Бренды Российской империи. Музыкальные инструменты. Часть 3

Jul 17, 2017 11:20

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о фирмах дореволюционных музыкальных. Напомню, что в прошлый раз остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1530051.html.
И снова у нас производитель роялей и фортепьяно. На этот раз фирма Карла Шрёдера (C.M.Schroder).
История фирмы началась в далеком 1818 году, когда фортепианным мастером саксонского происхождения Иоганном Фридрихом Шредером в Петербурге была основана фортепианная фабрика, ставшая вторым по времени возникновения крупным российским фортепианным предприятием. Шредер фамилия крайне непростая. Крайне :-)) Достаточно сказать, что в 1716 году первое немецкое фортепиано вообще сконструировал и изготовил Кристоф Готлиб Шрётер, клавесинист, органист и композитор. Позднее в 1739 году Шрётер впервые создал репетиционную механику с пружинящим толкателем. Чуть позже фамилию они чуть поменяли на Шредер, но изготовление инструментов сделали семейным бизнесом. Убегая от полчищ Наполеона саксонцы приехали в Россию, и тут и осели.


К. Шредер

Поначалу это была небольшая мастерская, изготовлявшая наиболее востребованный на рынке вид фортепиано: т.н. прямоугольное фортепиано (инструмент, впоследствии вытесненный пианино).
Инструменты Шредера отличались хорошим качеством и надежностью, что быстро принесло им популярность, и как следствие дало мастеру возможность скорыми темпами расширять свое дело.


Если мы почитаем газеты того времени, то можем увидеть хорошие отзывы и о фирме и об инструменте.
Так, газета "Санкт-Петербургские Ведомости"в свое номере за 1820 год сообщала: «Клавикордный мастер Шрёдер, открывший свою мастерскую по Б. Литейной, дом Фольбаума, честь имеет известить почтенную публику, что он имеет для продажи готовые инструменты, как-то флигель-фортепиано [рояль] ...с Бродтворскою механикою [Broadwood], также различного сорта фортепиано ..., украшенные настоящею бронзою, весьма хорошо выделываются с полным и приятным тоном; он ласкает себя надеждою, что знатоки одобрят его работу».


А в 1833 году (по свидетельству Фаддея Булгарина) фортепианный мастер Шрёдер изготовил два уникальных инструмента, сочетавших в себе арфу и фортепиано, в которых молоточки "щипали" струны арфы. Один из этих инструментов Шрёдер преподнёс в дар Императрице Александре Фёдоровне (Шарлотте Прусской), супруге Николая I. И это тоже сыграло свою положительную роль. Дело ширилось и крепло.
В 1852 году, после смерти И. Ф. Шредера, руководство фабрикой перешло к его сыну - Карлу. Именно с его именем будет связан новый качественный этап в развитии фирмы, позволивший ей занять лидирующие позиции на отечественном рынке и получить мировую известность.


К. И. Шредер был прекрасным знатоком фортепианного производства, внимательно следившим за всеми техническими нововведениями, применяемыми за границей. Все лучшие конструкторские находки он с успехом применял на своей фабрике. Так, к примеру, в 1862 году он первым в России начал применять литые чугунные рамы, впервые вводит американскую конструкцию (цельногнутый блок: футор и наружная стенка), перекрестную систему струн в роялях и многое другое. Из-за границы им были приглашены лучшие мастера и специалисты.
Происходит значительное расширение и модернизация производства. Уже в начале 70-х годов фабрика начинает занимать лидирующие позиции по количеству выпускаемой продукции. Инструменты фирмы начинают приобретать признание и известность не только в России, но и за ее пределами. Впервые в Европе Шрёдер разрабатывает новый дизайн роялей со скрытыми в ножках роликами, по аналогии с роялями Steinway & Sons.


Участие в российских и международных выставках раз за разом начинают приносить фирме высшие награды и ордена. Так выставка, прошедшая в Петербурге в 1870 году, принесла фабрике высшую награду - Государственный герб, а спустя три года на Всемирной промышленной выставке в Вене фабрика Шредера была награждена Большой золотой медалью. Эта победа была значима еще и тем, что впервые Шредеру удалось превзойти своего главного российского конкурента прославленную фирму «Я. Беккер», также принимавшую участие в упомянутой выставке.
Наконец в 1880 году Шредер, удостаивается звания «Поставщик двора его императорского величества». Кроме того, фирма Шредера являлась поставщиком Императора Германского, Императора Австрийского, Короля Прусского, Короля Венгерского, Короля Датского, Короля Баварского, Великого Князя Сергея Александровича. Вот такие вот дела.
Инструменты фирмы высоко ценили крупнейшие музыканты и композиторы: Антон и Николай Рубинштейны, Ференц Лист, Юзеф Гофман, Эжен д’Альбер, и многие другие.


К началу ХХ века количество выпускаемых инструментов достигает 1000 в год. На первом этаже особняка семьи Шрёдер на Невском проспекте располагался крупнейший в Европе магазин инструментов Шрёдера, а также Концертный Зал, куда приглашались для концертов мировые знаменитости.


С 1889 года руководство фабрикой берут на себя сыновья основателя Карл и Иоганн, получившие к тому времени специальное техническое образование за границей. С последующим уходом из фирмы старшего брата Карла Карловича (в 1903 году он приобретает фабрику роялей «Я. Беккер»), руководство фирмой переходит к Иоганну Карловичу, менее сведущему в фортепианном производстве, в результате чего после выпуска нескольких слабых моделей репутация фирмы была подорвана, хотя качество инструментов по-прежнему оставалось высоким, выше среднего уровня продукции других сопоставимых фирм.


С началом войны производство на фабрике было сильно сокращено, и переориентировано на выполнение военных заказов военно-промышленного комитета.
В 1918 году фабрика была национализирована. На этом марка «C.M.Schröder» прекратила свое существование.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Россия, История

Previous post Next post
Up