Вчера, 25 сентября, исполнился ровно год, как я влез в авантюру под названием «развитие ЖЖ в Украине» :)
В этом посте - подведение итогов и ответы на вопросы, которые накопились у блоггеров.
Мы хорошо поработали за этот год, провели много интересных блог-туров, показали украинскому рынку силушку богатырскую возможности блогосферы и заметно расшевелили этот самый рынок. Блог-туры оказались прекрасным инструментом пиара, поскольку поражающий эффект охват аудитории от группы блоггеров выше, чем от одного, да и сложившаяся на внутриЖЖшных мероприятиях атмосфера способствует созданию чудесных отчётов. Надо ли говорить, что блог-туры блоггерам нравятся? :)
Кроме того, убивается ещё несколько зайцев. В процессе такого «отдыха-работы» блоггеры показывают свои человеческие качества, совершенствуются в умении делать отчёты, редакция внимательно изучает «кто на что горазд», ненадёжные товарищи отсеиваются - в результате формируется команда адекватных людей, способных вместе творить маркетинговые чудеса.
И самый большой, стратегический заяц: идёт становление рынка под названием «реклама в ЖЖ», с обеих сторон. Появляется то, чего в Украине не было. Не так быстро, как мне мечталось, но процесс идёт.
Параллельно с коммерческим отделом работает редакция ЖЖ-Украина, которая охотится на другого «зайца» - на блоги. Но не на все, а только на интересные авторские блоги. Тематические, или, как я их называю, «проектные» - то есть ведущиеся не как «дневничок-развлечение», не для себя лично, а как проект - ориентированный на читателей и на будущую популярность. Почему у нас именно такая стратегия - разговор отдельный, я потом как-нибудь расскажу.
Этих самых «проектных» блогов должно становиться всё больше и они должны становиться всё популярнее. Для этого мы делаем три вещи:
Отыскиваем блоггеров, ведущих такие блоги. Если они ведут их не в ЖЖ - переманиваем их :) Также ищем людей, которые делают интересное дело, но об этом нигде не пишут - затаскиваем их в ЖЖ. Этим занимается редакция ЖЖ-Украина и послы ЖЖ в регионах.
Обеспечиваем проектным блогам многоуровневый пиар. Если блоггер «має талант», усердно работает, а мы его не менее усердно пиарим, то мы обещаем за год сделать из него топ-блоггера. Вот так, ни больше ни меньше.
Поощряем их блог-турами и прочими «плюшками». Работать без отдачи год-два-три могут не все и мы это понимаем.
Схема очень простая, уникальная (ни в одной соцсети или блогплатформе ничего похожего нет) и рабочая: мы уже можем составить список из 2-3 десятков уверенно растущих блоггеров. Но растут они медленно и до звания «топ-блоггер» не добрался пока никто. Лень, бытовые проблемы, нехватка мотивации и/или таланта - причины у каждого свои, но нам-то что прикажете делать?..
Добавить блоггерам таланта мы не можем :) И их бытовые проблемы решить тоже не можем, увы. Всё что мы можем - это усилить мотивацию. Поэтому недавно было объявлено, что в блог-туры в первую очередь будут отправляться активно работающие и растущие блоггеры. Как мы будем определять, кто растёт, а кто нет?.. Через сообщество ua. Если посты блоггера регулярно попадают в сообщество, значит он пишет интересное и пользуется нашими инструментами для раскрутки.
И дело не только в мотивации. Блог-туры идут потоком, он всё растёт и не зависит от самих блоггеров, поэтому многие из них расслабились и относятся к блог-турам, как манне небесной. То есть произошла «демотивация» - а зачем работать над блогом, если и так плюшки на голову сыпятся?..
Вывод однозначен: нужно менять тактику. Блог-тур из подарка должен превратиться в приз - за хорошую работу.
Не совсем так. Блог-туры тоже отличаются по степени «козырности» и по количеству мест, выделенных нам. Если мероприятие обычное и мест на него выделено много - на него имеет шанс попасть любой украинский ЖЖст. Если мероприятие крутое - будем отбирать лучших из «растущих» - из UA. Если вдобавок выделено мало мест - будем отбирать среди номинантов на конкурс «Пост недели». Заметьте: не из победителей конкурса, а из номинантов.
Отдельной статьёй идут «активисты» - блоггеры, которые помогают нам сделать блог-тур - находят заказчика, помогают с организацией и т.п. Нам сильно не хватает рабочих рук, поэтому мы благодарны за помощь и включаем помощника в этот блог-тур.
