Русские народные промыслы. Старооскольская игрушка

Apr 08, 2019 13:20

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем нашу с вами серию про русские народные промыслы. В прошлый раз вспоминали мазыкскую игрушку: https://id77.livejournal.com/2505508.html
Сегодня вспомним еще об одних игрушках. Глиняных. Из Старого Оскола.
Старооскольская глиняная игрушка - один из древнейших народных промыслов Белгородской области,да и всей России.


Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.


Думаю промысел возник из-за особой глины, в крестностях Старого Оскола- необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок.
Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как одну, так и другую глину, а в ряде случаев применяли низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.
Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.
Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика».


Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50-60)% по объёму мелкого песка). Гончары иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.

Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.
Сначала делали горшки и прочую утварь. Затем перешли и на игрушки. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII-начала XVIII вв., однако недавно было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.
Сейчас считается, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.
Пластика самых старых игрушек - коники, уточки («утушки»), погремушки - слабо отличается от московской глиняной игрушки XIV-XVI веков.


Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы.
В XVI в. старооскольская игрушка изменилась. Возможно на это повлияли свойства используемой глины. Изделия из местной беложгущейся глины были более хрупкими. Длинные «лебяжьи» шеи коней стали очень короткими.
Большинство найденных игрушек XV-XVIII вв. имеют следы росписи охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. Старый Оскол находится в «сердце» Курской магнитной аномалии, и эти минералы можно найти на дне оврагов.
Второй этап - это начало 18 столетия.
В одной из слобод Старого Оскола на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. К 1719 году в этой слободе было 78 дворов, половина которых принадлежала служилым людям «казачьего чину», зарабатывавшим на жизнь гончарным делом.


Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.
Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще - из отходов этой глины.


Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников - фуражка и петровская треуголка.
Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.
Появились новые формы игрушек: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами; уточка постепенно «перерождается» в птичку; в конце периода появляются фигурки коровы и быка.


Третий этап - конец XVIII-1870-е гг.
В это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.
Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.
С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.
Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.


Этап четвёртый - конец XIX-1990-х гг.
В этот период появились новые образы игрушки - мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX-начала XX вв., новые образы зверей и птиц - «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».
«Всадники» немного потеряли свой решительный, напористый и суровый вид военных, стали похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобрела многоцветность и разнообразие в орнаментации.
На эту игрушку большое влияние оказали «тряпичники», которые закупали игрушки «корзинами и не глядя».
Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.
Заказчикам нужна была яркая игрушка и их начали украшать точками, линиями различными красками. Самые «популярные» краски - разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш.
В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне - два яйца.
В конце XIX-начале XX вв. выросло число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники»). Заказчиками были старьёвщики на подводах, которым выносили игрушки корзинами, а они ссыпали их в большие бочки. В это время появились игрушечники-ремесленики, т.е. те, кто занимался только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили».
В конце 1920-х - начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.
С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками.


С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.
В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.
Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.
Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.


В 1986 году Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. старооскольская игрушка сестёр Гончаровых появилась на выставке «Народное гончарство России».
Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.
В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами.
В настоящее время нашу игрушку лепят более десятка мастеров, как правило учеников потомственных мастеров - сестёр Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых.


В настоящее время в Старом Осколе развивается промысел традиционной Старооскольской игрушки и керамики. В городе сложились различные мастерские. На их площадках работают коллективы мастеров, обладающих большим творческим потенциалом, мастерством работы с материалом.Мастера работают в различных направлениях творческого углубления, возврата к корням.
Приятного времени суток.

Россия

Previous post Next post
Up