Здравствуйте уважаемые.
Очередной пост из нашей небольшой серии. В прошлый раз остановились вот тут вот:
https://id77.livejournal.com/5685567.html Итак...
Оноре де Бальзак "Блеск и нищета куртизанок"
"Он проворно взобрался по лестнице и впервые увидел свою любовницу во всем блеске той холеной красоты, что встречается только у этих девиц, ибо единственным их занятием является забота о нарядах и своей внешности. Выйдя из ванны, цветок был так свеж и благоуханен, что мог бы пробудить желания в самом Роберте д'Арбриссель. На Эстер было прелестное домашнее платье: длинный жакет из черного репса, отделанный басоном из розового шелка, с расходящимися полами, и серая атласная юбка, - этот наряд позаимствовала красавица Амиго в I Puritani. Косынка из английских кружев с особой кокетливостью ложилась на плечи. Рукава платья были перехвачены узкой тесьмой, разделяющей буфы, которыми с недавнего времени порядочные женщины заменили расширяющиеся кверху рукава, ставшие до уродливости пышными. Легкий чепец из фландрских кружев держался только на одной булавке и, казалось, говорил: "Эй, улечу!", и не улетал, лишь придавая ее головке с пушистыми волосами, причесанными на пробор, несколько небрежный, растрепанный вид"
Репс - это хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения. Можно поделить на 2 большие группы - основной и уточный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного - наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.
Басон - это тоже самое, что тесьма или галун
английские кружева и фландрские кружева - виды кружев, в зависимости от тонкости и мастерства. Английские - попроще и погрубее, а ворт фландрсие, наравне с фламанскими - самые дорогие и качественные
буфы - это пышные, зачастую фигурные сборки на одежде, о чем и свидетельствует этимология слова (оно произошло от французского bouffer, что означает «топорщиться» или «надуваться»). Этот вид отделки выполняется при помощи стежков, которые закрепляют ткань, создавая декоративные складки.
Мишель Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола
Мужчины, так же как и женщины, стали носить длинное платье, вызывая возмущение со стороны церкви, видевшей в этом неуместную и женоподобную моду. Вдобавок, вместо того чтобы стричь волосы и бриться, они стали отращивать бороду и локоны и завивать их щипцами. И у мужчин, и у женщин блио и плащи спадали чуть ли не до земли; рукава сделались шире и длиннее, закрывая иногда даже кисти рук; на ногах носили экстравагантные туфли из мягкой кожи с огромными загнутыми носками, набитыми конским волосом,- пигаш, остававшиеся в моде вплоть до последних лет правления Людовика VII. Широко распространилось пристрастие к аксессуарам, мягким, шелковистым тканям, ярким цветам и покрою, подчеркивавшему формы тела. Дворяне начали постоянно заботиться об изысканности одежды, несмотря на осуждение священников, видевших в этом, как, например, святой Бернар, сугубую привязанность к мирским вещам и легкомыслие, подобное распутству. В 1220 году, а в южных областях даже несколько раньше, произошло другое важное изменение: исчезло блио и появилось сюрко, похожее на тунику без рукавов, одевавшееся поверх платья, или котт. Единообразие сменила одежда более индивидуальная, однако к этому мы вернемся несколько позже. Такое изменение сопровождалось и возникновением новой моды: у женщин в моду вошли плотно облегающая одежда, высокая и небольшая грудь, спрятанные под головной убор волосы; у мужчин модным считалось брить лицо и носить короткие волосы, начесанные вперед, искусно завитые на висках и собранные шнуром на затылке. Уменьшение длины волос на голове и лице связано с использованием воинами большого закрытого шлема, получившего особое распространение после битвы при Бувине.
Блио - мужская и женская верхняя одежда в XI-XIII веках. Мужское блио было узким, с боковыми разрезами и полукороткими рукавами или без рукавов. Женское блио имело несколько форм - длинное, с расширенными книзу рукавами и с очень широкими рукавами из гофрированной ткани. Женское блио украшали дорогими поясами ювелирной работы.
Котт или кот - средневековая мужская и женская одежда. До XII века соответствовала блузе. Длина котт у мужчин изменялась с течением времени. До XII века - выше колен, затем ниже щиколоток, в XIV веке стала короткой. Женская котт соответствовала современному платью, до XIV века была цельнокроеной, иногда с откидными рукавами.
Сюрко - еще один вид средневековой одежды. С XIV века как раз поверх котт надевали сюрко. Мужское сюрко - короткое, женское - длинное. Женское сюрко часто делали без рукавов. Как официальная одежда королев сюрко сохранилось до начала XVI века.
Кретьен де Труа. "Ивэйн, или рыцарь со львом"
Идет ему багряный цвет.
Наш рыцарь в мантию одет,
И отороченная белкой,
Ткань блещет редкостной отделкой.
На мантии роскошной той
Аграф сверкает золотой
И драгоценные каменья.
Благопристойность и уменье
Такие чудеса творят.
Отлично смотрится наряд.
Мантия отороченная белкой - накидка, вся нижняя часть которой представляла собой единое меховое полотно, была символом богатства и могущества правителя. Белка, конечно не горностай - символ королевского или геруогского величия, но также вошел в символику. Беличий мех обозначался вот так вот в геральдике:
Аграф - драгоценная застёжка в виде броши
Д.Хейер."Гибельная страсть"
"... так как увидела, что к гостинице подъезжает красивый двухколесный экипаж, запряженный парой породистых гнедых. А правил этим экипажем стройный молодой человек в белом шерстяном пальто с не менее чем пятнадцатью пелеринами и двумя рядами карманов. Из внутреннего кармана его пальто выглядывал синий в белый горошек платок, а само пальто было распахнуто, давая тем самым возможность всем желающим полюбоваться кашемировым жилетом в сине-белую полоску и галстуком из белого муслина в черный горошек. В петлице пальто красовался букетик, а голову этого франта украшала лихо заломленная шляпа с остроконечной тульей и узкими полями".
Пальто с перелинами - элемент женской и мужской одежды, преимущественно в виде безрукавной накидки или обязательно съёмного, большого, закрывающего плечи воротника. Происходит от верхней части монашеского одеяния. Изначально пелерина была одеждой странников.
Кашемировый жилет - жилет из Кашемира. А это очень тонкая, мягкая и тёплая материя саржевого переплетения. Кашемир ткут из гребенно́й пряжи, собранной из пуха (подшёрстка) кашмирских горных коз, обитающих в северных регионах Индии, Китая, Непала, Пакистана, Монголии.
Екатерина Сушкова "Записки"
"... Первый мой выезд был на бал к Хвостовым. И теперь ещё не могу без трепета вспомнить, как замирало моё бедное сердце во весь этот памятный для меня день 1 января 1829 года. Я провела его, глядясь в зеркало и любуясь первым своим бальным нарядом; платье моё было белое кисейное, обложенное сверх рубца а la grecque из узеньких атласных руло, и с огромным бантом на груди; мне казалось, что никто не мог быть наряднее меня. ..."
a la grecque - то есть, по-гречески
Руло (от французского rouleau - рулон, сверток) - жгут из толстой ткани или валик, набитый ватой, волосом, который пришивался к низу дамских платьев для сохранения круглого очертания нижней части юбки. В Европе этот способ известен с 16 века.
Приятного времени суток.