Одно из самых странных учений, появившееся в 60-е годы 20го века и претерпевшее массу изменений. В различных инкарнациях было известно как Анализ Побуждений (Compulsion Analysis), Церковь Процесса (Process Church), Церковь Последнего Суда (Church of Final Judgement), TOPI, и просто Процесс (The Process).
Роберт ДеГримстон, Л.Рон Хаббард, Альфред Адлер, Карл Юнг, Дженезис Пи-Орридж, Чарльз Мэнсон, THROBBING GRISTLE, PSYCHIC TV, SKINNY PUPPY, Сайентология, Temple Ov Psychic Youth, и другие имеют к этой истории самое прямое отношение.
ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА
ibSorath, 2007
1
Двое из главных героев этой истории появились на свет ещё до Второй мировой войны, в начале 30-х годов. Роберт Сильвестр Мур (Robert Silvester Moore) родился 10 августа 1935 года в Шанхае, в семье инженера. Через год после его рождения мать вместе с ребёнком вернулась в Англию. Дед Роберта был членом Английского парламента, так что Мур получил соответствующее воспитание и образование. Вторая героиня, Мэри Энн МакЛин (Mary Anne MacLean), была совсем другого происхождения. Родилась она 10 ноября 1931 года в трущобах Глазго и, будучи незаконнорождённым ребёнком, воспитывалась родственниками. А поскольку ни о какой реальной заботе речи не шло, и кушать было нечего, то Мэри Энн достаточно рано познакомилась с такими способами добычи средств, как воровство и проституция. Правда, даже такая невесёлая жизнь показалась бы райской для ещё одного человека, который сыграет важную роль в этой истории. Рождённый в 1934 году в самых поганых условиях, проданный матерью-проституткой каким-то левым людям, он большую часть своей жизни просидит в тюрьме, которая, по его собственным словам, станет для него домом. Выходить из тюрьмы он будет лишь изредка - чтобы очень скоро вновь туда вернуться. Правда, из всех участников этого рассказа на его долю выпадет, пожалуй, наибольшая слава, однако будет это ещё не скоро, так что пока оставим его в стороне, и вернёмся к Роберту и Мэри.
Каждый из героев шёл своим путём. Роберт окончил частную школу, и ему рекомендовали поступить в университет, учиться на инженера. Обладавший недюжинным интеллектом (IQ 163), он своими способностями весьма гордился, и часто заявлял, что является членом организации MENSA. Мэри Энн стала весьма привлекательной и амбициозной особой, но ни о каком высшем образовании ей не приходилось и мечтать. В начале 50-х годов она эмигрировала в США. Незадолго до этого, а именно, в 1950-м году, произошли ещё два важных для нашего рассказа события. Во-первых,
Л. Рон Хаббард, создатель дианетики и сайентологии в США бывший писатель-фантаст
Лафайет Рональд Хаббард опубликовал свою книгу "Дианетика: Современная Наука Душевного Здоровья" (Dianetics: The Modern Science of Mental Health), сразу же ставшую бестселлером, а во вторых, в Англии в городе Манчестер родился некий Нейл Эндрю Мегсон (Neil Andrew Megson). И оба эти события окажут огромное влияние на культуру и особенно контркультуру второй половины 20-го века.
Нейл Эндрю Мегсон, 1955 год
В 1954 году не пожелавший учиться на инженера Роберт Мур отправляется служить в армию. Через год в Вашингтоне открывается первая
Церковь Сайентологии, детище Рона Хаббарда, развившего к тому времени "науку душевного здоровья" до "прикладной религиозной философии". Тем временем Мэри Энн ведёт весьма бурную жизнь, успевая даже побывать замужем за известным боксёром Шугар Рэем Робинсоном (Sugar Ray Robinson). Этот брак закончился в начале 60-х годов разводом, после чего Мэри Энн перебралась в Лондон, где уже находился Роберт Мур, закончивший службу в 1958 году. После развода Мэри Энн арендовала дорогие апартаменты и организовала сеть "девушек по вызову", среди клиентов которой был ряд высокопоставленных лиц.
2
Роберт Мур и Мэри Энн МакЛин встретились в начале шестидесятых в Лондонском институте Хаббарда (London Hubbard Institute). Сайентология, созданная Хаббардом как расширение дианетики, якобы позволяла избавить человека от различных психологических (и не только) проблем путём обнаружения энграмм (травматических записей) и их стирания в ходе особой процедуры, называемой аудитингом. В отличие от дианетики, в сайентологии аудитинг (серия определённых вопросов и ответов) проводился с помощью специального электронного устройства под названием
Э-метр (E-meter), которое реагировало на изменение кожного сопротивления и позволяло терапевту-аудитору отслеживать реакции проходящего тест (пре-клира), что облегчало обнаружение энграмм. Вот на таком аудитинге Роберт Мур и встретился с Мэри Энн.
