему вела слегка подымавшаяся терраса. Он был сооружен без железного инструмента, и никогда железо его не коснулось. Храм вместе с жертвенником были обведены изящной, сделанной из красивых камней решеткой около локтя вышины, которая отделяла священников от мирян».
Продолжение следует...

История, Восток, Религии мира

Previous post Next post
Up