Малые северные народы. Эвены

Oct 20, 2023 14:00

Здравствуйте уважаемые.
Потихоньку заканчиваем нашу небольшую и, надеюсь, интересную серию про малые северные народы у нас в стране.
В прошлый раз вспоминали вепсов: https://id77.livejournal.com/5295641.html, ну а сегодня немного поговорим об Эвенах - сибирский тунгусо-маньчжурский народ. Народность интересная, которую часто путают с Эвенками. Они родственные, но все-таки разные. Эвенки - это охотники, жители тайги. Их оленеводство - это упряжное оленеводство. А эвены живут в тундре и их оленеводство - это оленеводство народов Севера, когда олени - это их все: пища, крыша над головой, транспорт. Считается, что эвены как этнос сложились путем сложения эвенков и тундровых племен севера. Про Эвенков в следующий раз, ну а сегодня именно про Эвенов.
Устаревшее название эвенов - ламуты. Означает буквально «люди моря».


Общая численность - около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке России. В Республике Саха (Якутия) больше всего. Также в Магаданской области, в Камчатской области, в Чукотском автономном округе, в Хабаровском крае. В 1930-1934 годах на Дальнем Востоке СССР существовал Охотско-Эвенский национальный округ.
Более 40% эвенов говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской группе. Язык довольно сложный из-за наличия 3 наречий (восточное, среднее и западное) и свыше десятка говоров.


Нам известно об этом древнем народе только с 17 века. К тому моменту они уже сформировались как этнос и расселились по северу и северо-востоку от своих близких родственников эвенков. В те времена эвены соседствовали с чукчами, якутами и коряками.
Эвены носят распашные кафтаны, борта которых обшивают мехом. Швы покрыты неярким бисером у мужчин, а женщины, наоборот, используют бело-голубой, сверкающий на солнце. У кафтана не сходятся борта на груди, поэтому ее защищают от ветра нагрудником, доходящим до колен. К нагруднику мужчина пришивает бахрому, а женщина украшает его бисером. Кафтан также может быть украшен различными металлическими украшениями. Состоятельные эвены пользуется серебряными монетами, а люди из простого рода - медными. Для защиты поясницы используются натазники. Когда наступает зима, нужно надевать более теплую одежду. У эвенов есть парки, которые изготавливают из меха, причем в отличие от кафтана, подолы у парки сходятся, что позволяет надежно защититься от холода. Обязательно надевают меховую шапку, платок и дополнительный головной убор авун.


Так как эвены по природе своей кочевники, они использовали и используют до сих пор соответствующее жилье. Их чумы называются дю и чорама-дю. Первый вид представляет собой чум конической формы, покрытый шкурами и берестой. Второй тип больше похож на цилиндр с жердями в качестве опоры. Эти жерди сходятся в единой вершине, поэтому чорама-дю тоже похож на конус. Под таким каркасом привязывается специальная жердь, на которую вешают котел. В крыше предусмотрено отверстие для выхода дыма, в качестве двери используется плотная занавеска, расшитая аппликацией. На полу выстилают шкуры. Сейчас все чаще можно видеть ураны - дома из сруба, рядом с которыми располагаются амбары.
Эвены в совершенстве освоили оленеводство, охоту, речное рыболовство. Часть населения разводит ездовых псов и держится ближе к Охотскому побережью, где устраивает стада оленей.


Первым делом юный эвен должен освоить верховую езду. Ездят они на оленях, лошади менее распространены. Олени у эвенов непростые - сильные, выносливые, большие. Чуть более сотни лет назад одно оленье стадо могло насчитывать до 5000 голов. Сейчас стада оленеводов значительно меньше и, как правило, не превышают 500 голов.


Ухаживать за оленями должны мужчины. Важная часть жизни - охота. Эвены используют для охоты копья, луки, ножи, ружья и различные ловушки. Охота ведется верхом на олене, причем если требуется поймать крупную добычу, используют другого оленя, выполняющего роль приманки. Охотникам также помогает специально обученная собака. Раньше эвены часто охотились на медведя, соблюдая строгие обряды и правила.
Из рыбы добывали кунджу и хариуса, прибегая к крючковой снасти. Неводом и сетью эвены стали пользоваться только в 20-х годах прошлого столетия. До сих пор сохранилось кузнечество, которым заняты мужчины. Женщины выделывают шкуры, изготавливают одежду, чехлы и спальные принадлежности. Торговля между соседними поселениями развита сильно. В первую очередь эвены торгуют и обмениваются вещами с якутами. Самыми значимыми товарами являются украшения и драгоценные металлы.


Издревле у эвенов формируются так называемые административные роды, в состав которых входят не только кровные родственники, но и соседи по территории проживания.
Уклад эвенов довольно строг. Главенствующую роль в нем играют родственные связи. Каждый род объединяется с другим, объединение формирует группы, возглавляемые старостой. Все группы стараются держаться рядом друг с другом, отсюда сформировался обычай делиться пойманной добычей. Кочевничеством эвены занимаются до сих пор, причем главным в процессе всегда остается отец, который даже в преклонном возрасте командует старшими сыновьями.


С рождением каждый эвен получает небольшое стадо, которым он будет владеть по достижении совершеннолетия. Это касается не только мужчины, но и женщины. Множество обычаев касается охоты. Например, если удалось изловить медведя, по случаю его добычи устраивали настоящий праздник. Кости надлежало выложить в соответствующем анатомии порядке и отблагодарить духов.


Свдьбы у них похожи на те, которые играют у соседних народов. У них существует обычай, согласно которому тори (выкуп) должен в несколько раз превысить цену приданого, которое получает жених от семьи невесты. Из собственного рода выбирать жену нельзя. Раньше были распространены многоженство и помолвка среди несовершеннолетних. Сейчас подобные явления практически не встречаются. Перед входом в чум жениха надлежало обойти его 3 раза, затем невесту провожали в дом, где она должна была сварить суп с мясом. Приданое оставляли возле чума на всеобщее обозрение.


Ранее был у эвенов интересный погребельный обряд (сейчас уже не практикуется). Умершему, если он был мужчиной, давали нож, трубку и кисет. Женщине - украшения. Над могилой ставят фигурку деревянной птицы (обычно ворона), кладут вещи, которые принадлежали покойному и устанавливают сруб.
Сейчас почти все эвены православные, а раньше активно практиковался шаманизм. Главной чертой эвенского шаманизма можно считать поклонение духам, олицетворяющим природу.


Персонажами фольклорных произведений эвенов являются животные. У народа довольно интересный взгляд на зверей: соболю приписывают хитрость, медведю - доверчивость и добродушие, волку - глупость, зайцу - трусость. Каждая сказка подразумевает борьбу со злыми силами. Есть и сатирические сказания, которые учат заботе о доме, призывают бороться с ленью, жадностью и глупостью. В таких сказках много советов и поучений, особенно касающихся выстраивания отношений между богатым и бедным классом. Довольно разнообразны эпосы, в которых можно прочитать о богатырях, испытаниях, поиске принцессы
А вообще Эвены остаются одним из тех народов, для которых давние традиции и обычаи важнее современного жизненного уклада. Для них жизнь прекрасна без благ цивилизации.
Осталось только вспомнить несколких известных Эвенов.
писатель Николай Тарабукин


поэт Платон Степанов-Ламутский


сказатель Максим Дуткин


и многие иные.
Приятного времени суток.

Россия, Этник

Previous post Next post
Up