Здравствуйте уважаемые.
Предлагаю с вами сегодня закончить с такими интересными близкими родственниками последней императорской фамилии как Ольденбургские. Напомню, что частично мы с вами говорили о них уже на прошлой и позапрошлой неделе.
Начать сегодня предлагаю с еще одного ребенка Петра Георга Ольденбургского и Терезии-Вильгельмины Нассауской великой княгини Александры Петровны (Александра Фредерика Вильгельмина) (1838 - 1900)
Довольно редкий случай в порфироносных семтях - несмотря на то, что она была правнучкой императора Павла I приняла постриг под именем Анастасия и стала основательницой Покровского монастыря в Киеве.
Хотя первоначально ничегно особо не предвещало. Воспитовалась в светской манере, была активной и даже местами шаловливой девочкой, а повзрослев стала очень симпатичной и кроткой барышней. Вышла замуж за самого Николая Николаевича Старшего, который, к слову, приходился ей двоюродным дядей. Не сказать, что по большой любви, но уважение и какие то чувства точно были. "Злой язычок" того времени А.Ф. Тютчева так описывает это событие в своем дневнике: «Государь и государыня в восторге от этой свадьбы,<…> так как принцесса Александра, кроткое симпатичное существо, должна оказать хорошее влияние на князя. Надо надеяться, что в своем почетном положении мужа великий князь образумится. Это ему совершенно необходимо, так как он провел свою жизнь в далеко не блещущем умственными интересами обществе фрейлин своей матери».
В этом браке родились двое сыновей: Николай - тот самый НикНик (1856-1929), Пётр (1864-1931). Оба оставили довольно яркий (хотя не всегда однозначный) след в истории России.
Александра начала активно заниматься благотворительностью: вскоре после замужества она открыла в Петербурге больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, училище фельдшериц (впоследствии - женская гимназия). Активную роль великая княгиня играла и как представительница Совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны, которым управлял её отец, принц Ольденбургский.
Также Александра организовала в Санкт-Петербурге Покровскую общину сестер милосердия, которая позже переросла в огромную Покровскую больницу для бедных на Васильевском острове. Двадцать тысяч рублей ежегодно княгиня тратила на то, чтобы обеспечить больницу всем необходимым. Позже там было открыто фельдшерское училище под управлением профессора Сергея Боткина. И начал отдавать этому детищу вре время и немалые средства. Великая княгиня помогала профессору во время операций, брала на себя обязанности санитарки, выполняла самую грязную работу. Образ жизни Великой княгини осуждали не только многие представители великосветского общества, считая её юродивой, но и собственный муж, который постепенно начал отдалаться, а вскоре создал гражданский брак с балериной Числовой.
Александра Петровна очень горевала, но ничего сделать не могла. Тогда еще больше начала уделять времени благотворительности и медицине. И даже случившееся несчастье (после аварии она стала инвалидом) не отвлекло ее от дел благостных. А вот муж поступил гадко и неблагородно - он обвинил ее в измене и потребовал вернуть все подарки. Скандал был великий... Александра была вынуждена покинуть страну якобы для лечения, а через год вернулась и не стала возвращаться в Петербург, поселившись в Киеве.
Там великая княгиня приобрела землю и приступила к строительству монашеской общины. После кончины супруга тайно приняла монашеский постриг в Киеве Покровской общине, впоследствии обращённой в женский монастырь. Продолжила заниматься благотворительностью и лечением. Там и скончалась
Священным синодом Украинской православной церкви (Московского патриархата) причислена в лике преподобных как местночтимая святая. Вот такой вот человек.
А вторая наша героиня интересна тем, что она замкнула на себя сразу два интереснейших княжеских рода - кроме Ольденбургских, она была еще и Лейхтенбергской по рождению. Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (1845 - 1925) была четвёртым ребёнком герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны. Таким образом по отцовской линии - она правнучка императрицы французов Жозефины,а по материнской - внучка Николая I.
Очень милый, приятный и красивый человек. Но со своим характером, не боящаяся осуждения и даже некоторого эпатажа. При дворе герцогиня Ольденбургская резко выделялась своей экстравагантностью. Почти всегда она носила полумужской наряд - костюм от Тайер светло-серого или бежевого цвета.
С 1868 года - она в браке за нашим предыдущим героем - принцем Александром Петровичем Ольденбургским. В том же году родился сын Петр.
Евгения Максимилиановна проявляла большую активность в общественной и культурной жизни. Она выступала как:
президент Минералогического общества
почётный член Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, созданного в 1901 году для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служившим в частных и общественных учреждениях.
почётный член Общества вспомощения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам в Санкт-Петербурге (состоящего под августейшим покровительством Великой княгини Ольги Александровны).
почётный член Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), организованного в 1903 году.
Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств, ею была учреждена художественная премия. Не менее значительна была её деятельность по созданию широкой сети художественных школ в Санкт-Петербурге и его окрестностях - была инициатором устройства в рабочих кварталах рисовальных школ «для лиц ремесленного сословия», издания сборника художественно-промышленного рисунка.
попечительница общины сестёр Красного Креста, на основе которого возникла Община Святой Евгении, получившая название в честь своей покровительницы.
С 1868 года - попечительница Рождественской женской гимназии, переименованной в 1899 году в принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской гимназию
2 апреля 1870 года - стала покровительницей Дома Милосердия - после смерти матери, которая была его основательницей в таком качестве и под таким названием и первой державной покровительницей.
с 1894 года стала попечительницей Максимилиановской больницы.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Евгения Максимилиановна возглавила Порт-Артурский «Комитет по оказанию помощи раненым солдатам и увековечиванию памяти павших». За свою деятельность она была отмечена женским орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения»
Кроме того, как женщина деловая, энергичная, широко образованная, она развернула активную хозяйственную деятельность в своим имении: построила свой дворец в староанглийском стиле (в 1883-1887 годах), реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузионную систему, машинную паровую технику, открыла рафинадный цех (1880-1891), построила «паровую фабрику конфет и шоколада» (1900 г.); соединила железнодорожной веткой Рамонь со станцией Графская (1901); путём покупки земли у соседей помещиков увеличила площадь имения с 3300 до 7000 десятин, перевела земледелие на 8-мипольный севооборот; открыла конезавод, ковровые мастерские, содержала образцовую двухэтажную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров.
Приняла на себя заботу о школах, больницах и бедных: открыла начальную школу и лечебницу Вот такая замечательная и активная женщина.
Приятного времени суток.