Ответ прост: толковых, читаемых блоггеров мало. Хочешь попасть к ним в компанию? Работай над блогом, а мы поможем тебе стать звездой. Кто не работает, тот не ест - звериный оскал капитализма.
На самом деле для реализации блог-туров и ЖЖ-Украина и заказчикам достаточно десятка одних и тех же блоггеров: проверенных, умеющих писать, с предсказуемым охватом. Всех новых мы тащим на себе что называется «на перспективу». Блог-туры - это ведь только начало :) Будет ведь больше - но к этому моменту нужно вырастить армию популярных блоггеров.
А вам уже платят, бартером. Блог-туры - довольно насыщенные мероприятия, то есть вы работаете не «за еду», а за комплексную услугу. Много ли это или должно быть больше? Давайте посчитаем. Я для примера на своём блоге калькуляцию покажу, а вы потом экстраполируйте на свои блоги сами.
Стоимость рекламного поста в моём блоге меняется от $500 до $5000, в зависимости от темы и сложности задания. Для украинских заказчиков цена чаще всего остаётся на нижней отметке - потому что я приучаю украинский рынок к рекламе в блогах и потому что денег в Украине объективно меньше. Каждый мой пост собирает минимум 50 тысяч просмотров, если выходит в топ - 60-70 тысяч. Но возьмём нижние показатели: $500 за 50,000 просмотров, или $1 за 100 просмотров. Это для Украины, напомню.
Соответственно, если ваш пост собирает несколько сот просмотров (а это касается 99% украинских блоггеров), то и цена ему несколько долларов. При этом себестоимость любого блог-тура в пересчёте на одного человека выше в десятки, а то и в сотни раз.
Вывод: пока вы не дадите 10 тысяч просмотров на пост, вам рано уходить от бартера. Работайте, растите дальше, учитесь делать профессиональные отчёты. Ну а мы тем временем «вырастим» украинских заказчиков, согласных платить. Не вижу смысла искать их сейчас, пока вам нечего им предложить.
Пока не знаю. Сам уход Ильи никак не сказывается на моей работе, потому что мой непосредственный шеф - Олег Бармин, с которым у нас общие цели, общая тактика по их достижению и полное взаимопонимание. Новый директор ЖЖ dimson пока не выдвинул никаких новых целей и планов. Если оставит всё как было - ок, работаю дальше. Если нет - будем посмотреть, смогу ли я соответствовать новым идеям, если они будут кардинально отличаться от моих.
Вообще московский офис мало вмешивается в нашу работу, за что им спасибо. Поэтому перемены в развитии ЖЖ в Украине зависят скорее от того, на сколько ещё у меня хватит сил толкать этот вагон. Год назад взяться за развитие умирающего сервиса при нулевом бюджете - это интересная авантюра, это очень в моём стиле, и даже неплохо получается - но всё-таки иногда хочется бросить всё к едрене фене и уехать на необитаемый остров :) Это когда блоггеры или сотрудники достают необоснованными претензиями и скандалами. Бывает.
Голосование «пост недели», как и любое другое голосование в интернете, никогда не будет объективным, потому что чаще побеждает не лучший пост, а блоггер, у которого больше френдов. Победить это явление невозможно, поэтому мы и не пытаемся, а наоборот - используем его - разрешаем участникам привлекать френдов к голосованию, репостить голосование и тем самым пиарить сам конкурс (это ему на пользу).
Однако «приглашать френдов к голосованию» и жульничать - это всё же разные вещи. Один из блоггеров (fun) перепостил к себе голосовалку, но при этом удалил всех остальных участников, оставив только свой пост и кнопку «Проголосовать». И закономерно победил, и даже получил свой приз (10,000 жетонов), но своё «фе» к такой победе и редакция и блоггеры высказали. Ну если вы выйдете играть в футбол, при этом не пустив на поле команду соперника и выиграете со счётом 100:0 - вы после этого молодец или жулик?
Ребят, я не знаю. Занимаются этим программисты в Москве, влияния на них у меня нет. Проблему я им описал как можно более полно, сделал это несколько раз за год, но по ряду причин решение проблемы откладывается. Поэтому пока вместо рейтинга пользуйтесь сообществом ua - там нет котиков, сисек, копипаста, чернухи и прочего - только лучшие посты. И никаких «чужаков».