История получила огласку, и я , как свидетель, всего произошедшего, могу это подтвердить. Правда часть фактов перевирается на разных сайтах. Но это ситуация обычная.
Хочу заметить, что в этой ситуации абсолютно недопустимо на мой взгляд вел себя Олег Хлебников, поливая матом Светлану Василенко и норовя вмешаться в драку. Его едва удалось успокоить разным люям, присутствовавшим в Пен-клубе.
Между прочим, Битов был в курсе того, что в этот день у Светланы Василенко родился внук.
Кстати, Максим Амелин пришел чуть позже самого факта удара.
Но и Максим, и я сказали Битову о его недостойном поведении. Олегу Хлебникову я тоже сказала об этом.
И я считаю, что безнаказанной ситуация эта оставаться не должна.
ПРАВОЗАЩИТНИК С КУЛАКАМИ
В исполком МСПС поступают запросы из писательских организаций относительно вопиющего факта, имевшего место 4 марта сего года на собрании Русского ПЕН-центра.
Мы не стали бы привлекать внимание общественности к делам лиц, именующих себя правозащитниками, поскольку мало о них информированы. Но событие, о котором нас спрашивают коллеги, носит возмутительный характер. Очевидцы рассказывают, что под конец заседания ПЕН-центра его президент Андрей Битов так разгорячился, что в полемическом задоре сначала обматерил, а потом ещё и избил одну из участниц мероприятия. Сегодня, когда дело рассматривают правоохранительные органы, мы можем подтвердить, что избиению подверглась видная писательница, руководитель крупной российской писательской организации, член исполкома МСПС Светлана Василенко.
Из достоверных источников выяснилось, что Андрей Битов, известный в узких кругах как «рьяный борец за свободу слова», на этот раз прибегнул не только к сквернословию, но и, несмотря на преклонный возраст, применил против женщины боксёрские приемы, своеобразно, таким образом, поздравив даму с наступающим Международным Женским днём. Поводом для негодования «правозащитника» стало то, что оппонентка не разделила его мнение относительно затянувшегося конфликта в Международном Литературном фонде. Спрашивается: какое отношение к данному конфликту имеет ПЕН-центр? Никакого отношения не имеет. Но господин президент и многие его сотоварищи, десятилетиями живущие в Переделкино, так свыклись с временно арендуемыми творческими мастерскими-дачами, что в обязательном порядке хотят (по примеру своих коллег Евгения Евтушенко и Юрия Полякова) сделать их личной собственностью, ни больше ни меньше, несмотря на то, что и закон, и устав МЛФ однозначно не допускают делёжки коллективной собственности, к которой и относится городок писателей «Переделкино».
До сих пор конфликт вокруг МЛФ рассматривался в судебных инстанциях. Но в последнее время, наверное, произошло нечто такое, что стало мешать планам новых приватизаторов, да так, что толкнуло популярного писателя кинуться на женщину-оппонента с кулаками. Что тут скажешь? Каково право - таковы и «правозащитники».
В исполкоме МСПС и в писательских союзах глубоко возмущены недостойным поведением А. Битова. Тем более, что хулиганская выходка произошла на общественном мероприятии. Странно, что никто из присутствовавших не вступился за избитую коллегу, не одёрнул распоясавшегося президента ПЕН-центра.
Вызывает сожаление, что борьба за писательскую собственность стала для некоторых литераторов едва ли не главным делом жизни, ради чего они готовы отбросить не только декларируемые демократические принципы, но идут на прямое нарушение закона и норм морали.
Хочется надеяться, руководство Всемирного ПЕН-центра трезво оценит ситуацию в своём российском отделении и то, как она подрывает престиж писательской профессии.
Со своей стороны, МСПС сделает всё необходимое, чтобы защитить честь и достоинство одного из своих активистов, а недостойный поступок А. Битова получит объективную оценку правоохранительных органов.
Пресс-центр МСПС
Москва, 9 марта 2011 год
ОСОБОЕ МНЕНИЕ В ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ (реплика по поводу происшествия 4 марта в русском Пен-центре)
alissalissa March 10th, 13:14
Ничего не изменилось со времен Домостроя - мужчины в России продолжают безнаказанно бить и унижать женщин, проявляя так, видно, свою любовь к "слабому полу". Больше того, в наше либеральное время особый шик - ударить женщину кулаком в лицо в канун Прощеного воскресенья и Женского дня. И делает такие подарки женщинам не сбежавший из мест заключения урка, а всеми уважаемый, действующий президент Русского Пен-центра Андрей Битов, человек, возглавляющий организацию, созданную в России как филиал Международного Пен-клуба как раз для того, чтоб защищать права и особое мнение (пусть и отличное от большинства) писателей и писательниц, последнее выделяю особо.
Бесчеловечный факт избиения писательницы Светланы Василенко президентом Русского Пен-центра до сих пор, спустя четыре дня, обойден вниманием общественности, писательской в первую очередь, не говоря о защитниках прав человека. Может, таким образом члены Пен-центра во главе с президентом отметили в преддверии Женского дня смену статуса их организации, переставшей быть правозащитной и отныне живущей по законам зоны? Иначе как объяснить тот факт, что публичное оскорбление нецензурной бранью и удар в висок такой силы, что женщина упала, остался незамеченным свидетелями случившегося? Лишь один - один! - мужчина, поэт Максим Амелин помог Светлане подняться и встал на ее защиту. Почему свидетели происшедшего молчат до сил пор - проявляют толерантность в отношении поступка господина президента? Молчат, не видя в этом бесчеловечности? Рассуждая, наверное, примерно так: "Ну, а что, собственно, случилось? Ну, повздорил президент с членом Пен-клуба, что с того? Ну, ударил бабу, чего не случается в жизни, - бьет, значит, любит".
