Самоцветы. Вводная

Mar 27, 2013 00:03

Здравствуйте уважаемые!
Хотел с вами поговорить об одной интересной темке, которую давно уже собирался поднять на страничках своего «уютненького».
Скажите уважаемые, любите ли Вы плюшки, так как я люблю их я…. Эээээ….нет, не то. Вот так, наверное… Любите ли Вы тыквы, как люблю их я! Упс….опять не в тему. Попробую в последний раз. Скажите, любите ли Вы камни, как люблю их я. Вот! Бинго!!! Получилось. Именно о камнях я и хотел бы с Вами поговорить. Но не просто камнях, а об особой разновидности оных - о самоцветах. Надо понимать, что самоцветы это слишком размытое определение - к ним иногда относят и драгоценные камни, полудрагоценные, и камни органогенного происхождения и даже поделочные. Я не претендую на глубокие и обширные знания в этих областях, тем более что регулируются они целыми 2 науками - минералогией и геммологией, а также особой подотраслью ремесла (если можно так выразиться) - ювелирным делом, и для того, чтобы объективно и серьезно выдавать вам нужную информацию, заниматься подобными интересными науками надо как минимум половину жизни.


Камешки....ээх...красота :-))

Но я все-таки попробую. В конце концов слабоумие и отвага дилетантизм и легкость - это мой метод. :-)))) В любом случае, если попадутся настоящие профи в этом вопросе - прошу не окунать меня в шоколадно-ореховую пасту с последующим обсыпанием яичной скорлупой, а корректно и конструктивно поправлять и дополнять. Лады? :-))))
Я попробую сделать несколько постов о различных самоцветах, рассказать об их особенностях, отличиях, интересных фактах и самых значимых и известных из них. Если тема Вам понравится - будем потихоньку продолжать. А на нет - и суда нет. :-)


Камешки-2. Их можно разглядывать часами :-)

Для начала мы с Вами должны обозначить нечто общее для всех самоцветах, для того чтобы легче было обо всех них рассказывать. Для начала надо понимать, что каждый из них является минералом (привет тебе, Капитан Очевидность) и у каждого из них есть определенная химическая формула (КО, я о тебе не забываю). :-)))) То есть надо понимать, что по своему виду камни могут быть очень похожими, но именно по химическому составу можно отличить один от другого.
Вообще для характеристики определенного минерала используется целая россыпь специфических терминов типа цвета линии, спайности или сингонии, но ТАК глубоко мы в чарующий мир геммологии погружаться не будем. Упрощенно мы с Вами при разборе самоцветов (во всяком случае, драгоценных и полудрагоценных камней) будем чаще всего использовать только 4 важнейшие характеристики: твердость, вес, степень чистоты (дефектность), цвет и огранка.
Твердость в геммологии и вообще в ювелирном деле определяется с помощью так называемой шкалы Фридриха Мооса (ну или просто Мооса).


Фридрих Моос

В 1811 году этот немецкий ученый придумал разделять все минералы в зависимости от механического воздействия на оные. Простыми словами в зависимости от того, можно ли на этом самом минерале оставить следы или нет. Всего в шкале 10 пунктов и за эталон взяты 10 минералов, начиная с самого мягкого: Тальк, Гипс, Кальцит, Флюорит, Апатит, Отроклаз, Кварц, Топаз, Корунд, Алмаз. Соответственно самый мягкий Тальк идет в шкале под номером 1, так как его можно поцарапать даже ногтем, а самым твердым под номером 10 идет алмаз - как известно он режет стекло.


Отроклаз. Один из видов

Вес в ювелирном деле измеряется в особых единицах, называемых караты. Название произошло от семян рожкового дерева (Ceratonia siliqua), которые в природе отличаются абсолютной идентичностью по отношению друг к другу. Мы меряем в так называемых метрических каратах (у англичан и арабов немного иные показатели) и 1 метрический карат равен 200 мг или 0,2 грамма. Тут важно не перепутать с другим термином, который также называется карат, который определяет чистоту драгоценных металлов (помните, как в американском кино говорят о 24 каратном золоте, например). Это несколько иное.


Семена рожкового дерева

Следующая важная характеристика, это так называемая степень чистоты (или дефектность) камня. Соответственно камни без изъянов априори самые дорогие. Для прозрачных камней имеется 5 ступенчатая шкала определения дефектности, а для непрозрачных - 3-х ступенчатая.
1-я группа или по-другому IF (Internally Flawless)- камни, с очень незначительными дефектами, которые можно увидеть только через специальные устройства и отличным блеском.
2-я группа или по-другому VVS (Very, very small inclusion) - камни, имеющие включения, едва различимые невооруженным глазом через, но не уменьшающие блеск и игру камня на свету.


