Чем могут закончиться российские военные учения «Запад-2017», которые пройдут во второй половине сентября в соседней Беларуси? Обсуждаются четыре варианта (в порядке возрастания вероятности):
1) Захват Сувалкского коридора;
2) Провокация против одной из стран - членов НАТО;
3) Нападение на Украину с севера;
4) Гибридная оккупация Беларуси с превращением её в плацдарм для дальнейшей агрессии.
Ммм... а что, миром они закончиться не могут? Могут, конечно. Иногда учения - это просто учения, даже если их проводит Россия.
Но если одну войну назад обсуждаемые варианты были бы уделом всклокоченных конспирологов с безуминкой в глазах, то сейчас признаком лёгкой ненормальности будет скорее «да как вы вообще могли такое подумать».
К сожалению, у нас нет инсайдерской информации о планах Кремля на эту осень. И гадать о них нам кажется делом неблагодарным. Зато мы можем рассказать, почему отмахиваться от тревожных прогнозов, как от секулярной эсхатологии, немного наивно.
Новый обеспокоенный
Можно списать обеспокоенность функционеров НАТО и Пентагона на желание увеличить финансирование. Польши и стран Балтии на исторические травмы. Скандинавских стран - на неуютное чувство опасности, когда по соседству проснулся медведь-шатун, а ты маленький такой. Полностью объяснима тревога Украины.
Далеко не так сильно, но всё же Запад был обеспокоен аналогичными учениями в 2013 и в 2009 годах. Особенно Польша. Ведь это по ней отрабатывали ядерный удар и подавляли восстание польского меньшинства на территории Беларуси во время предыдущих учений.
Отличие нынешней ситуации в том, что сейчас обеспокоена ещё и Беларусь. Мы назвали учения «Запад-2017» российскими, и не случайно, хотя формально они российско-беларуские, а если верить официальным цифрам, то прежде всего беларуские.
«Ну что, Россия вообще уже з глузду з'ехала?»
Теперь давайте посмотрим, что об этих как бы и беларуских учениях тоже говорит безраздельный хозяин земли беларуской. Политик, на минуточку, уверенно управляющий погодой, демографией и прочими фундаментальными вопросами бытия.
Точнее, не что, а как он говорит.
Click to view
ссылка на ютуб Нам показалось, что он очень неуверенно пытается развеять опасения насчёт того, что на этих самых учениях что-то может пойти не так.
Неоднократно «залипающая» буква «н» в словах. Натужный смех, похожий на астматическую одышку, заметно покрасневшее лицо.
00:12 - 00:26 «Россия...ннн... н-на... эгх... железнодорожные составы погрузила технику и оккупирует Беларусь. Ну чтоэээ, Россия вообще уже...эээ...з глузду з'ехала и не умеет воевать?»
1:28 - 1:30 «Ну нни нннадо так писать...»
Просьба не писать о возможной оккупации прозвучала совсем уж испуганно, жалко и даже как-то беззащитно.
И ещё обращает на себя внимание трущий глаз министр внутренних дел Шуневич, уроженец Луганщины, большой любитель формы НКВД и российских городовых, на отметке 00:36 - 00:38, когда Лукашенко говорит: «Они ровненько отсюда выйдут! Сегодня даже не оговаривается такой... не оговаривается такой ситуации»
Не оговаривается какой ситуации? Возможной оккупации? Было бы странно, если бы она ещё и оговаривалась.
Взгляните сами на запись. Мы, конечно, можем ошибаться в своих оценках.
Вам это кажется несерьёзным? Ну, знаете, западным советологам в своё время и не на такой кофейной гуще гадать приходилось. Это особенности анализа непрозрачных и принципиально лживых систем, где правда проговаривается случайно.
Сказано это было Лукашенко ещё в феврале, когда затяжной российско-беларуский конфликт принимал всё более грозные очертания. После апрельской встречи в Петербурге с Путиным под грохот взрыва в метро конфликт был приглушён и как будто ушёл с повестки дня.
И всё же во время своего последнего визита в Киев безраздельный хозяин земли беларуской попросил журналистов обойтись без вопросов. Безусловно, главной темой стали бы учения «Запад-2017». И нежелание Лукашенко говорить об этом - признак сохраняющейся неуверенности. Так-то он большой любитель поболтать.
Стоит упомянуть и довольно странную инициативу Лукашенко о военных патрулях на улицах беларуских городов, которую он озвучил 27 июля.
«Очень важный вопрос - дежурство патрулей. Пожалуйста, возьмите это на контроль, введите это в практику крупных городов, поселений. И вообще где есть Вооруженные Силы, где размещены части наши. Пускай люди работают. Это тоже важное направление нашей деятельности... Когда я даже, проезжая по городу, смотрю на это, знаете, думаю, людям спокойнее, когда военный человек на улице», - поручил членам Совбеза Лукашенко.
Это может быть связано с ожиданиями новой волны социальных протестов, а может...
Безадресные сигналы о помощи
Выступление беларуского министра обороны, генерал-лейтенанта Андрея Равкова на VI Московской конференции по международной безопасности MCIS-2017 в конце апреля было менее лиричным и эмоциональным. Но и его пронизывало всё то же чувство - неуверенности.