Однако, случилось, господа писатели и правозащитники. Светлана Василенко лежит в больнице с травмой лицевой кости. К тому же, медицинские приборы не могут зафиксировать нанесенную ей психологическую травму, а также измерить всю степень унижения чести и достоинства личности в результате "публичного наказания". За что же ударили, спросите вы? И я отвечу: за свое, ОСОБОЕ МНЕНИЕ, отличное от большинства.
Казалось бы, Светлана Василенко имеет право высказывать собственное мнение: она не только известная многим писательница, но и общественный деятель: возглавляет Всероссийскую общественную организацию "Союз российских писателей". Поэтому, когда распустившему кулаки Битову все-таки заметили, что он ударил женщину, президент ответствовал: "Она не женщина!" Веский аргумент, что и говорить.
В рамки моей реплики не входит задача прояснять политические мотивы конфликта, это наверняка сделает кто-то другой. Надеюсь, сделает. Замечу лишь, что конфликт, случившийся между Битовым и Василенко, не личный, а общественный, выходящий за рамки писательской среды и все чаще обнаруживающий себя во всех общественных сферах. Резюмирую кратко: в обществе, ввиду усиления в нем роли женщин на всех планах, возрастает мужское противостояние, легко переходящее в агрессию. Это утверждение не голословно: зафиксирован ряд избиения женщин мужчинами, известными политиками и певцами, а случившийся инцидент в писательской среде лишь добавился к череде аналогичных публичных "наказаний" в Госдуме, шоубизнесе и пр.). Суть всех конфликтов одна: женщинам не положено иметь особого мнения, а тем более высказывать его публично там, где владычествует мужчина. За это "преступление" женщину (и не важно, кто она) ждет наказание.
И не играет никакой роли, где линчевание происходит: в Думе ли, где принимаются законы, на сцене, или в Русском Пен-центре, т.е. там, где априори и должно, собственно, браться под защиту ОСОБОЕ МНЕНИЕ, причем, не важно, женское ли, мужское ли. Во всяком случае, так прописано в хартии организации. Но, как показывает жизнь, с "особым мнением" у писательниц большие сложности, - как с высказанным вслух на женском празднике, так и с публикациями вообще - разрешается только мнение, одобренное мужской цензурой.
Словом, для женских иллюзий остался один Цветочный день в году - 8 марта. Такой вот "цветочный крест" (по аналогии с известным романом Е.Колядиной, недавно подвергшейся публичной травле). Потому что, если у нас в России отныне так поздравляют женщин с 8 марта, - оскорбляя и избивая их публично - это не просто конфликт местного значения, а опасная, глубоко укорененная в обществе, безобразная тенденция, которой настало время положить конец. Если мы, конечно, живем в цивилизованном обществе на самом деле, а не на словах.
М.Горький, великий русский писатель и, кстати, создатель писательской организации в России) в свой работе "О женщине (1934)" писал следующее: "В историю женщина вошла рабой своего отца, мужа, свекра, старшего брата и сына". Начальника, добавлю от себя.
Горький в своей работе, отмечает, в частности, "глубокий консерватизм разума" и влияние такового "на законодательство о женщинах". Не пора ли в эру торжествующей демократии признаться себе для начала, что это именно так? Кризис так называемых гуманитарных ценностей очевиден: в демократических странах защищаются права животных, а права женщин продолжают игнорироваться. Видно, пора сконцентрироваться на главном и призвать здоровые силы общества создать в России, наряду с Комитетом солдатских матерей (опять-таки защищающим права солдат-сыновей), например, Комитет защиты чести и достоинства женщин от мужского насилия и шовинизма, - т.е. такую организацию, где будет отстаиваться и защищаться особое мнение матери, жены, писательницы. И не так однобоко, как желает видеть роль женщины в обществе мужчина, а так, как видит эту роль сама женщина. А именно личность, имеющая собственное мнение.
В свете сказанного выше мне остается добавить только, что женщины с развитым сознанием ни в коей мере не заинтересованы в том, чтобы мужская составляющая в общественной и жизненной сфере подавлялась. Взаимодополняющую силу полов как нельзя лучше отражает русский язык: так, слова "мужЧИНа" и "жен(щ)ЧИНа" показывают, что корень в них один - ЧИН. Это исконно русское слово в своем первоначальном значении означает "порядок, образ" (а не расхожее и ставшее негативным слово "чиновник"). Следовательно, мужчина и женщина равны по чину, и каждый пол (как ПОЛовина человечества) вносит в этот мир свой созидательный вклад, работающий на общую копилку культуры (в литературном сегменте это делают не только писатели, но и писательницы!). И тот, кто нарушает эту гармонию (не важно, мужчина или женщина), деградирует как личность, нанося тем самым вред обществу и жизни вообще. Сама жизнь при потребительски-хамском отношении мужчины к женщине становится под угрозой. Так может, начнем менять позорную тенденцию, и за публичное оскорбление женщины мужчина принесет публичное извинение?.. Или, может, нам, деятелям культуры, нравится жить по законам зоны, где при раскладе сил в пользу мужского кулачного боя рано или поздно, но неизбежно обострится означенный конфликт?
Марина Анашкевич
8 марта 2011 г.