Высший генералитет Второй мировой войны. США. Часть 18

Nov 22, 2013 10:00

Здравствуйте уважаемые!
Продолжим и закончим сегодня с Вами наш рассказ о Честере Нимице, начатый вот тут вот: http://id77.livejournal.com/174916.html
Послевоенное время Нимиц использовал весьма продуктивно как с точки зрения получения новых знаний и навыков, так и для укрепления карьеры.
Прежде всего, ему удалось вернуться в надводный флот.  Год он прослужил старпомом на линкоре «Южная Каролина», затем получил под свое командование бронепалубный крейсер «Чикаго», базировавшийся на Гавайских островах - базе тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе. Там же, на Гавайях, командуя крейсером, он принял на себя и обязанности командира  14-го дивизиона подводных лодок. Через полтора года, летом 1922 г. Нимиц вернулся в США, чтобы поступить в военно-морской колледж в Ньюпорте (штата Род-Айленд).
По окончании колледжа его ждала штабная работа. Нимиц был назначен сначала адъютантом и помощником начштаба командующего ударным флотом, позже стал помощником  главнокомандующего флотом США.


Военно-морской колледж в Ньюпорте


О досадном недоразумении с эсминцем в начале карьеры больше никто не вспоминал. Более того, ему была оказана честь открыть корпус подготовки офицеров резерва флота.  Подобное учебное заведение  создавалось впервые, действовало на базе университета в Беркли (Калифорния). Работы было много, а Нимиц опять чуть не угодил в отставку - теперь уже по состоянию здоровья.  Честер перенес «на ногах» тяжелую ушную инфекцию и практически потерял слух, но сумел провести медкомиссию, научившись читать по губам. Слух до конца жизни у него так и остался слабым.
В 1933 году Нимиц получил под свое командование флагман американского азиатского флота - тяжелый крейсер «Огаста» и благополучно командовал им 2 года.


Адмирал Нимиц на подлодке S-209 на Пёрл-Харборе. 1941 год

По возвращении домой в апреле 1935 года Нимиц занимает пост заместителя начальника бюро навигации, после чего становится командующим 2-м крейсерским дивизионом ударного флота. Затем он принимает командование 1-м дивизионом линкоров ударного флота. Напомню, что  флот США разделен на тихоокеанский, атлантический и азиатский. Ударный флот появится только в феврале 1941 года. Вершиной его карьеры, как считал сам Нимиц, стало назначение начальником бюро навигации 15 июня 1939 года.
А 17 декабря 1941 года Нимица назначили на сложнейшую и ответственную должность командующего тихоокеанским флотом. Еще через 2 недели ему присвоили звание полного адмирала (таким образом, он «перескочил» через звание вице-адмирала). Несмотря на поражения первых дней войны, Нимиц выдержал испытания с честью: продвижение японцев если не было полностью прекращено, то существенно приостановлено.


Адмирал награждает Военно-морским крестом первого чернокожего матроса Дориса "Дори" Миллера (помните  Кубу Гудинга-мл. в "Перл-Харбор? Вот он играл именно этого парня)

В конце марта 1942 года новая военная структура - объединенный комитет начальников штабов США и Великобритании разделил весь театр тихоокеанских военных действий на 3 зоны: тихоокеанскую, юго-западную и юго-восточную.  Главнокомандующий зоной командовал не только флотом США, но и всеми войсками союзников (воздушными, сухопутными и морскими) в этом регионе. Юго-западной зоной командовал Дуглас Макартур, юго-восточной - Эрнст Кинг, а тихоокеанская (и на нее легла основная тяжесть войны) была поручена Честеру Нимицу. Перед ним стоит снять шляпу. Он не только справлялся с «работой», но и старался сгладить противоречия между Макартуром и Кингом. Не последнюю роль в этом сложном деле сыграло добродушие  Нимица и умение рассказывать смешные истории.


Адмиралы Нимиц, Кинг и Спрюенс  на борту тяжелого крейсера "Индианаполис" 1944 год

