Лариса Рейснер - икона стиля СССР 20-х годов XX столетия. Часть 2

Nov 06, 2015 10:00

Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время назад мы начали с Вами рассказ о Ларисе Рейснер: http://id77.livejournal.com/627454.html Надо бы продолжить и закончить.
Уйдя от несчастной любви в революцию, Лариса нашла себя. На удивление, оба находила общий язык с любыми категориями людей, и пользовалась их уважением. Отчасти, ее успехи в революции можно объяснить фигурой ее отца - он был известный либерал, общался с Августом Бебелем и Карлом Либкнехтом, переписывался с Лениным.


Но только отчасти. Ибо сама Лариса всю свою кипучую энергию обратила на праведное дело (по ее мнению). Она стала журналисткой и носилась по передовой, полностью разделяя все тяготы и сложности полевой жизни. Познакомилась с кучей интересного народу - она была ярой приверженцем Троцкого, а ее другом, а впоследствии любовником стал впоследствии первый советский джазмен и вообще известный в мире музыки и литературы человек Сергей Колбасьев.


С. Колбасьев

Там же на фронте она встретила и свою новую любовь, ставшую вскоре ее супругом - Федора Ильина, которого всегда больше знали по его кличке Раскольников (ну сами понимаете, в честь кого). Ильин, а точнее Раскольников. Бывший мичман очень высоко вознесся и стал помощником Троцкого по морским делам, а затем командующим Волжской флотилии. Некоторые злые языки (например, писатель Николай Кузьмин) впоследствии объясняли популярность Рейснер ее нимфомании. Мол, делала себе карьеру, как и Коллонтай исключительно через секс, не вылезая из постелей высокопоставленных людей. Мы с Вами уже прекрасно разобрали на примере и первого советского женщины -посла, что это не соответствовало истине.


Ф. Раскольников (Ильин)

С Рейснер обстояло все еще более просто. Она была не ханжа, но обвинять ее в распущенности и уж тем более нимфомании - явный поклеп. Просто это действительно красивая и неглупая женщина умела нравится, умела завоевать доверие, умела расположить к себе людей. Когда была на фронте - то терпела и холод, и голод, и вшей. Могла поделиться последним куском хлеба с солдатами, могла поговорить с людьми о их заботах и чаяниях. Ее любили и ценили за это. Неудивительно, что Федор Раскольников без ума влюбился в энергичную и красивую Рейснер, и та ответила ему взаимностью.


Молодая семья переезжает в Петроград, а затем в Москву, и тут происходит полнейшая метаморфоза Ларисы. Полная аскетка на фронте, она превращается в самую яркую жар-птицу в столицах. Ее приемы, ее наряды, ее простые выезды становятся притчей во языцех. Давно уже никому не удавалось столь выделяться в обществе. Так на балу-маскараде в Доме искусств она появляется в уникальном платье работы художника Бакста, которое было подлинной театральной драгоценностью. В личном распоряжении Ларисы Михайловны был "огромный коричневый автомобиль Морского штаба". Она ежедневно меняла платья, драгоценности, экипажи…. Драгоценное шампанское лилось рекой. При этом. Рейснер многим и помогала. Держа зло на бывшего возлюбленного Гумилева, она постоянно подкармливала Ахматову, а возможно и спасла ее от холодной или голодной смерти. Столь вызывающая непохожесть на других и яркость, быстро делают Рейснер кумиром молодежи, а особенно молодых девушек.


Такая вызывающая жизнь не могла не выйти боком, и в том числе из-за нее Федора Раскольникова отфутболили на чердак. Посчитали, что он не справляется с управление морскими силами молодой Республики и отправили его послом в Афганистан. Вроде бы восточная специфика должна была отодвинуть Ларису на третий план, но по мне, именно она, а не ее упруг, была главным проводником идей советского государства на востоке. Умная, ироничная и энергичная Рейснер не только с успехом разбивала британские интриги, но и познакомилась и близко подружилась с любимой женой эмира Аманнулы-хана и его матерью, и начала оказывать на них большое внимание.


Л. Рейснер (вторая слева) в Афганистане

Полтора года она была крайне полезна и продуктивна не только для мужа, но и для страны, а затем…затем начала скучать. Уехав (буквально сбежав) весной 1023 в Москву, она первоначально собиралась перетянуть и своего мужа, чувства к которому уже начали заметно остывать, но…. Опять произошло, НО. Буквально через пару месяцев она написала Раскольникову письмо с требованиями развода. Тот был обескуражен, и до последних дней жизни любил Ларису, но безропотно согласился….
Что же стало причиной такого взбалмошно поступка? Много факторов. Несколько ограниченный и академичный Раскольников ей наскучил, она мучилась от того, что не смогла спасти в своей время главную любовь (и это она теперь точно знала) всей своей жизни - Гумилева, а главное Рейснер встретила очень интересного мужчину, которым очень увлеклась.


Карл Радек

Карл Радек был некрасив, но его острый ум, и не менее острый язык уважали как друзья, так и враги. В свое время я даже помнится читал специальные анекдоты от Радека - и было интересно. Карл Радек (настоящее имя Кароль Сибельсон) был большой повесой, и не мог пропустить мимо себя столь роскошную женщину. Они были вместе всего год, и расстались не очень хорошо, но Радек помог ей отточить свой стиль - и стать еще более известной и популярной. Она выдавала блестящие публикации одну за другой. Посетила охваченную революцией Германию и написала книгу "Гамбург на баррикадах". А из поездки по Уралу и Донбассу другую - "Железо, уголь и живые люди". Используя время лечения в Висбадене, написала книгу о положении немецкого рабочего класса "В стране Гинденбурга".
Думаю, это был пик ее жизни и ее карьеры. Она была №1 среди женских журналистов, красавиц и эпатажных дам Страны Советов. Эй подражали, на нее молились, ее боготворили.


А она…она внезапно умерла. И как-то глупо. Выпили с матерью и братом холодного молока и….брюшной тиф. Брат и мать выздоровели, а вот Лариса нет. Она умерла 9 февраля 1926 в Кремлевской больнице. Сразу же после ее смерти, покончила с собой и ее мать Так не стало самой, пожалуй, яркой женщины страны советов тех лет. А ведь Ларисе было только 30 и вся жизнь у нее была впереди….
На этом, пожалуй, все.
Приятного времени суток.

История

Previous post Next post
Up