Ибн Халдун: Хадисы о «пророческой медицине»

Jan 18, 2022 05:45


Неизвестный широкой общественности подход в кругах исламских ученых, который должен принести успокоение и облегчение значительной части верующих.
Слова Ибн Халдуна об "исламской медицине"

Пишет Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Халдун (ум. 808 г.х.) 1 в известном "Введении" к книге "Тарих":

"В пустыне у жителей населенных пунктов своя медицина, которая основывается на ограниченном опыте нескольких человек. Она наследуется от старейшин поселка и стариков. Что-то из нее может быть правильным, но в целом она сформирована не согласно естественным законам и не в соответствии с требованиями физиологии. Способов лечения такого типа у арабов было много. И были среди них известные лекари, вроде аль-Хариса ибн Кальды и других.


Медицина, переданная в шариатских (в другой рукописи: в пророческих) текстах, из той же категории. Никакого отношения к откровению она не имеет. Это не более чем обычные практики арабов того времени. Они попали в описание быта пророка, мир ему и благословение Аллаха, так же, как другие обстоятельства из разряда его привычек и личных предпочтений 2, а не в том смысле, что по шариату требуется поступать именно таким образом.

Ведь он, мир ему и благословение Аллаха, был послан только для того, чтобы обучить нас шариатским установлениям, и не был послан для того, чтобы познакомить с медициной или другими знаниями, не относящимися к религии. Известно, что произошло с ним в случае с опылением пальм. Тогда он сказал: "Вы лучше знаете то, что касается вашей мирской жизни". 3 Так что не следует ничего из того, что передается о способах лечения в достоверных хадисах, преподносить как часть шариата. Нет того, что свидетельствовало бы в пользу этого. Разве что если отнестись к переданному, как к тому, за счет причастности к чему есть надежда заполучить благословение и подтвердить свою искреннюю преданность в вере - в таком случае от него будет большая польза. Не со стороны физиологического лечения, а со стороны влияния переданной речи, отождествляющей веру. Как произошло с лечением медом того, кто страдал от болей в животе. 4 И тому подобное.

Нет Господа, кроме Аллаха, и лишь он - Истинно Направляющий к верным решениям".

См. "Мукаддима Ибн Халдун", с. 651.

يقول الإمام ولي الدين أبو زيد عبد الرحمن بن محمد بن خلدون الحضرمي الإشبيلي المالكي (ت. 808 هـ) في مقدمته الشهيرة: "وللبادية من أهل العمران طبّ يبنونه في غالب الأمر على تجربة قاصرة على بعض الأشخاص متوارثا عن مشايخ الحيّ وعجائزه، وربّما يصحّ منه البعض إلّا أنّه ليس على قانون طبيعيّ ولا على موافقة المزاج. وكان عند العرب من هذا الطّبّ كثير وكان فيهم أطبّاء معروفون كالحارث بن كلدة وغيره.
والطّبّ المنقول في الشّرعيّات [*] من هذا القبيل وليس من الوحي في شيء وإنّما هو أمر كان عاديّا للعرب. ووقع في ذكر أحوال النّبيّ صلّى الله عليه وسلّم من نوع ذكر أحواله الّتي هي عادة وجبلّة لا من جهة أنّ ذلك مشروع على ذلك النّحو من العمل.
فإنّه صلّى الله عليه وسلّم إنّما بعث ليعلّمنا الشّرائع ولم يبعث لتعريف الطّبّ ولا غيره من العاديّات. وقد وقع له في شأن تلقيح النّخل ما وقع فقال: «أنتم أعلم بأمور دنياكم» . فلا ينبغي أن يحمل شيء من الطّبّ الّذي وقع في الأحاديث الصحيحة المنقولة على أنّه مشروع فليس هناك ما يدلّ عليه اللَّهمّ إلّا إذا استعمل على جهة التّبرّك وصدق العقد الإيمانيّ فيكون له أثر عظيم في النّفع. وليس ذلك في الطّبّ المزاجيّ وإنّما هو من آثار الكلمة الإيمانيّة كما وقع في مداواة المبطون بالعسل ونحوه والله الهادي إلى الصّواب لا ربّ سواه".

