Здравствуйте уважаемые!
Не раз, не два и не три говорил о том, что одним из моих любимых современных авторов, пишуших на русском языке является Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили). И в его книгах я нахожу не только сюже, или прекрасный слог, я нахожу что-то большее - отдохновение души и возвышение разума :-)
Когда у меня внутренний раздрай, когда что то сильно беспокоит или я переживаю - практически всегда перечитываю любимые из книг Акунина и они меня несколько..успокаивают, что-ли. В общем, действуют на меня благотворно.
Хотя бы за это ему уже большое спасибо. Тем более книги он пишет сам, своими руками, а не трудом литературных рабов (и это одно из редких исключений ныне), а что касается его политических пристрастий...Большинство его взглядов я не разделяю, но не могу понять, кто, зачем и как может ему запретить их выражать. Он умный, интересный, вдумчивый человек, и его позиция - это его право, а у нас, к счастью, страна свободная. Но мы отвлеклись чуток :-)
Одной из моих любимых книг Акунина является великосветский детектив «Коронация, или последний из Романов». В этой книге, как не в какой иной много аллюзий на реальные политические и исторические события. Борис Акунин талантливо, и определенно не без умысла, связывает судьбы исторических личностей и вымышленных персонажей, словно мастеровитый ткач вплетая их нитями в ковер готового произведения. Некоторые из персонажей угадываются легко и непринужденно, некоторые называются своими настоящими именами, а вот кое с кем приходится изрядно помучится, дабы понять кто именно мог быть взят основой, какой реальный человек.
Ну что, помучаемся чуток? :-)))
Не будем тратить время на главных отрицательных персонажей, некоторых второстепенных, типа англичан, и оригинального мистера Фрейби, а также на Эраста Петровича и Масу. По разным причинам. Поговорим о других.
Главным героем книги является Афанасий Степанович Зюкин. Собственного говоря, от его имени и ведется повествование. Ему 46 лет, а значит год рождения его 1850. Из старой доброй дворцовой семьи в 3-ем поколении. Его и дед и отец были великокняжескими лакеями и камергерами. очень гордится своими шикарными бакенбардами, от которых, впрочем приходится избавиться для дела.
Как вариант :-)
В 15 лет влюбился в одну из великих княжон, имя которой не называет, причем настолько сильно, что больше никогда не женился. Имя великой княжны не называется, но говорится, что она вышла замуж за одного немецкого принца, и умерла после первых же родов. Скорее всего, Акуниным за основу взята трагическая судьба Александры, младшей и любимой дочери императора Николая I, которая вышла замуж за принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского и умерла после родов. Правда по датам не совпадает, ибо Александра ушла из жизни еще в 1844 году. Но наиболее оптимально по характеру и судьбе.
Александра Николаевна
Афанасий себя показал человеком преданным, сильным, хотя и местами ограниченным и несколько ослепленным мнимым величием великокняжеского власти. Прозрение для него оказалось слишком болезненным и несмотря на награду - он был произведён в камер-фурьеры, награждён бриллиантовой табакеркой и десятью тысячами рублями, из дворецких он ушел.
В одной из последующих книгах Акунина «Алмазная колесница» в статье о разгроме русского флота при Цусиме описывается имена погибших героев на броненосце «Князь Кутузов-Смоленский», среди которых числиться и казначей эскадры статский советник Зюкин. Скорее всего, это и есть Афанасий Степанович, которого в свое время зазывал на флот Эндлунг (о котором мы с Вами поговорим ниже):
"- А вы, Зюкин, молодцом,- сказал несколько осипший от криков Эндлунг. ... Хрена ли вам в лакейской службе? Переходите лучше к нам на "Ретвизан" старшим каптенармусом".
Камер-фурьерский мундир
Каптенармус - это начальник продовольствия, начпрод, по нашему :-) Видно, что Афанасий пошел по другой стезе - финансовой. Кроме того, он статский советник - а это уже титул 5 класса, то есть за 9 лет он передвинулся на одну строчку в Табели о рангах. Про семью и детей ничего не известно, но скорее всего - нет. Параллели с историческими личностями произвести невозможно.
