Продолжим тему «ТЕАТРА» (см.
ТЕАТР)?
Мне вот подумалось о «ХОРАХ» и «ХОРЕ».
Сначала общие сведения:
«Хо́ры (греч. χορός -
хор, древнерусское наименование - пола́ти) - в архитектуре верхняя открытая
галерея или балкон внутри
церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются
музыканты, певчие,
орган… В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной
алтарю) или опоясывают
неф с южной, западной и северной сторон.
Владимирский собор в Киеве. Хоры, устроенные над боковыми нефами храма.
По
Н. И. Брунову, первоначально (в раннем средневековье) хоры предназначались для представителей княжеского рода и
высших слоев общества (вот так поворот?!. - моё примеч.), по
Е. Е. Голубинскому - для женщин и
оглашенных. По
С. В. Заграевскому, полати в древнерусских храмах (как в Западной Европе и в Византии) не имели специального предназначения и были самодостаточным архитектурным феноменом.
Не следует путать с
хором - пространством в восточной части раннехристианских и западноевропейских храмов, расположенным на уровне основного помещения…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D1%8B).
Что ж, посмотрим на «ХОР» как на пространство:
«Хор (греч. χορός -
хор, групповой танец) - в раннехристианских храмах пространство перед главным
престолом, где помещался
хор певчих;
позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (
алтарная) часть церковного здания, до
апсиды…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0) ).
А вот и нужное нам значение:
«Хор (др.-греч. χορός - толпа (интересно, что здесь это уже «толпа» - моё примеч.)) - хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив,
музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (
хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов…».
Немного прервёмся и обратимся здесь к «Древнегреческо-русскому словарю» И.Х. Дворецкого:
χορός («хорос»)
1) хор, хоровод, хороводная пляска с пением;
2) хороводная песнь;
3) место (площадка) для хора;
4) перен. хоровод, толпа, вереница, стая, рой. (Всё-таки «толпа» относится к переносным, а не к основным значениям «ХОРА»» - моё примеч.).
Продолжим:
«… Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время
трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей...
…Раннее христианство переняло античную традицию…
…До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монахинь)...» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80).
Заметили, что «…раннее христианство переняло античную традицию»? А именно - из древнегреческих трагедий?
А Вы помните музыкальное сопровождение древнегреческой трагедии? Вспомните:
«…Как отмечал
В. Н. Ярхо, «
Аристотель указывает также, что трагедия была сначала шутливой, так как возникла из хора сатиров, и только позднее стала серьезной», что и отражено в греческом слове: др.-греч. τράγος, «козел» + ᾠδή, «пение».
Древнегреческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу
Дионису, и сохранила печать ритуально-религиозного действа.
Понятие «трагедия» связано с пением
сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога
Диониса…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F).
А вот о козлоногих «САТИРАХ»:
«Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι, ед. ч. Σάτυρος) - в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за
нимфами…
Об их происхождении рассказывает
Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту бога виноделия
Диониса - всегда веселящуюся и поющую (странно, как же эти весельчаки связаны с «трагической» трагедией?.. - моё примеч.)…
…По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом…
…Они
териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Символом их неиссякаемого плодородия является
фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют
нимф и
менад...
... Большой страстью было увлечение музыкой, флейта - один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались
тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином.
Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость…
…Титиры - некие мифические персонажи, связанные со служением Дионису. То же, что сатиры…» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B).
Вас ещё не разбирает смех?
Как же могло христианство перенять свой ХОР ПЕВЧИХ от ПОЮЩИХ САТИРОВ, «ВЕЧНО МОЛОДЫХ, ВЕЧНО ПЬЯНЫХ» и «БЛУДЛИВЫХ»?
ЗНАЮТ ЛИ ХРИСТИАНЕ ОБ ЭТОМ, А ЕСЛИ ЗНАЮТ - ТО ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ? :)
НО ПОМИМО ШУТОК ХОЧУ ЗАДАТЬ ВОПРОС: ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ «САКРАЛЬНЫЙ» (ТО БИШЬ «ЖЕРТВОПРИНОСИТЕЛЬНЫЙ») ХАРАКТЕР ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВ - ДЛЯ ЧЕГО МОГЛИ СЛУЖИТЬ ПОДОБНЫЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ И ЗАКЛИНАНИЯ? ДЛЯ ЗАГЛУШЕНИЯ КРИКОВ И СТОНОВ ЖЕРТВЫ?
Насчёт этого последнего замечания посмотрите В.В. Розанов «Жертвенный убой», где описано сопровождение ритуальных ударов, строго сверявшихся и наносимых по специальной книге, молитвами и песнопениями:
https://iskupitel.info/node/148.
ДУМАЮ, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ЭТОЙ НЕБОЛЬШОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ В.В.РОЗАНОВАВЫ УВИДИТЕ, ОТКУДА ПРОИСХОДЯТ РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВА, НО… РЕШАТЬ, КОНЕЧНО ЖЕ, КАК ВСЕГДА, ВАМ…
(см. также:
https://zen.yandex.ru/media/id/5caa2bad1a50ee00afbe6499/vot-pevchie-tak-pevchie--5d598fe7d5135c00afe8ed7e).