ВОТ ПЕВЧИЕ ТАК ПЕВЧИЕ !.. :)

Aug 18, 2019 23:18


Продолжим тему «ТЕАТРА» (см. ТЕАТР)?

Мне вот подумалось о «ХОРАХ» и «ХОРЕ».



Сначала общие сведения:

«Хо́ры (греч. χορός - хор, древнерусское наименование - пола́ти) - в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган… В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон.



Владимирский собор в Киеве. Хоры, устроенные над боковыми нефами храма.

По Н. И. Брунову, первоначально (в раннем средневековье) хоры предназначались для представителей княжеского рода и высших слоев общества (вот так поворот?!. - моё примеч.), по Е. Е. Голубинскому - для женщин и оглашенных. По С. В. Заграевскому, полати в древнерусских храмах (как в Западной Европе и в Византии) не имели специального предназначения и были самодостаточным архитектурным феноменом.

Не следует путать с хором - пространством в восточной части раннехристианских и западноевропейских храмов, расположенным на уровне основного помещения…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D1%8B).

Что ж, посмотрим на «ХОР» как на пространство:

«Хор (греч.  χορός - хор, групповой танец) - в раннехристианских храмах пространство перед главным престолом, где помещался хор певчих;



позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания, до апсиды…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0) ).

А вот и нужное нам значение:

«Хор (др.-греч. χορός - толпа (интересно, что здесь это уже «толпа» - моё примеч.)) - хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов…».

Немного прервёмся и обратимся здесь к «Древнегреческо-русскому словарю» И.Х. Дворецкого:

χορός («хорос»)

1) хор, хоровод, хороводная пляска с пением;

2) хороводная песнь;

3) место (площадка) для хора;

4) перен. хоровод, толпа, вереница, стая, рой. (Всё-таки «толпа» относится к переносным, а не к основным значениям «ХОРА»» - моё примеч.).

Продолжим:

«… Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей...

…Раннее христианство переняло античную традицию…

…До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монахинь)...» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80).

Заметили, что «…раннее христианство переняло античную традицию»? А именно - из древнегреческих трагедий?

А Вы помните музыкальное сопровождение древнегреческой трагедии? Вспомните:

«…Как отмечал В. Н. Ярхо, «Аристотель указывает также, что трагедия была сначала шутливой, так как возникла из хора сатиров, и только позднее стала серьезной», что и отражено в греческом слове: др.-греч. τράγος, «козел» + ᾠδή, «пение».

Древнегреческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису, и сохранила печать ритуально-религиозного действа.

Понятие «трагедия» связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F).

А вот о козлоногих «САТИРАХ»:

«Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι, ед. ч. Σάτυρος) - в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами

Об их происхождении рассказывает Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту бога виноделия Диониса - всегда веселящуюся и поющую (странно, как же эти весельчаки связаны с «трагической» трагедией?.. - моё примеч.)…

…По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом…

…Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад...

... Большой страстью было увлечение музыкой, флейта - один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином.

Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость…

…Титиры - некие мифические персонажи, связанные со служением Дионису. То же, что сатиры…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B).

Вас ещё не разбирает смех?

Как же могло христианство перенять свой ХОР ПЕВЧИХ от ПОЮЩИХ САТИРОВ, «ВЕЧНО МОЛОДЫХ, ВЕЧНО ПЬЯНЫХ» и «БЛУДЛИВЫХ»?

ЗНАЮТ ЛИ ХРИСТИАНЕ ОБ ЭТОМ, А ЕСЛИ ЗНАЮТ - ТО ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ? :)

НО ПОМИМО ШУТОК ХОЧУ ЗАДАТЬ ВОПРОС: ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ «САКРАЛЬНЫЙ» (ТО БИШЬ «ЖЕРТВОПРИНОСИТЕЛЬНЫЙ») ХАРАКТЕР ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВ - ДЛЯ ЧЕГО МОГЛИ СЛУЖИТЬ ПОДОБНЫЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ И ЗАКЛИНАНИЯ? ДЛЯ ЗАГЛУШЕНИЯ КРИКОВ И СТОНОВ ЖЕРТВЫ?

Насчёт этого последнего замечания посмотрите В.В. Розанов «Жертвенный убой», где описано сопровождение ритуальных ударов, строго сверявшихся и наносимых по специальной книге, молитвами и песнопениями: https://iskupitel.info/node/148.

ДУМАЮ, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ЭТОЙ НЕБОЛЬШОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ В.В.РОЗАНОВАВЫ УВИДИТЕ, ОТКУДА ПРОИСХОДЯТ  РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВА, НО… РЕШАТЬ, КОНЕЧНО ЖЕ, КАК ВСЕГДА, ВАМ…

(см. также: https://zen.yandex.ru/media/id/5caa2bad1a50ee00afbe6499/vot-pevchie-tak-pevchie--5d598fe7d5135c00afe8ed7e).

ЖЕРТВА, ТЕАТР, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ, НЕОЖИДАННО, ХРИСТИАНСТВО, РЕЛИГИЯ, ЛИНГВА

Previous post Next post
Up