Здравствуйте уважаемые.
В своих постах я не раз обращаюсь к различным историческим эпохам. И так получается, что нередко задеваю тему истории костюма. Ну, к слову, разбирая Евгения Онегина, мы с вами вспомнили о боливаре:
http://id77.livejournal.com/865379.html. В общем, нередко такое происходит, что читая то или иное художественное произведение,нередко сталкиваешься с тем или иным предметом туалета, о котором имеешь смутное представление :-)
Поэтому сегодня решил написать небольшой пост об исторической одежде некоторой. И, думаю, буду еще впоследствии еще писать по данному вопросу. Но сегодня так, легкий пост :-)) А дальше - посмотрим :-)
Попробуем...
«Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта...»
Л. Толстой «Анна Каренина».
Берта - это не имя, как вам могло бы показаться на первый взгляд :-)) Правильнее было говорить «berta collar». Это - горизонтальная полоса из кружева или материала в виде пелеринки. Уже в XVII веке ею отделывали платья, но особенно большое увлечение этой отделкой было в 30-40-х годах XIX века. Носили её как в торжественных случаях, так и в повседневной жизни.
В те времена, это была крайне популярная штука, и неудивительно, что Анна Каренина ее носила.
Но пойдем дальше.
«И как же вам ехать в дорожном платье! Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном!»
А. Пушкин «Капитанская дочка».
Роброн (от французского robe ronde, буквально - круглое платье), старинное женское платье с очень широкой колоколообразной юбкой на кринолине. Надо сказать, что женская мода 18 века не отличалась особым разнообразием силуэтов и объемов (во всяком случае, изменения были более плавными и медленными) и общий для всех покрой приобретал индивидуальность за счет отделок кружевом, лентами, оборками, цветами. «В старину гардероб богатой дамы состоял из четырех или пяти робронов, которым, по прочности их, износу не было», - сообщал «Литературный листок» в 1824.
Роброн шили из бархата, штофа, атласа, люстрина, гродетура, одноцветных и узорчатых шелков, довольно плотных прочных тканей разнообразной расцветки. От них редко отказывались не только из-за высокой цены, но и из-за труднодоступности новых материй, предпочитая переделывать старые туалеты согласно новым требованиям моды. Даже знаменитая фраза, приписываемая Розе Бертен, «Новое - это хорошо забытое старое», родилась у знаменитой портнихи по случаю переделки старого платья королевы для очередного бала. К середине 18 века женские юбки стали круглыми в плане, тогда-то название «роба» было вытеснено терминами «роброн» или «робронд», которые не забылись и в 1-й трети 19 века, как воспоминание об ушедшем веке, как признак времени. Вот такие вот дела :-)
«Одет он был забубенным помещиком, посетителем конных ярмарок, в пестрый, довольно засаленный архалук, полинявший шелковый галстук лилового цвета, жилет с медными пуговками и серые панталоны с огромными раструбами, из-под которых едва выглядывали кончики нечищенных сапог».
И. Тургенев «Петр Петрович Каратаев»
Архалук (ахалук) - мужской просторный различного кроя кафтан. Название от тюркского слова arkalyk - сиречь куртка. Вошел в русский быт в начале 19 в. Архалук восточного образца представлял собой одежду прямого кроя с широкими рукавами, пришитыми ниже линии плеча, без застежек, шитую из плотных шелковых или хлопчатобумажных тканей с текстильным орнаментом в виде разноцветных полос.Однако уже в середины 19 в. под архалуком подразумевали одежду совсем иного, так называемого европейского покроя. В эти годы архалуком стали называть отрезные и присборенные у талии, длиной до колен, застегивавшиеся на крючки кафтаны, которые по крою больше подходили под определение «бекеша». Однако нередко архалук был и домашней одеждой.
Ну и закончим на сегодня 2 вещами из толстовского "Петра 1".
«Каждую ночь вижу во сне, будто я в малиновой бостроге танцую минувет».
А. Толстой «Петр Первый».
Бострог (бастрок, бострог) - мужская куртка голландского происхождения. Была любимой одеждой Петра I. На Саардамской верфи он ходил в красной бостроге. Как форменная одежда матросов впервые бострог упоминается в морском уставе 1720 года. Впоследствии его сменил бушлат.
Интересно, что В.Даль дает и другое значение этого термина. По его словам - Бострок (бострак), в тамбовской и рязянской губерниях - женская епанечка, телогрея, шириною (сверху вниз) в четверть, разрезная и на крючочках спереди, на узких помочах или проймах, вся в сплошных борах и толсто настеганная. Ну, собственно говоря, почему нет? :-)
«Никита Зотов стоял перед ней истово и прямо, как в церкви, - расчесанный, чистый, в мягких сапожках, в темной из тонкого сукна ферязи».
А. Толстой «Петр Первый».
Ферязь - старинная верхняя распашная длинная одежда с длинными рукавами, бытовавшая на Руси в XV-XVII веках. Это парадный кафтан без воротника. Шили ферязь на подкладке или на меху. Спереди была застежка на пуговицах и длинных петлях. Украшали ферязь всевозможными нашивками. Посадские люди и мелкие торговцы надевали ферязь прямо на рубаху. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава». Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3-5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.
Приятного времени суток.