Вот как описывал это знакомство он сам: "В ходе последних нескольких недель нашего изучения сайентологии Мэри Энн была моим терапевтом, и взаимодействие между нами стало таким, каким и оставалось все последующие одиннадцать лет. Изначально она мне не понравилась. Её нахальные манеры, её аура самонадеянности оттолкнули меня и, вероятно, задели как мужчину. Но, конечно, я был впечатлён. С того момента, как она стала моим терапевтом я, как бы то ни было, постепенно стал одержимым ею, думал только о ней. Я чувствовал тепло, скрытое за заносчивой внешностью. Я видел нежную и утончённую женственность под покровом мужеподобной агрессии. Я видел юмор, я видел ранимость и неуверенность, трогательную красоту и самосознание. Я почувствовал реальный контакт, вероятно, впервые в жизни, и я был влюблён"
Альфред Адлер Роберт и Мэри быстро обнаружили, что у них есть общие интересы. Помимо технологий Хаббарда, их увлекала теория
Альфреда Адлера, ученика Фрейда, разработавшего собственную психологическую систему. Суть этой теории (по крайней мере, в представлении наших героев) заключалась в следующем. Каждый человек в своей жизни руководствуется (неосознанно) некой внутренней целью, главным побуждением. Мур объяснял эту идею так: "Каждая личность находится в поиске чего-то, причём Адлер говорил не о сознательных целях и амбициях, которые есть у всех нас, а о бессознательных направляющих силах, которые в действительности мотивируют наши действия. С этим мы оба (Мэри Энн и я) были согласны. И мы также соглашались с Адлером в том, что осознание этих бессознательных целей может освободить от подавления, напряжения, конфликтов, проблем и чувства неудачи, испытываемых каждым человеком". Вся проблема была в том, как обнаружить эти скрытые цели. И тут очень кстати пришлась технология Хаббарда. Э-метр можно было использовать не только для обнаружения энграмм, но и для нахождения скрытых побуждений, чем наши герои и занялись.
Сайентология в тот период времени вообще была очень популярна. Она широко рекламировалась, ею интересовались многие известные люди, в том числе представители контркультуры. Среди особенно интересующихся этими идеями были известные психонавты - Уильям С. Берроуз и Брайон Гайсин, которые также косвенно сыграют роль в нашем повествовании. Романы Берроуза того периода посвящены процессам социального, психологического и физиологического контроля над человеком, и сайентология, наряду с идеями Вильгельма Райха и Альфреда Кожибского, играет в них очень важную роль. Изучает сайентологию, сидя в тюрьме, и тот самый несчастный сын проститутки, вор-рецидивист и уже законченный социопат, чьё имя,
Чарльз Миллз Мэнсон (Charles Milles Manson), вскоре станет известно всему миру. При всём при этом уже тогда сайентология оказалась весьма противоречивым и даже подозрительным явлением, как и личность самого Хаббарда. Многие обвиняли сайентологов во всевозможных заговорах, шпионаже, и прочей неприятной деятельности. У сайентологов, разумеется, на всё это было своё объяснение. Как бы то ни было, однажды Мэри Энн обнаружила в комнате для аудитинга подслушивающие устройства. Со стороны организации последовали традиционные объяснения в том духе, что это нужно для контроля "чистоты теха". Имелось в виду вот что: Хаббард всюду призывал своих последователей к точному и неукоснительному следованию официальным сайентологическим процедурам и протоколам. Строго осуждались любые, самые незначительные изменения и отклонения от стандартной технологии. Короче говоря, Хаббарду был нужен "стопроцентный тех". Очевидно, Роберт и Мэри со своими оригинальными идеями в прокрустово ложе "стопроцентного теха" никак не укладывались. Развязка наступила достаточно быстро. В 1963 году Хаббард объявил Роберта Мура и Мэри Энн МакЛин "подавляющими личностями" (suppressive persons) и исключил их из организации сайентологии. Однако, к тому моменту Роберт и Мэри уже стали "аудиторами" высокого уровня, обучились тонкостям работы с Э-метром, и разработали собственную систему терапии, так что расставание с сайентологами не стало для них потерей.
К 1964 году Мэри и Роберт узаконили свои отношения. Мэри, всегда уделявшей повышенное внимание внешней стороне вещей, фамилия Мур показалась слишком заурядной, и она уговорила Роберта сменить фамилию на ДеГримстон (DeGrimston). То ли это была фамилия кого-то из его родственников, то ли ещё что, не суть важно - в любом случае, отныне их звали Роберт и Мэри ДеГримстоны. Они окончательно сформулировали свои идеи, и создали психотерапевтическую технику под названием Анализ Побуждений (Compulsion Analysis). Опробовав свои технологии на нескольких друзьях, они были очень впечатлены результатами, и стали привлекать всё большее число клиентов, сформировав психотерапевтическую группу. Большая часть первых клиентов пришла со стороны Роберта (друзья Энн в основном были сомнительного толка, а Роберт вращался среди английской молодёжи). Молодые профессионалы - архитекторы, артисты, учёные, экономисты - сформировали первое ядро последователей.