[*] وفي النسخة الباريسية: في النبوات.

المصدر: "المقدمة لابن خلدون"، ص. 651.
Пояснения к словам Ибн Халдуна
1 Кто такой Ибн Халдун?

Уалиюддин Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Халдун аль-Хадрами аль-Ишбили аль-Малики (732 - 808 г.х.). Историк, правовед, шариатский судья, первый исламский социолог. Выпускник старейшего Исламского Университета аз-Зейтуна, который находится на территории современного Туниса. Широко известен в первую очередь книгой "Тарих" и вступлением к ней "Мукаддима". Последние 24 года жизни служил в Египте в должности маликитского судьи.
2 Как понимаются хадисы о "медицине пророка" в контексте объяснения Ибн Халдуна?

Согласно подходу, раскрытому в словах Ибн Халдуна, такие хадисы как "трюфели - это дарованное благо, а их сок - исцеление для глаз" (аль-Бухари 5708, Муслим 2049), "кто съест утром семь фиников сорта Аджва, тому в этот день не навредит ни яд, ни колдовство" (аль-Бухари 5769, Муслим 2057), "черный тмин - лекарство от всех заболеваний, кроме смерти" (аль-Бухари 5687, Муслим 2215), "лучшее, чем вы лечитесь - хиджама" (аль-Бухари 5263, Муслим 2952),"лечитесь хильбой", "Фатима взяла циновку, сожгла ее, наложила пепел на раны (пророка) и кровь остановилась" (аль-Бухари 2911, Муслим 1790) и т.д. передают отношение арабов того времени к упомянутым способам лечения или выражают личные впечатления и ожидания говорящего, сформировавшиеся в русле общего настроя и представлений по этим вопросам в обществе.
3 Версии хадиса об опылении пальм

https://ibn-ibrahim.livejournal.com/149516.html
4 Хадис о лечении медом

Передается от Абу Саида аль-Худри, что некий мужчина пришел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: "Мой брат жалуется, что у него болит живот". Он ответил: "Напои его медом". Затем он пришел во второй раз (с той же жалобой) и снова получил ответ: "Напои его медом". Затем пришел в третий раз и снова ответом было: "Напои его медом". Затем он снова пришел и сказал: "Я уже делал это". На что ему было сказано: "Аллах сказал правду, а живот твоего брата соврал. Напои его медом". После этого он напоил его медом и наступило выздоровление.
Бухари 5360, Муслим 2217.

Под словами "Аллах сказал правду" подразумевается аят "Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление". Сура "Пчелы", аят 69.

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ رضي الله عنه : ( أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : أَخِي يَشْتَكِي بَطْنَهُ فَقَالَ : ( اسْقِهِ عَسَلًا ) ، ثُمَّ أَتَى الثَّانِيَةَ ، فَقَالَ : ( اسْقِهِ عَسَلًا ) ، ثُمَّ أَتَاهُ الثَّالِثَةَ فَقَالَ : ( اسْقِهِ عَسَلًا ) ، ثُمَّ أَتَاهُ ، فَقَالَ : قَدْ فَعَلْتُ ، فَقَالَ : ( صَدَقَ اللَّهُ وَكَذَبَ بَطْنُ أَخِيكَ اسْقِهِ عَسَلًا ) فَسَقَاهُ فَبَرَأَ )
رواه البخاري ( 5360 ) ومسلم ( 2217 ) .

( صدق الله ) يعني في قوله تعالى : ( يخرج من بطونها شراب مختلف ألوانه فيه شفاء للناس ) النحل/ 69 .شفاء للناس ) النحل/ 69 .

Источник и комментарии других ученых: "Исламская" или "пророческая" медицина. Исламские ученые с рациональным взглядом на вопрос

Телеграм-канал: https://t.me/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | Яндекс.Дзен
Previous post Next post
Up