Для примера приведу 2 анекдота в его исполнении, которые он рассказывал. Первый он услышал от Омара Брэдли, но немного переделал и исполнял с присущем ему артистизмом: «Один из рядовых вышедший в отставку после войны воспользовался Солдатским биллем о правах, чтобы пройти курс акушерства (неожиданно несколько). Получив диплом, он вернулся в родной городок, снял контору, купил докторский саквояж с инструментами и нарисовал вывеску.
Спустя неделю (в течение которой не явилась ни одна пациентка) в контору служивого ворвался фермер, искавший акушерку. Он был немало удивлен, увидев мужчину, который называл себя акушером, однако вид диплома убедил его. «Вам придется поехать, - сказал фермер. - Наш единственный врач уехал за 90 миль, а у меня жена рожает».
Они примчались на ферму с максимальной скоростью, на которую оказалась способна фермерова машина. Наш служивый облачился в белый халат, сказал мужу, чтобы тот не волновался и пока полистал журнал и, взяв свой черный саквояж, вошел в спальню. Через 10 минут он приоткрыл дверь, попросил отвертку и снова скрылся за дверью. Озадаченный фермер принес отвертку и постучал. Солдатик выглянул. «Прекрасно, - сказал он, - то, что надо. Идите и не беспокойтесь. Все будет хорошо».
Через 20 минут служивый снова открыл дверь. Он выглядел немного взволнованным. На этот раз он попросил шпатель «с гибким лезвием». Когда шпатель был принесен, солдат повторил свои уверения в благополучном исходе и снова закрылся в спальне.
Прошло еще 20 минут. Наш герой снова выглянул из комнаты. «Скажите, мистер, - произнес он немного дрожащим голосом, - есть ли у вас проволока, 5-6 дюймов длиной - хорошая, прочная проволока с крючком на конце?» У фермера ничего подобного не было, но он принес вешалку. Закрывая дверь, акушер сказал: «Прекрасно, прекрасно. Теперь не беспокойтесь. Идите, посидите».
Фермер не мог больше этого вынести. Он заметил капли пота у солдата на лбу и некоторую дичинку в глазах. «Что происходит? Сначала вам нужна отвертка, потом - шпатель, теперь - вешалка. Что случилось? У нее осложнения?»
«Осложнения! - взорвался служивый. - У нее осложнения! Да, черт возьми. Я не могу открыть этот чертов саквояж».
А вот история № 2, которую он любил рассказывать, когда кто-то из англичан пытался кичиться своей родословной:
« Некий британский инструктор по стрельбе, родом с Уэльса или Шотландии, рассказывает курсантам-офицерам. «Раньши, - говорил инструктор, - ружейный ложа делали из твердой дривисины - дуп, ясинь, пикан - но твердая дривисина типерь реткасьть».
С заднего ряда послышался голос с оксфордским выговором: «Вы, случайно, не имеете ли в виду дуб, ясень и пекан?»
Ответ инструктора: «Я имел в виду дуп, ясинь и пикан, это твердая дривисина, из каторой делали ложа. Типерь они из лигнум витай - гвоякового дерева, очень твердая дривисина, с водоотталкивающими свойствами. Вапще, ее типерь ширако приминяют в страительстве пирсов - и для чирисчур абразованных ублюдков с заднего ряда. Ни имею в виду гимарой у аристакратов».


Макартур, Рузвельт и Нимиц

Складывается впечатление, что в умении пошутить-посмеяться с Нимицем могли сравниться разве что Айк и Брэдли. При этом в важных делах Нимиц был по-немецки педантичен и предельно серьезен.
О сражениях Нимица на море рассказывать нет смысла - будет или слишком много, или слишком мало. Битва в Коралловом море, Соломоновы острова, а главное Мидуэй! Именно это сражение, (а вовсе не Гуадалканал), где все висело «на волоске», считаю поворотным в судьбе войны на Тихом океане.
Все остальные военные операции прошли при его непосредственном участии. Их география обширна: Марианские острова, Сайпан, Гуам и Тиниан, Центральные и Восточные Каролинские острова, Филиппины. Наконец,  высадки на Иводзиму и Окинаву.  В армии то ли в шутку, то ли всерьез Нимица прозвали «Прыгающий по островам».
Не скажу, что Нимиц не ошибался - ошибки были, и немало, ведь ему противостояли достойные соперники, но  все равно его профессионализм, его удачливость (особенно в Мидуэе), оперативное и стратегическое искусство позволили сберечь  множество человеческих жизней и приблизить окончание войны.


Схема битвы за Мидуэй.

Понятно, что не  один Нимиц решал проблемы. Вокруг него сформировалась толковая команда единомышленников. Достаточно вспомнить Дэвида Рамсэя, бывшего руководителя бюро аэронавтики, который стал первым замом Нимица, или других его заместителей: Форреста Шермана, Луиса Денфельда, Ричарда Конноли, Роберта Карни, Роберта Редфорда  и Чарльза Ликвуда.
19 декабря 1944 года Честеру Уильяму Нимицу было присвоено звание адмирала флота Соединенных Штатов.


Честер У. Нимиц принимает капитуляцию Японии на борту линкора "Миссури"

2 сентября 1945 года  от имени Соединённых Штатов на борту линкора "Миссури"  в Токийском заливе адмирал принял капитуляцию Японии, а 5 октября 1945 года был официально назван «Днём Нимица» в Вашингтоне.