Они сняли офис на Уигмор-стрит. Группа постепенно росла, те, кто уже прошёл анализ побуждений, помогали новичкам определить свою "скрытую цель". Появилась своя терминология, всё более входило в обиход группы слово "процесс". Изначально это слово было, вероятно, позаимствовано у всё того же Рона Хаббарда, и, как и в сайентологии, обозначало прохождение терапии. Однако со временем этот термин стал обозначать мировоззрение группы вообще, саму идею изменения, раскрытия своего "внутреннего стремления".
По образцу сайентологического Э-метра был разработан аналогичный электронный прибор П-скоп (P-Scope), позволяющий раскрыть бессознательные побуждения. П-скоп использовался в сессиях, включающих терапевта и одного или более клиента. Терапевт задавал вопросы клиенту, и записывал показания машины. Эти показания организовывались в Линию Целей (Goal Line), и таким образом можно было раскрыть главные бессознательные стремления клиента. Среди основных упражнений было и "Тренировочное Упражнение Ноль" ("Training Routine Zero"), практически без изменений доставшееся по наследству от сайентологии. Подобные упражнения используются в сайентологии, и могут длиться два или три часа. Двое участников сидят совершенно спокойно друг напротив друга, глядя друг другу в глаза длительное время. Для "прохождения" теста человек должен быть способен полностью игнорировать все попытки вывести его из равновесия. Если тренирующийся вздрагивает, двигается, улыбается или реагирует каким-то другим способом, то он "получает фланк", и должен начать всё сначала. Предполагается, что эта техника должна ослабить автоматические реакции "реактивного ума".
Роберт ДеГримстон (Мур) Роберт описывал в 1965 году группу так: "Наша цель - сделать людей осознающими сами себя (aware of themselves), и более ответственными в отношениях с самими собой и другими людьми. Мы не столь заинтересованы в исцелении душевных болезней, как большинство ортодоксальных психоаналитиков. Мы хотим помочь людям полностью реализовать себя".
Постоянные терапевтические сессии, самоанализ и постижение "внутренних целей" привели к неожиданному эффекту. Члены группы, которая насчитывала уже около 30 человек, стали замечать различные эффекты "группового разума" и, кроме того, возрастающее отчуждение от остального общества. Короче говоря, подобно множеству "альтернативных" групп 60-х, Анализ Побуждений из психотерапевтической техники саморазвития постепенно превратился в нечто вроде группы духовного поиска, и те, кто прошёл "процесс", теперь расценивали остальное общество как некий дурной сон. ДеГримстоны почувствовали, что их творение оказалось чем-то большим, чем новая форма терапии.
Изменившейся группе требовалось новое имя, и оно было найдено очень быстро. В 1965 году группа сменила название с Анализа Побуждений на Церковь Процесса (The Process Church). "Процесс начинался как чистая психотерапия. Но чем больше мы работали с клиентами, тем больше мы осознавали, что приближаемся к религиозному взгляду на вещи. Почти у всех проявлялись их религиозные цели - их концепции Бога" - так описал ситуацию Роберт ДеГримстон в интервью 1965 года. В том же году сменил имя и пятнадцатилетний английский мальчик Нейл Эндрю Мегсон. Он, скорее всего, о Процессе ещё не слышал, зато уже активно интересовался авангардным искусством, оккультизмом, Алистером Кроули, а также пробовал сочинять свою музыку. Решив изменить жизнь в соответствии с тогдашними своими взглядами, он стал называть себя
Дженезис Пи-Орридж (Genesis P-Orridge) - имя, под которым он и прославится во второй половине двадцатого века.
Символ Церкви Процесса - крест-свастика из четырёх латинских букв P Под новым именем группа Роберта и Мэри Энн добилась некоторого успеха. ДеГримстон чувствовал вдохновение, исходящее не иначе как свыше. Когда кто-то из участников получил наследство, ДеГримстон и Мэри Энн убедили его сдать унаследованный особняк в Бэлфорт Плэйс, Мэйфайр, в пользу Процесса. Дом был богато украшен, а на двери появилась латунная табличка с новым символом Процесса, разработанным Робертом. Четыре латинские буквы P, соединённые в колесо-мандалу. Этот символ означал Процесс, личностный рост, динамику, ну, а кому-то он, конечно, тревожно напоминал нацистскую свастику.
Но в новой резиденции они просуществовали сравнительно недолго. Желание отгородиться от общества, с его низменными побуждениями и бездуховным существованием было слишком сильным. Роберт и Мэри начали искать какого-нибудь убежища от мира, который всё более и более вызывал отвращение.
23 июня 1966 года "процессианцы", как они себя называли, отправились искать свою "Землю Обетованную".
[продолжение]