Здравствуйте уважаемые!
Продолжим сегодня с Вами тему, начатую вот тут:
http://id77.livejournal.com/200416.html и продолженную здесь:
http://id77.livejournal.com/200832.htmlНо это мы с Вами немного отвлеклись. Пожалуй, закончим со структурой, дабы в следующем посте (уже на следующей неделе) пойти дальше.
Основной структурной единицей является приход. Под приходом подразумевается вовсе не то, что имеют в виду зависимые от наркотических веществ граждане, а некий территориальный округ, на котором имеется православный храм с причтом (сиречь со священнослужителями и церковнослужителями) совершающий церковные обряды для мирян (прихожан). :-) Слово "приход" произошло (как и многое в Православии, что естественно) из греческого языка. Термин παροικία можно дословно перевести как то, что возле дома. По последним данным у РПЦ более 30 000 приходов. Как меня немного подправил мой хороший френд и человек в теме
kir_a_m (всем рекомендую его журнал) несколько приходов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, по территориальному признаку объединяются в благочиния (деканаты), во главе с благочинным (деканом). Я то первоначально считал благочиние системой устаревшей - ан нет оказывается :-)Раньше это было очень распространено, особенно среди военного духовенства.
Кроме приходов существует еще несколько видов наименьших, если можно так выразиться, территориальных единиц Церкви - Монастыри, пустыни, подворья, братства (сестринства) и миссии.
Успенское подворье монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге
Под монастырем подразумевается объединение монахов или монахинь (об этом мы поговорим позднее), проживающих в одном комплексе зданий и подчиняющихся одному монастырскому уставу под управлением игумена (игуменьи), сиречь настоятеля (-ницы) (об этом мы тоже упомянём потом).
Пустынь - отдельное поселение, удаленное от монастыря обычно для проживания аскетов. Подворье - принадлежащая определенному монастырю недвижимость далекая от этого самого монастыря. Ранее активно использовалась эта система как место ночлега паломников, идущих на поклон именно в этот монастырь, но ныне система несколько изменилась. Это скорее «филиал» определенного монастыря.
Братства и сестринства это уже практически полный анахронизм. Интенсивно использовалась такая система объединения православных людей на территории, в которой использовалась другая религия. Особо известны православные братства 14-17 столетия на территории Ржечи Посполитой.
Печать знаменитого львовского православного братства.
Ну и наконец, миссия - это пастырско-миссионерское учреждение, ставившее задачу возрождения православной церковной жизни или же приобщения к православию людей иных конфессий и язычников. Ныне тоже является анахронизмом.
Следующей и более крупной административно-территориальной единицей является епархия. Она возглавляется епископом (архиереем) и в нее входят как приходы на определенной территории, так и монастыри, благочиния, епархиальные учреждения, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестринства и миссии. На данный момент в РПЦ 160 епархий.
Кроме того, имеет место такая организация церковного сообщества как викариат (викарная епархия). Это объединение нескольких благочиний или приходов, которые подчиняются не епархарному архиерею, а особому епископу - викарию (об этом позже)
Тихон, епископ Подольский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
С более крупными единицами все сложнее. С 2011 года внутри РПЦ реализуется 3-х ступенчатая система подчинения, а именно Епархия - Митрополия - Патриархат (сиречь аппарат Патриарха). Таким образом, митрополия, в которую входят епархии и викариаты должна являться крупнейшей административно-территориальной РПЦ. Должна, но не является. В Русской Православной церкви на данный момент 46 митрополий. Митрополия управляется Митрополитом.
Но есть еще и митрополичьи округа, которые управляются местным синодом под председательством главы митрополичьего округа. На данный момент в РПЦ есть 2 митрополичьих округа - Казахстанский митрополичий округ и Среднеазиатский митрополичий округ.
