Слышали о таком индийском персонаже:
«На́хуша (санскр. नहुष, Nahuṣa) - известный царь из
династии Айла…
…Этот царь упоминается
Ману как вступивший в конфликт с
брахманами; его история с несколькими вариациями повторяется несколько раз в различных частях «
Махабхараты», а также в пуранах.
Нахуша упоминается в «
Натьяшастре» как царь, управлявший миром
дэвов во время отсутствия
Индры, совершавшего аскезы после убийства брахмана…
…Согласно одной из легенд, он исполнился страсти к
Индрани, жене
дэвы Индры, когда этот бог ушёл в изгнание после убийства брахмана,
Вритры.
Другая легенда рассказывает, как тысяча великих
риши несла паланкин Нахуши, и случайно царь коснулся своей ногой
Агастьи, который нёс его. Агастья проклял его, и Нахуша упал на землю и стал змеёй. В облике змеи Нахуша оставался многие годы до тех пор, пока братья
Пандавы не избавили его от проклятия…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%85%D1%83%D1%88%D0%B0).
Справимся о нём в словаре:
«НАХУША
- “змий”; имя собственное, мужское.
- “сосед”, “свояк”, имя древнего царя, отца Яяти; пробыв некоторое время на небе, Нахуша ниспал оттуда и превратился в нага; имя одного нага…
- “Змей”, сын Аюса, отец Яяти, общего предка кауравов и ядавов (род Кришны)...
- змей; имя древнего царя, сына Аюса и отца Яяти. Таким образом, Н. является предком и Ядавов и Кауравов. Достойно внимания отношение “Махабхараты” к этому царю: его то восхваляют за ни с чем несравнимую щедрость жертвоприношений (ежедневно убивались тысячи и тысячи коров, ежедневно кормились десятки и десятки тысяч браминов), то порицают за ужасающие нарушения ахимсы. В то время, когда Индра прятался от фурии, гонявшейся за ним после убийства Вритры, хотя и совершённого не только с одобрения Вишну и Шивы, но даже и при их непосредственной помощи, Нахуша до того обнаглел, что занял место Индры, потребовал Шачи, жену Индры, и велел браминам впрячься в его брачную колесницу. Это переполнило чашу терпения, брамины сбросили его с неба на землю, превратив в змея…»
(«Санскритско-русский симфонический словарь Махабхараты» академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1962 г.).
Узнали сего колоритного персонажа? :
Это же еврейский «ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ» - «НАХАШ»:
«1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло…» (Быт. 3:1-5 ).
Здесь в еврейском тексте использовано в качестве «ЗМЕЯ» именно слово «НАХАШ»:
נָחָש
нахаш м.р.
змей.
Однокоренные этому слова в иврите:
נַחַש
нахаш м.р.
1.заклинание
2. гадание (лит.)
נִיחֵש
нихеш
угадывать, догадываться
Исходят они от корня:
חָש
хаш I
чувствовать, ощущать
חָש
хаш II
поспешить (лит.).
О, видимо, ещё и «шебутной», «суетливый» какой-то был змей… Не только «чувственный» и «заклинающе-шепчущий»! :)
И всё же «настырный»:
נָחוּש
нахуш
твёрдый, непреклонный
נְחוּשוֹת
нехушот
упрямо, настойчиво.
Но индийский НАХУША стал «НАГОМ»:
«На́ги (санскр. नाग; наг - «змей») - змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме.
Наги
Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B8).
Но вот на иврите это означает:
נָגַהּ
нага
сиять, засиять
נוֹגַהּ
нога м.р.
1.сияние
2. Венера (планета).
О, вот как всё сходится - это латинский «ЛЮЦИФЕР»:
«Люцифе́р (Луцифер, лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу»), в римской мифологии - персонификация
утренней звезды -
планеты Венеры.
Соответствует древнегреческому
Фосфору (Эосфору) и древнерусской
Деннице.
С позднего
Средневековья в
христианстве - синоним
падшего ангела, отождествляемого с
сатаной и
дьяволом…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80).
Но вот ещё созвучное:
נוּגֶה
нуге
скорбный; печальный.
Видимо, не получается у него всё-таки осуществить задуманное в полной мере?! :)
Приведу здесь ещё одно однокоренное слово, но уже без приставки «н-»:
הָגָה
hага
1. высказать (мысль)
2. надумать, придумать.
ВОТ ТАКОВ «НАШ ЗМЕЮКА» - И «ИСКУСИТЕЛЬ» (ПРИЧЁМ ИНДИЙСКИЙ-ТО ПОШЁЛ ДАЛЬШЕ - ВОСХОТЕЛ АЖ ЖЕНУ БОГА ИНДРЫ, В ТО ВРЕМЯ КАК ЕВРЕЙСКИЙ - «ВСЕГО ЛИШЬ» ЕВУ), И «ЗАКЛИНАТЕЛЬ-ШЕПТУН», И «СВЕРКАЮЩИЙ-БЛИСТАЮЩИЙ», И «СКОРБНО-НЕПРЕКЛОННЫЙ»), ДА ЕЩЁ И «ПРИДУМЩИК»…
НО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОН И ТАМ, И ТАМ - «ЗАМЕНИТЕЛЬ» БОГА.
В этой идее сопоставления «индийского «НАХУШИ» и еврейского «НАХАША» я не оригинален. Об этом созвучии и созначии писали уже много авторов, в том числе в ЖЖ.
Я ПОДОБНЫМ СОПОСТАВЛЕНИЕМ ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО МАЛО СОПОСТАВЛЯТЬ СЛОВА ИЗ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВ И ФИКСИРОВАТЬ ИХ БЛИЗОСТЬ И РОДСТВО, А УВИДЕТЬ, ЧТО СЛЕДУЕТ ЗА ЧЕМ - В ПРОСТРАНСТВЕ (ТО ЕСТЬ В ГЕОГРАФИИ) И В ИСТОРИИ (ТО ЕСТЬ В ИСТОРИИ).
КТО КОМУ «ДАЛ» ЭТОГО ЗМЕЯ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
ИЛИ ВЫ ПРЕДПОЧТЁТЕ ТЕОРИЮ АРХЕТИПОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОД-/БЕС-/ НАД-СОЗНАТЕЛЬНОГО, ПО КОТОРОЙ ЭТО ТОЖЕ ПОЯВИЛОСЬ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ НЕЗАВИСИМО ДРУГ ОТ ДРУГА?..
Для развеяния Ваших сомнений (или наоборот: введения Вас в ещё большие сомнения) на интерес приглашаю Вас посмотреть мои статьи по тегу
ИНДИЯ.
(см. также на Яндекс-дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5caa2bad1a50ee00afbe6499/indiiskiito--pomelche--5e71ce32f51e694667a02bff).