Мой военный офицерский стаж - пять лет. Слишком мало для того, чтобы называть себя «офицер в отставке». Но достаточно, чтобы в кровь всосались и намертво там осели уставные понятия и вообще, понимание внутренней военной кухни.
Я хочу поговорить о российских военнослужащих, которые в свое личное отпускное время поехали по своей инициативе воевать на Донбасс, а значит, как мне пишут многочисленные френды и российские СМИ, Российское государство и армия за их действия ответственности не несут. Они там, дескать, находятся, как частные лица.
Так вот что я вам хочу сказать, дорогие мои гражданские коллеги. Военнослужащий служит родине не 8 часов в сутки, как вы, а 24 часа, 365 дней в году, независимо от того, находится он в отпуске в это время или спит - он все равно на службе.
А частным лицом он становится только тогда, когда выходит в запас или отставку.
И в отличие от вас, гражданских крыс, он не имеет права так взять и поехать в свободное время, куда захочет, никому не докладывая. Даже если он - Генерал. Потому как его свободное время - это все равно служебное время. Особенно - если он спецназовец. Любой командир должен в любой момент времени знать, где находится и что делает в данный момент каждый его подчиненный. А если командир не знает, то это - минимум дисциплинарное взыскание, а то и суд.
Если военнослужащий куда-то поехал без ведома командира и, не дай бог склеил там ласты, минимум, что ждет командира - лишение должности и потеря звездочки.
Я, в бытность мою старлеем, обязан был докладывать комэску и получать его разрешение, если собрался в выходной поехать в лес за грибами. На случай, если заблужусь, чтобы знать где меня искать и не поднимать по тревоге на поиски весь округ.
Не говоря уже о том, что убывая в отпуск, я согласовывал с начальством весь свой маршрут чуть ли не по часам, а прибыв в место отдыха шел в местный военкомат или сельсовет и отмечался, что доехал.А когда один из наших офицеров разбился на машине во время незаявленной поездки за город, это стоило комэску одной звезды и выговора командиру части в приказе Министра Обороны.
Если военнослужащий едет в свободное время едет куда-то повоевать без приказа начальства - он идет под суд.
Если начальник отпускает военнослужащего повоевать без приказа своего начальства - он идет под суд.
Если военнослужащий едет повоевать, а его начальник об этом не знает, военнослужащий идет под суд, а начальник при самом благоприятном для него раскладе идет в отставку безо всяких военно-пенсионных ништяков.
Если военнослужащие едут повоевать группой, не докладывая о том, начальству, то под суд идут все, и военнослужащие, и их начальник и начальник их начальника, вплоть до начальника части, даже если он - генерал.
А если эти военнослужащие возвращаются из отпуска не своим ходом, а в гробах, то армию накрывает массовая зачистка с многочисленными судебными фигурантами и отставкой министра обороны (хотя по справедливости надо - начальника генштаба).
А если военные поехали, никому не докладывая, в свой отпуск повоевать, вернулись в гробах, и при этом не полетела ни одна начальственная голова, то это означает только одно, эти военные получили приказ (или разрешение начальства - что в данном случае - то же самое), спущенный с самого верха.
(с)
Андрей Шипилов