Епархии Православной церкви Молдовы
Но и это еще не все. Далеко не все. Внутри РПЦ на данный момент существуют еще церковные организации одного уровня с митрополией и митрополичьем округом, а то и выше того - 1 экзархат, 3 самоуправляемых церкви, 2 автономные церкви и еще две самоуправляемая с широкой автономией. Все непросто :-)))
3 самоуправляемых церкви существуют на территориях, на которых имеют место споры с другими Автокефальными Православными церквями. Это Православная церковь Молдовы (споры с Румынской Православной Церковью), Латвийская Православная церковь (былые споры с Константинопольской Православной церковью) и Эстонская православная церковь (споры с Константинопольской Православной церковью). Автономия таких церквей ограниченная. Они действуют на основании особого указа Патриарха, который называется «Томос».
Собор Святого Александра Невского в Таллине - ставропигиальный кафедральный собор Эстонской Православной церкви
Украинская православная церковь является самоуправляемой церковью с широкой автономией. Столь редкий статус вполне понятен, учитывая ситуацию начала 90-х, когда Православная Церковь на Украине имела серьезные конфликты с униатами, а также большие внутренние проблемы, в результате чего была разделена на УПЦ МП (Московского Патриархата) и УПЦ КП (Киевского Патриархата), автокефалия коей не признана. Такой же статус имеет и Русская православная церковь заграницей, которая после подписания Акта о Каноническом общении 2007 года вошла в состав РПЦ.
Предстоятель РПЦЗ Иларион
Статус Автономной Церкви внутри РПЦ имеют Китайская и Японские Православные церкви. Первая фактически существует только на бумаге, а последнюю возглавляет широко известный Митрополит Токийский и всея Японии Даниил (в миру Икуо Нусиро), человек которое долгое время лидировал в интернет-голосовании по поводу выборов нового Патриарха в 2009 году. Автономная церковь - обладает наиболее полной автономией и наиболее близка к статусу автокефальной.
Митрополит Токийский и всея Японии Даниил.
Ну и наконец, Белорусская Православная Церковь внутри РПЦ носит статус Экзархата. Экзархат - это зарубежная по отношению к государству того или иного патриарха административно-территориальная единица в данной православной церкви во главе с экзархом , то есть наместником Патриарха. Создан этот экзархат был еще в 1989 году и по своему статусу он близок к самоуправляемой церкви. Еще в 1990 в составе РПЦ было 3 экзархата, но остался только один - Белорусский.
Епархии Белорусского экзархата.
Вроде бы со структурой мы с Вами худо-бедно определились.
Осталось только добавить об учебных заведениях Церкви. Тут возможно 4 уровня обучения. Низовой - это духовное училище, которое приравнивается к среднему специальному образованию. То есть по большому счету, это школа с углубленным изучением Закона Божьего. Сейчас работает 33 духовных училища.
Ступенька выше - это Семинария (от латинского термина seminarium - рассадник). В Семинариях уже готовят будущих священнослужителей. Ныне учение в Семинарии намного сложнее, чем еще пару лет назад и связано это с реформой церковного образования, которую проводит Патриарх Кирилл.
У РПЦ на сегодняшний день 52 духовной семинарии, в том числе и такие экзотические как Токийская, и семинария в Джорданвиле (США)
Следующий уровень - это учреждения высшего профессионального религиозного образования , к которым относятся Религиозные университеты и институты. Их 8, и самым известным, пожалуй, будет Российский православный университет. В тот же РПУ могут поступать не только будущие (и действующие) священники, но и простые абитуриенты.
Ну и верхним уровнем Духовного образования является учеба в Духовной академии. Их 6. Плюс одна Общецерковная аспирантура и докторантура им свв. Кирилла и Мефодия.
Эмблема Общецерковной аспирантуры и докторантуры
Нынешняя система высшего богословского образования в России должна быть 3-х ступенчатой:
1) Бакалавриат: 4 обязательных года + 1 практический год обучения и защита Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия ».
2) Магистратура: 2-х годичная программа в вышестоящем учебном заведении - Духовной Академии, и после защиты Диссертации апологет получает степень «Магистр богословия».
3) Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовной Академии, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук».
На этом пока все, на следующей неделе поговорим о чинах и одеяниях священнослужителей.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!