Прерву серию зеленых солнечных картинок из экзотической Азии для серьезного текста, предназначенного всем обеспокоенным резней мусульман в Мьянме. Этот конфликт очень сложный и одной правой стороны нет. Вот, что я узнала за год пребывания здесь.
Изложу по пунктам.
1. Геноцида нет. Беженцы есть, а геноцида нет. Никто тут не вырезает мирное население. Видео, которые вы видите в сети это "распятый мальчик". Это древние видео и даже некоторые не из Мьянмы.
2. Беженцы есть. Рохиндзя бегут в одну сторону, ракайны в другую. Но показывают только рохиндзя. Потому что они мусульмане и кому-то очень выгодно выставить этот конфликт как религиозное столкновение, притеснение и вытеснение мусульман. Примерно как
тут, где зам премьер министра Турции твитит про геноцид с фотографиями жертв урагана Наргис и индонезийской вдовы. Беженцы бегут от вооруженного конфликта. Потому что боятся. Это нормально. Вот для представления второй части беженцев
интервью с ракайнами, сбежавшими из той же зоны.
3. Конфликт сегодня не между мусульманами и буддистами, а между боевиками небольшой террористической группы Rohingya Salvation army и военными.
4. Боевики рохиндзя выступают за защиту прав народа рохиндзя. Народ рохиндзя - это несколько поколений переселенцев из Индии и Бангладеш, которые с 18 столетия начали переезжать в том числе по приглашению англичан, а затем скрываясь от войны в Бангладеш. Многие из них не получили гражданства Мьянмы после того, как в восьмидесятых годах генерал Не Вин, славящийся дебильными указами, запретил давать гражданство детям переселенцев из Бангладеш, уже получившим гражданство ранее, и новым переселенцам. Он много зла сделал бирманцам независимо от их национальности и веры. И рохиндзя - его жертвы. В этом случае он принял такой указ, после того как рохиндзя развязали войну за присоединение к Бангладеш. А земли эти исторически принадлежат народу ракайн и отходить Бангладеш они очень не хотели.
5. Первые этнические конфликты начались во время второй мировой, когда отступающие британцы вооружили призванных ими ранее на работу бенгальцев, впоследствии ставших рохиндзя, в надежде создать буфер между собой и японцами. Бенгальцы вопользовались ситуацией и начали активно пиздить буддистов-ракайн, коренное население региона. Те ответили. В итоге погибло примерно по ровну тех и тех. Но мира между ними больше не было. Последние большие этнические столкновения рохиндзя и ракайн с жертвами среди мирного населения были в 2012-ом и 2015-ом годах. Чаще свего оттуда и фотки жертв. Но иногда всплывают фотографии и со времен урагана Наргис.
6. По итогу на сейчас многие из полуторамилионного народа рохиндзя лишены гражданства и сомнительных бенефитов, которые оно дает мьянмарцам: сомнительного медицинского обслуживания и сомнительного образования. И тем не менее, это плохо. Кроме того, они ограничены в передвижении. И в целом бедствуют. Но бедствуют также как и все остальное население этой страны. В итоге стоит вопрос, как дать гражданство полутора миллионам людей и обеспечить их инфраструктурой сегодня, в нищем государстве, у которого нет денег ни на что и ни на кого? Уже было несколько слабоудачных попыток оформить им гражданство на протяжении последних лет. Но процесс все время срывался, в частности из-за недоверия самих рохиндзя, боявшихся давать властям свои документы или из-за несовершенного чиновничьего аппарата по его реализации. Процесс идет, но идет через одно место. Через то же место, через которое ходит тут медицина, социальная защита, опека детей, безопасность всех видов, электрификация и все остальное. Первое демократическое правительство Мьянмы у власти с начала 16-го года и ему досталось это полуразваленное нищее государство. Помочь им в в ситуации с рохиндзя взялась комиссия под предводительством Кофи Аннана.
7. На следующий день после представления отчета комиссии Кофи Аннана с рекомендациями, боевики армии рохиндзя атаковали блокпосты и убили 15 полицейских. И что бы могло пойти не так? Военные ответили огнем. Это было две недели назад. Потому что кому-то не нужен мир в этом регионе. С тех пор по официальным источникам погибло 400 человек - представителей армии рохиндзя. Информации о жертвах среди мирного населения пока нет. Хотя беженцы и мусульмане, и буддисты и индуисты упоминают о жертвах в своих селах.
8. Военные правили этой страной много-много лет, а потом, в начале 16-го года, под давлением Запада и Востока, пришло демократическое правительство, пытающееся сегодня поднять с колен загнувшуюся благодаря военным страну. И расхлебать все, заваренное военными, включая самое большое в мире сообщество людей без гражданства - рохиндзя. А еще включая самую высокую в регионе детскую смертность. И один из самых высоких уровней заболеваемости проказой, которую мы знаем только из книжек Джека Лондона. В общем тут очень много есть чем заняться.
9. Военные сегодня не подчиняются (!) правительству этой страны. Как и полицейские. Вот так бывает. Условием прихода демократического правительства нобелевского лауреата Ан Сан Су Чи к власти было невмешательство в дела военных. У нее просто нет полномочий их контролировать и все обвинения в том, что правительство нобелевского лауреата мира покрывает этнические чистки - это недостаток информированности. А еще военные очень хотят назад к власти. И поэтому в их интересах скомпроментировать существущее правительство. Многие образованные бирманцы утверждают, что именно это сейчас и происходит. И медийная паника как раз играет на руку военным.
Поэтому не раздувайте панику и не идите на поводу у прессы. Не нам это делать, дорогие украинцы. Видите страшные кадры? Проверяйте источник! Видите страшные цифры? Проверяйте источник!
Особо любопытные могут почитать отчет Кофи Аннана. Он точно не врет. Ему незачем. Вот на него
ссылка.
Добавлю, пожалуй, еще пункт о том, что думают остальные бирманцы. Сейчас основное население Бирмы - буддисты, чувствуют себя весьма обиженными на мир за этот наезд. Их взгляд на вещи следующий: у них отобрали и землю, вытеснили с нее, там где раньше было 85% ракайн, сегодня - 85% рохиндзя, буддисты убежали из своих родных сел. Теперь террористы рохиндзя требуют независимости, время от времени убивают ракайн и вместо того, чтобы выселить этих пришельцев, их ненаглядная Ан Сан Су Чи еще и принимает сторону рохиндзя и пытается дать им всем гражданство.
Мьянма - сложная страна. Это не особо зрелый и сильно исковерканный военными союз 135-ти национальностей. Никакой европейской стране и не снился такой уровень этнического разнообразия и толерантности к другим национальностя как тут. В особенности если учесть, что государству еще нет и столетия.
Дайте людям спокойно жить и урегулировать свои вопросы самостоятельно. Они научатся и найдут способ и без участия мировых медиа, сочувствия мирового сообщества и уж тем более пикетов посольства. И намного быстрее, чем с ними.
Мила Бедренец