Бриллиант типа IF

3-я группа качества или по-другому VS (Very small inclusion) - камни, имеющие включения, расположенные по всему объёму, легко различимые невооруженным глазом, частично уменьшающие блеск и игру света.
4-я группа качества или по-другому SI (Small inclusion) - камни, имеющие большие и многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, значительно уменьшающие блеск
Ну и наконец, 5-я группа качества или по-другому I (Imperfect)- камни, полностью заполненные включениями, абсолютно уменьшающими блеск и игру света.


Примерная таблица деффектности прозрачных самоцветов

По полупрозрачным и непрозрачным ситуация такая:
1-я группа - камни, на лицевой поверхности которых отсутствуют природные дефекты и/или неровности (волнистость), видимые невооруженным глазом.
2-я группа - камни, лицевая поверхность которых имеет единичные природные дефект и/или незначительную неровность (волнистость) с трудом видимые невооруженным глазом, не ухудшающие внешнего вида.
3-я группа - лицевая поверхность которых имеет несколько природных дефектов и/или значительную неровность (волнистость) легко видимые невооруженным глазом, ухудшающие внешний вид.


Сердолики 2 группы

Следующей характеристикой у нас является цветность. Как не парадоксально, но цвет - это одна из важнейших характеристик камня, напрямую влияющая на его цену и значимость. В мировом ювелирном деле есть несколько систем оценки цветов (GIA GemSet, GemDialogue, GIA ColorMaste и еще несколько других), которые собственно говоря и рассказывают нам об окрасе того или иного минерала посредством цифровых значений. Смысл таков: цвет разделён на три составляющих. Первая - это собственно цвет (или цвет спектра с некоторыми добавлениями). Затем идёт тон, т. е. интенсивность окраски: светлый-тёмный. И третья составляющая - это чистота цвета от примесей серого или коричневого. По этим параметрам и оценивается цвет любого камня. В каждой системе имеются эталоны того или иного цвета. Ну и в зависимости от эталона, каждый камень по каждому из 3 параметров оценивается в баллах: от 1 до 10 (10 - высшая оценка). Чем больше баллов - тем дороже камень. Понятно, что тут куча нюансов, начиная с того, что некоторые камни меняют цвет ввиду своего природного свойства, а некоторым цвет меняют насильно (например, прогревают их), но, в общем и целом система примерна такова. Ну и вполне естественно, что условия для определения цвета должны быть идеальны. То есть вечером, в маршрутке, на коленке оценить драгоценный камень по его цветам не представляется возможным.


Система оценки цветов GIA GemSet

Ну и последняя важная характеристика, применяемая впрочем, практически всегда только к прозрачным камням, это огранка камня. Камни, встречающиеся в природе, редко бывают красивыми и яркими. Посмотрите на теже алмазы - стекло-стеклом. Для того чтобы камень показал всю свою красоту, весь свой блеск и существует огранка. Огранка, подразумевает создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться, и через которые будут преломляться попадающие внутрь прозрачного камня световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Видов этого самого гранения имеется большое количество и зависит от конкретного драгоценного камня. Камню можно предать до 240 граней, превратить его в грушевидный, овальный или в виде сердца. Очень распространена простейшая огранка типа кабошон - простейшая шлифовка и придача камню вида выпуклого округлого или овального камня. В общем и целом это целое искусство.


Некоторые из видов огранки драгоценных камней

Именно огранщики делают камень таким, каким мы его ценим. При огранке камней очень важно подобрать правильные углы наклона граней. Если углы наклона подобраны оптимально, световой пучок, который попадает в камень сквозь его верхнюю часть (коронку), отражается от нижних граней и выходит через верхние грани камня. От количества световых лучей, выходящих через грани, зависит блеск камня. Чем их больше, тем сильнее сверкает камень. Когда углы наклона граней подобраны не оптимально, большинство световых лучей будут проходить через камень, минуя нижние грани, то есть, не отражаясь от них. Такой камень будет выглядеть бледным и тусклым.
Можно назвать еще несколько основных видов огранки. Классическая бриллиантовая огранка (57 граней), высокая (74 грани), королевская (86) и величественная (102 грани), изумрудная (багет), ступенчатая, маркиз (в вид лодочки), принцесса (квадратная), ашер (многоярусный квадрат), бриолет (каплевидная), радиант (восьмиугольная), треугольник, кушон, фландерс, люцер, клиньями и еще много иных….


Изумруд в огранке багет

Теперь, когда мы с Вами более менее разобрались с основными характеристиками камней, есть смысл завершить наш небольшой рассказ классификацией всех самоцветов. Вопрос вроде бы простой на первый взгляд, но это только на первый. Потому что единой системы классификации до сих пор…нет. Спорят, дерутся, а принять не могут. Поэтому я вот воспользуюсь системой, которую ввел в начале 20 столетия немецкий минеролог Г.Гюрих, разделив все самоцветы на: 1) драгоценные, 2) полудрагоценные, 3) поделочные; 4) органогенного происхождения.
О некоторых из них я расскажу более подробно, если это вызывает у Вас интерес. Интересно?

Геммология

Previous post Next post
Up