Здравствуйте уважаемые.
Десять лет назад (как летит время...) я написал небольшую серию постов о станциях, которые мы проезжаем, если путешествуем на электричке в Выборг (если кому интересно, то вот:
https://id77.livejournal.com/334330.html Признаюсь, очень люблю это направление. Но не менее люблю и сестрорецкое. Недавно я представил вашему вниманию пару ретро-фотографий о Приморской Петербург-Сестрорецкой железной дороге:
https://id77.livejournal.com/5483930.html. И вот подумалось - а почему бы не возобновить старинную серию постов. Думаю, вы не против :-)
Итак - направление на Сестрорецкий курорт :-)
Начало, естественно на Финляндском вокзале. Об этом вокзале и районе я писул уже не раз, так что, думаю, повторяться особого смысла нет :-)
Следующая станция у нас Ланская.
Она названа так по городскому району и там немало еще ее (станции) однофамильцев - и мост, и улица, и шоссе. А районном этим владел первоначально известный графский род Ланских.
Герб Ланских
Когда то Екатерина Великая решила одарить оным участком одного из любимых своих фаворитов, Александра Дмитриевича Ланского. И надо отметить, что этот рано ушедший из жизни генерал-поручик и действительный камергер, был одним из самых беспроблемных и добрых любимцев великой немки на русском престоле. Более безобиден был только, пожалуй Васильчиков :-)
А.Д. Ланской
Дальше наш поезд делает большой поворот и с выборгского направления переходит на старое сестрорецкое.
И тут у нас первая из станций Новая Деревня, бывшая Узловая.
Она была возведена на стыке двух линий Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги: Новая Деревня - Озерки и Новая Деревня - Лахта, почему, собственно, и получила первоначальное наименование (Узловая)
Станция практически не выполняла функций по обслуживанию пассажиров. Основным её назначением было техническое обслуживание и разъезд составов. В её районе были построены железнодорожные мастерские.
Нынешнее свои название получила а в честь района, где она расположена. Эта самая деревня возникла в середине XVIII века как поселение крепостных крестьян графа Бестужева-Рюмина, переселённых в Петербург с Украины для строительства дворца и парка на Каменном острове. Новой её стали называть по отношению к Старой Деревне, расположенной западнее, напротив Елагина острова.
Следущая у нас Старая деревня.
Это современное сооружение. Платформа была открыта в 1983 году недалеко от места существовавшего с 1924 года блок-поста. До 9 февраля 1999 года именовалась «11-й километр».
Сейчас - важный транспортный узел района - рядом станция метро одноименная, автобусное и трамвайное кольцо.
Названа так по историческому району, о котором я уже упомянул выше.
В начале XVIII века на территории Старой Деревни располагалась мыза Каменный Нос, которой с 1719 года владел барон Остерман.
C 1746 года территория Старой Деревни была пожалована канцлеру Алексею Бестужеву-Рюмину.
А.П. Бестужев-Рюмин
Деревня возникла в середине XVIII века как поселение кго крепостных крестьян, переселённых в Петербург из Малороссии для строительства дворца и парка на Каменном острове. Располагалась она в районе Торфяной дороги.
После Бестужева-Рюмина имением владел его племянник - князь А. Н. Волконский. В 1789 году незамужняя дочь князя Волконского, Анна Алексеевна, продала имение, в которое помимо Старой деревни входили деревни Новая и Коломяги сыну Саввы Яковлева - Сергею.
Следующая у нас - Яхтенная
Это платформа в начале Приморского шоссе в створе Яхтенной улицы (отсюда название).
На месте современного остановочного пункта в 1894 - 1922 годах находился разъезд Дамба Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги. Разъезд был устроен для технических целей (пропуск поездов, следовавших во встречном направлении по Лахтинской дамбе), посадка и высадка пассажиров на нём не производилась.
В новое время платформа была устроена в 1998 году в связи с активным жилым строительством в районе. До февраля 1999 года носила наименование «13-й км».
Следующая - Лахта
Это железнодорожная станция в центре исторического района Лахта, рядом с Приморским шоссе.
Станция была открыта 12 июля 1894 года одновременно с пуском участка Узловая - Лахта Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги и была конечной до ввода линии Лахта - Раздельная 31 октября 1894 года.
На станции был построен вокзал, не сохранившийся до настоящего времени (был разобран). Здание вокзала находилось в створе Вокзальной улицы (Лахта, ныне Красных Партизан), т.е. несколько ближе современной платформы к Санкт-Петербургу.
После наводнения 23 сентября 1924 года, в результате которого водой были снесены дамба и мост через Лахтинский разлив, станция некоторое время бездействовала.
Район очень древний. Завязан, скорее всего на финское слово обозначающее залив. Часто встречается в наших местах :-)
В «Переписной окладной книге Водской пятины» 1500 года в описании Спасского Городенского погоста Ореховского уезда упоминается село Лахта. В селе насчитывалось 10 дворов, принадлежало оно «из старины» ореховским наместникам.