Белый Дом высоко оценил его вклад в победу. Нимиц награжден медалью «За выдающуюся службу» ВМС с тремя золотыми звездами (4 награждения). Столько же звезд у Хэлси, а больше (по не понятной мне  причине) - только у одного из наших современников, Эдмунда Джиабастиани-младшего. Их у него 5.

Но главное - это народная любовь и почитание. Иногда оно бывало  и обременительным. Вопиющий случай произошел в Канзас-Сити, где Нимиц произносил речь на губернаторском съезде. Когда вместе с помощником Джином Флаки он выходили из зала, толпа, узнавшая адмирала, прорвалась через полицейское оцепление и бросилась к Нимицу. Полицейские окружили Честера Уильяма, но люди опять прорвались, хватая Нимица за одежду. Флаки с трудом втащил своего шефа назад, в здание. Преследуемые толпой, они пробежали по коридору, и Флаки втолкнул адмирала в мужской туалет, закрыв дверь.


Памятник Адмиралу.

Это остановило толпу, большую часть которой составляли женщины. Но только на время. Они внесли Флаки в помещение и бросились дальше, туда, где Нимиц предусмотрительно заперся в кабинке. Опасаясь, что толпа может выломать дверь, Нимиц встал на унитаз. Его голова показалась над дверью, и он произнес небольшую вежливую речь, обращаясь к дамам, взобравшимся на унитазы.
Неожиданно кто-то из присутствующих рассмеялся, и поскольку рассказ об этом происшествии быстро распространился, смех скоро охватил весь дом, и губернаторский съезд прервался на всю вторую половину дня. Нимицу и Флаки удалось, наконец, выскользнуть из здания и убежать.
В быту Нимиц был очень скромным человеком. Адмиральского оклада не хватало на большое семейство, и оно, мягко говоря, не барствовало.
Сразу же после войны Нимиц сменил Э. Кинга в должности начальника военно-морских операций, то есть главнокомандующего флотом США. Эту должность он  занимал  2 года, занимаясь сокращением флота и подготовкой военнослужащих к мирной жизни.
Благодаря высокой репутации его привлекли к проведению референдума о судьбе индийских штатов Джамму и Кашмир в споре между Пакистаном и Индией.


Нимица с семьей чествуют в Вашингтоне

Наконец хорошо известный Вам Карл Дёниц, о котором мы с Вами уже говорили тут: http://id77.livejournal.com/146773.html обязан Нимицу, как минимум, частью жизни на свободе, а может быть, и самой жизнью. Честер Уильям выступил в суде с оправдательной речью в защиту немецкого подводника, утверждая, что   «неограниченную подводную войну» применяли не только немцы, но и он сам.  Судьи внимательно отнеслись к словам Нимица и сократили срок Дёницу.

Немало сил, времени и денег Честер Нимиц потратил на  восстановление флагмана японских императорских военно-морских сил в Цусимском сражении 1905 года, броненосца «Микаса», на котором развевался флаг адмирала Х. Того.  Нимиц считал, что война окончена и ненависть надо забыть, сосредоточив усилия на добрососедских и уважительных отношениях.  Это был благородный человек, который с уважением относился к своим врагам.


Авианосец "Нимиц"

Честер Уильям Нимитц скончался у себя дома, на острове Йерба - Буэна в заливе Сан-Франциско 20 февраля 1966 года. Он перенес тяжелый инсульт, осложнённый пневмонией, и вроде бы победил недуг, но возраст дал себя знать. Похоронен адмирал на национальном кладбище Голден-Гэйт  в Сан-Бруно (Калифорния).
Имя адмирала присвоено множеству зданий и учреждений, леднику в Антарктиде, а главное, атомному авианосцу CVN-68, который несет службу в ВМС США.
Напоследок еще один "фирменный" анекдот от Честера У. Нимица.
Моряк проходит парашютную подготовку. Сержант-инструктор говорит: «Дёргаешь вытяжное кольцо основного парашюта. Если не раскроется, дёргаешь запасной парашют. Внизу будет ждать наш фургон, отвезёт на базу.
Моряк прыгает, дёргает основной.
Не раскрывается.
Дёргает запасной.
Не раскрывается.
Моряк смотрит вниз, и говорит:
- Держу пари, и этого проклятого фургона, тоже не будет".
Итак, с американцами мы с Вами закончили, уважаемые. Но это не значит, что тему закрываем. Впереди еще много интересного, ну и естественно продолжение следует….

Приятного времени суток!

История, Вторая Мировая война, Армия

Previous post Next post
Up