Товарищем Афанасия Зюкина по приключениям был Филипп Николаевич Эндлунг. Молодой человек, лейтенант флота, он был выбран компаньоном и наставником великого князя Павла Георгиевича (о нем - в следующих частях поговорим), и поначалу Афанасий Зюкин абсолютно не приветствует его нахождение около великих князей:
"Ох уж этот Эндлунг. Не следовало бы так говорить, но Екатерина Иоанновна совершила большую ошибку, когда сочла этого господина подходящим наставником для своего старшего сына. Лейтенант, конечно, ловкая бестия: взгляд ясный и чистый, физиономия розовая, аккуратный пробор на золотистой голове, детский румянец на щеках - ну прямо ангел. С пожилыми дамами почтителен, ножкой шаркает, может с самым заинтересованным видом и про Иоанна Кронштадтского, и про чумку у левретки послушать. Неудивительно, что Екатерина Иоанновна от Эндлунга растаяла. Такой приятный и, главное, серьёзный молодой человек, не то что шалопаи-гардемарины из Морского корпуса или бездельники из Гвардейского экипажа"
Эндлунг - второй снизу.
Особо возмущает Афанасия, что Эндлунг получил придворный титул камер-юнкера. Этот титул не входил с 1809 года в официальный Табель о рангах, поэтому был именно что придворным. Такой же титул был, кстати, пожалован и А.С. Пушкину в свое время.
Но постепенно Зюкин смягчает свою позицию и даже начинает относится к молодому моряку с симпатией - он видит, что тот не интеллектуал, но зато честный и преданный товарищ, для которого дружба не пустой звук. Ну а еще никогда не унывающий бонвиван и завсегдатай гримерок московского Театра Варьете и «веселых домов» по всему миру :-)
Приписан он к «Ретвизану», но не совсем понятно, как это может быть вообще?
Схема шведского "Ратвизана"
В Российском флоте известны 4 корабля под этим наименованием. Первоначально это был шведский 64-пушечный линейный корабль Rättvisan, то есть - Справедливость, который после Выборгского сражения 1790 года был захвачен и служил уже в флоте русском. По давней традиции, когда один корабль со славным названием списывали, новому давали его же имя. Поэтому два 74 пушечных линейных корабля, спущенных на воду в 1818 и 1839 годах носили то же наименование.
Приблизительно так выглядел винтовой "Ретвизан"
Наконец, 11 сентября 1855 года спущен на воду новый Винтовой линейный корабль «Ретвизан». Возможно, Эндлунг имел отношение к экипажу этого судна, однако этого быть не могло, ибо 23 марта 1880 года «Ретвизан» разоружен и сдан Кронштадтскому военному порту на хранение, а 22 ноября исключен из списков судов Балтийского флота и превращен в блокшив для отработки зимних артстрельб.
Эскадренный броненосец "Ретвизан"
Самый же известный из судов с этим наименованием эскадренный броненосец «Ретвизан» был спущен на воду только в 1901 году. Так что автор тут немного ошибся видимо :-))
По ходу произведения Филипп Николаевич Эндлунг говорит о своей судьбе следующее: «А нагасакский гадальщик напророчил мне смерть в морском сражении. Вот и верь после этого предсказаниям».
И как показывает дальнейшие события - предсказаниям можно было верить.
Броненосец "Князь Суворов"
В той же «Алмазной колеснице», о которой мы с Вами уже говорили выше, приводится список погибших в Цусимском сражении:
«На броненосце «Князь Кутузов-Смоленский»: младший флагман контр-адмирал Леонтьев, командир корабля капитан первого ранга Эндлунг, казначей эскадры статский советник Зюкин, старший офицер капитан второго ранга фон Швальбе..»
В.В. Игнациус
Как видите, Филипп Николаевич дослужился до статуса капитана первого ранга и командира корабля.
В Цусимской сражении не участвовал броненосец с названием «Князь Кутузов-Смоленский». Такого броненосца вообще не было в принципе. В Цусимской битве сражался и погиб эскадренный броненосец проекта «Бородино» под названием «Князь Суворов», который кстати, был флагманом 2 Тихоокеанской эскадры. Командиром корабля, погибшим в сражении был Капитан 1 ранга Василий Васильевич Игнациус. Но на Филю Эндлунга он не похож был совершенно - Василий Васильевич был талантливым художником и иллюстратором.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!