В 1617 году Лахта, как и вся Ижорская земля, вошла в состав Швеции и вновь вернулась в состав России лишь в начале XVIII века. За время пребывания в составе Швеции население Лахты подверглось финнизации.
В начале XVIII века близ Лахты находилась усадьба Петра I Ближние Дубки. Здесь же в Лахте, по легенде, в ноябре 1724 года Пётр I помогал спасать утопающих матросов. В результате он сильно простудился и 28 января 1725 года умер. На предполагаемом месте события в конце XIX века была устроена часовня, оберегалась «Петровская сосна» (в настоящее время не сохранились).
Ну и последняя на сегодня станция - это Ольгино
Платформа в юго-западной оконечности посёлка Ольгино. Расположена рядом с Песочной улицей и Коннолахтинским проспектом (отходит от Песочной улицы и пересекает железную дорогу по переезду восточнее платформы), на однопутном участке перегона Лахта - Лисий Нос и имеет одну платформу, расположенную с северной стороны пути.
Название поседка любопытно
С 1845 года побережьем Финского залива от Лахты до Лисьего Носа владели графы Стенбок-Фермор. Последний владелец, граф Александр Владимирович Стенбок-Фермор, получил Лахту в наследство ещё несовершеннолетним, в 1896 году, после смерти отца.
Граф вначале был камер-пажом царя и фельдфебелем Пажеского корпуса. Затем он стал корнетом лейб-гвардии Гусарского полка, в котором служил и его отец и в котором Саша Стенбок, как звали его сослуживцы, приобрел славу лихого спортсмена. Отличный был наездник.
Но кутила страшный :-)) А вот в угаре очередного кутежа он познакомился с дамой, которая стала главной в его жизни. Ольга Ножикова (Носикова) был интересной личностью.
Ольга Платоновна Широколавина была разведена с неким господином Ножиковым (или Носиковым) и вела себя довольно вольно, подвизавшись на театральной стезе. Некоторые называли ее кокоткой, иные и вовсе проституткой. А может это все наветы, однако во всех источниках она названа не иначе как дама полусвета :-) Шикарная блондинка с гривой пышных волос и пронзительными голубыми глазами очаровала юного корнета настолько, что он решил на ней жениться. Стенбоки были глубоко фраппированы и сделали все, чтобы разлучить близких. Но ничего не получалось.
Тогда мать Саши, благо из Апраксиных, используя свои связи добралась до самого императора и упросила его передать имущество в опеку, а самого отправить подальше - на Дальний Восток. В итоге сначалом русско-японской войны Александр Владимирович отправился в действующую армию и воевал в 1905 году в составе Приморского драгунского полка в чине поручика. Отъезд графа в Маньчжурию состоялся помимо его воли под нажимом опекунов, причем к месту нового назначения он прибыл в сопровождении жандарма.
Ольгу Ножикову окружили плотным кольцом филеров и взяли под негласный надзор полиции. Но последняя была не из робкого десятка :-)) Используя свои театральные связи, загримировавшись и перекрасившись, она смогла оторваться и от полиции и от филеров. Раздобыв чужой паспорт она сбежала из России через румынскую границу, затем на пароходе добралась до Китая и в Маньчжурии встретилась со своим милым. В Инкоу в походной церкви их обвенчал священник 35-го стрелкового Восточно-Сибирского полка отец Шавельский (за что потом был чуть ли не лишен сана). Но тем не менее брак был заключен.
Ольга Платоновна стала графиней Стенбок-Фермор и близкие должны были смириться. В всяком случае вернули часть имущества. Правда только часть. Но выход в свет новой паре был заказан. Поэтому, построив красивый дворец в 1909 году в Лахте они бывали в Петербурге только наездами. В основном жили в Париже и кутили по полной. Настолько, что вскоре граф был на пороге разорения.
К 1912 году Александр Стенбок-Фермор был вынужден разбить свои владения в Лахте на 3 части - Владимировку, Александровку и Ольгино. Назвал их в честь отца, себя и жены. Хотя официально в есть святых :-)))
Владения эти он планировал использовать под застройку дач, которые планировал выгодно продавать. Но так как в сем деле не смыслил ничего - быстро разорился и окончательно покинул Россию. Забавно, что именно Ольгино осталось на картах города. Еще Александровский проспект там же.
Вот такие дела.
В дальнейшем брак супругов распался. Граф Александр Владимирович в годы первой мировой войны воевал в армии союзников и жил в Париже. Как свидетельствует знаменитый "красный граф" А. А. Игнатьев, уже после революции встретивший А. В. Стенбок-Фермора в Париже, бывший владелец Лахты «после новых и столь же сильных романтических похождений, на старости дней сделался весьма популярным лицом среди парижских шоферов. Его знание автомобильного дела и поражающая французов неподкупность помогли ему сделаться чиновником по выдаче разрешений на право управления легковыми машинами в Париже».
Следы Ольги Платновны в истории теряются.
Вот примерно так...
Продолжение следует...
Приятного времени суток.