Наговорил генерал-лейтенант немало, причём всякого разного, при желании его выступление можно истолковать и в антинатовском ключе.
Click to view
ссылка на ютуб Существенно новым, однако, в нём было совсем другое.
- Беларусь находится на линии столкновения геополитических интересов Востока и Запада (а не является одной из сторон конфликта);
- Беларусь пугает сложившаяся ситуация неопределённости на европейском континенте, политика конфронтации, взаимные обвинения (это стоит подчеркнуть: именно взаимные, а не обвинения одной из сторон);
- Беларусь дискомфортно себя чувствует в ситуации, когда учения «Запад-2017» и ответные маневры НАТО выглядят «внезапными и непрозрачными» (видимо, в том числе для самой Беларуси).
- Беларусь выступает за уход от политики конфронтации, называя её «тупиковым путём», принятие «срочных мер» по снятию напряжения.
Вся речь произнесена, так сказать, в страдательном залоге. Она наполнена ощущением, что страна поневоле оказывается втянутой в какой-то стрёмный замес. Министр шлёт безадресные сигналы о помощи.
Очевидно, что отношения между вроде бы самыми близкими партнёрами не являются доверительными. И «младший» участник дуэта боится подвоха от «старшего».
Чёрная метка
Эти опасения носят не только субъективный характер. На фоне агрессии против Украины Беларусь получила от России свою чёрную метку.
В сентябре 2015 года Путин дал распоряжение создать в Беларуси военную авиабазу. Реакция на что в самой Беларуси была примерно такой: штоа?! Лукашенко заявил, что ничего не знает ни о какой базе, она ему не нужна, и вообще, всё это демонстративная провокация, чтобы лишить Беларусь возможности выстраивать самостоятельные отношения с Западом.
Что, простите, отношения с Западом? Но это же значит встать на скользкую дорожку Украины!
Российско-американский историк Юрий Фельштинский назвал распоряжение Путина «указом об аннексии Беларуси» и «смертным приговором Лукашенко», напомнив, что аналогичным образом сталинский СССР захватил страны Балтии - после размещения там своих баз.
Но зачем, спросите вы, если Беларусь и без того самый надёжный союзник России, отрусифицированный по самое не могу?
Это очень распространённый контраргумент на опасения по поводу учений «Запад-2017». Который не учитывает очевидного факта, что империя вышла на тропу войны. И ей теперь без надобности тихий пасторальный заповедник, где Лукашенко разыгрывает из себя императора Диоклетиана на пенсии. Со своим «трактор в поле дыр-дыр-дыр, мы за мир, за мир, за мир» он больше не в тему.
Империя предпочла бы видеть на его месте дикого берсерка наподобие Кадырова. Или кусачую куклу на коротком поводке типа Захарченко и Плотницкого. Вот, например, министр Шуневич, поставивший в центре Минска «святой для каждого милиционера» памятник имперскому городовому, подошёл бы.
Однако сменить Лукашенко - объективно непростая задача. Куда как легче провернуть хитрый кунштюк, после которого ему уже будет «позняк метаться». Всего лишь создать ситуацию, когда Лукашенко вынужден будет пойти на российское военное присутствие в Беларуси. И почему бы не сделать этого во время учений «Запад-2017»? Просто чтобы два раза не вставать.
Руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрей Поротников считает, что это может быть некая провокация в воздухе по отношению к Украине, например), которую объявят агрессией против так называемого Союзного государства. Что вернёт к жизни как минимум требование размещения в Беларуси российской военной авиабазы. Только в более ультимативном ключе.
Это очень соблазнительный план, поскольку он свяжет по рукам и ногам строптивого союзника, возьмёт в тиски Украину - ведь из Беларуси самый короткий путь до Киева, ну и сильно напряжёт НАТО, сразу с тремя странами - членами которого граничит Беларусь.
Так почему бы не рискнуть? Тем более что в России выборы на носу, а одной щукой электорат не накормишь.
И для этого совсем не нужен стотысячный контингент - такая цифра постоянно мелькает в высказываниях западных военных и политиков. Москва и Минск её опровергают, говоря о «до 13 тысяч военных» (количество, согласно Венской конвенции, не требующее присутствия наблюдателей), и думают, что окончательно закрыли вопрос. Нет, не закрыли. Для провокации этого количества вполне достаточно, хватило бы и меньшего.
Лисички и ягоды
Империя существует, пока она расширяется, ведёт экспансию.
Кроме того, международная обстановка способствует тому, что нанести очередной удар: разброд и шатания в США, разлад между ЕС и США. Нет полной уверенности в том, будет ли адекватная реакция в случае гипотетической российской атаки на страны Балтии или Польшу, этот вопрос обсуждается. То, что Трамп не счёл нужным упомянуть в своей речи в штаб-квартире НАТО 5 статью (которая про «один за всех, все за одного»), только внесло ещё больше смятения. Беларусь же для Запада чужая совсем, чтобы ждать какой-то резкой реакции на её жёсткое втягивание в военную орбиту России.
Что касается самих белорусов, то у них лисички пошли, ягоды. Война? Ну, война.
Дмитрий Галко