Немножко магии, немножко науки

Mar 01, 2012 20:16


На днях в 4-й лицей г.Кременчуга нагрянула «Весёлая Наука». Как написано у них на сайте: «Веселая наука» - это тайная организация, которая обнажает скрытые секреты Природы, шпионит за самыми современными научными изобретениями и разрабатывает образ Сверхчеловека будущего: Человека опытного, сообразительного, изобретательного и любознательного :)

Ну а если серьёзно, то это научное шоу, предназначенное для детей и раскрывающее некоторые тайны химии и физики. Посмотреть, как выглядит такое шоу в школе, можно в этом отчёте.



В классе было около 30 детей и стоял привычный для этого класса гвалт :) Но опытные учёные Крокодил и Лампочка мгновенно взяли инициативу в свои руки:



Крокодил настаивал на том, что всё что они делают - это магия, а Лампочка утверждала, что это наука и что даже дети смогут объяснить суть опытов. Например «сжигание денег»: 200 гривен погружаются в некий раствор (Крокодил назвал его «кровью дракона») и поджигаются:





Секунд 10 горят - и вуаля:



Увы, дети в 4-м классе уже довольно грамотные и тут же объяснили Крокодилу, что никакая там не «кровь дракона», а спирт с водой: спирт испаряется и горит, а вода не позволяет бумаге загореться. Опечаленный Крокодил решил поразить детей другим опытом:



Чего-то насыпал (именно насыпал, а не налил) в трубочку и пыхнул пламенем. Ну прямо не крокодил, а дракон:



Вот это дети не смогли разгадать (да и я тоже). Оказывается, это был не бензин и не спирт, а споры ликоподий (растение такое).

Дальше игры с огнём продолжились в ключе «как разные вещества влияют на огонь». Ну например почему брызгающая корка апельсина вызывает в огне вспышку?



Ну да, вы знаете об эфирных маслах :) Дети не знали.
Затем на горелку крошили металлическую стружку и во все стороны летели искры (собственно так работает «бенгальский огонь»).

А здесь на огонь сыпят медный купорос, и огонь зеленеет:



Удивительно, но медный купорос дети опознали :) Фрагментарные знания в химии присутствуют (напоминаю, это 4-й класс, всего лишь начальная школа).

А вот из этого оранжевого порошка (бихромат аммония) делается вулкан:



Натурально так извергается:



Загадочный цветок - был белым, а когда на него побрызгали прозрачной жидкостью, вдруг посинел:



Оказывается, цветок был смазан фенолфталеином (кстати, это знакомый вам пурген), а брызгали на него щёлочью. То есть повторить такой фокус можно и дома :)

Дальше был целый цикл экспериментов со щёлочью, кислотой и индикаторами:



Здесь красный индикатор добавляют в щелочной раствор:



И раствор зеленеет:



А знаете, что это за индикатор? Всего лишь сок красной (фиолетовой) капусты. Можете дома «пошутить» - сделать зелёный омлет :) Дело в том, что яйца - это слабощелочная среда, так что при добавлении к ним сока красной капусты они позеленеют. А если взять перепелиные яйца (нейтральная среда) - посинеют:



«Стоп - почему это в нейтральной среде красный сок посинеет?» - спросите вы. Потому что изначально сок у капусты синий, но стоит ему денёк постоять в бутылочке и он окисляется, при этом меняя цвет на красный. Но если разбавить водой - опять синеет.

А это реакция с кислотой - с уксусом:



Особую прелесть этой серии опытов добавляет то, что все ингридиенты есть на кухне :)

Далее изучали понятие «плотность». Что будет, если масло вылить в воду? Правильно - растечётся по воде тонкой плёнкой. Причина - плотность масла ниже, чем плотность воды. Но если мы смешаем спирт (низкая плотность) с водой:



И в этот раствор пипеткой опустим пару капель масла (можно взять любое, но у хлорофиллиптового красивый цвет, да и продаётся в любой аптеке):



То масло «зависает» посреди ёмкости в виде двух шариков, потому что его плотность примерно равна плотности водно-спиртового раствора:



Точно так же добавляем облепиховое масло (тоже есть в каждой аптеке, тоже красивый цвет):



И получаем планетную систему :) Теперь, если в раствор подливать по очереди спирт (снижается плотность) и воду (повышается), то «планеты» будут опускаться на дно и всплывать.



Следующий опыт: в высокий сосуд наливаются жидкости с разной плотностью: кетчуп, вода, сливки (с ними не получилось - сливки из магазина - фуфло, они просто смешались с водой), масло подсолнечное и спирт:



Вся эта аццкая смесь располагается слоями, демонстрируя нам разницу в плотности:



теперь туда можно бросать монетки, спички, апельсиновые корки, яичную скорлупу и яичный белок - и всё это для того, чтобы посмотреть, на каком слое остановится брошенный предмет :)



К примеру апельсиновая корка утонула в спирте, но плавает на масле:



Ещё эксперимент: подкрашенная вода и масло наливаются в два разных стакана. Задача: поменять содержимое стаканов местами:



Легко: стакан с водой накрывается листом бумаги, переворачивается (заодно читается лекция о поверхностном натяжении и возникающем возле дна стакана разрежении):



Затем листик убирается и жидкости меняются местами - более плотная вода стекает вниз, вытесняя масло:



Дети завороженно наблюдают:



Ещё о поверхностном натяжении: в банку, закрытую марлей, наливается вода:



Банка переворачивается… а вода не вытекает:



Сил поверхностного натяжения воды, разрежения внутри банки и атмосферного давления достаточно, чтобы удерживать воду внутри.
Но если банку чуть-чуть наклонить - то вода падает стремительным домкратом:



В ёмкость насыпается немного белого порошка (не кокаин) и льётся много воды:



Всё льётся и льётся… порошка становится всё больше, а воды всё меньше:



И в результате вот такое:



По виду, консистенции и наощупь напоминает снег. И действительно, акриловый полимер aka «сверхпоглотитель» используется при создании искуственных снежных трасс.



Впрочем, его тоже можно найти дома - в обычных памперсах :)

Вот так мы плавно перешли к полимерам. Вообще программа длилась два часа, даже пришлось делать перерыв, потому что у детей от перевозбуждения крышу сносило :) Шум, гам, восторг - пришлось отпустить погулять на 15 минут.

В следующем опыте использовался полимер альгинат натрия (его добывают из морской капусты), который тонкой струйкой выливали в хлорид кальция:



В результате происходило «гелеобразование» - молекулы полимера сцеплялись между собой и получались вот такие вот червяки:







Кстати, если лить полимер не струйкой, а капельками, то можно сделать красную икру:



Именно такой полимерной икрой бодяжат настоящую :( Плюс ароматизаторы и пищевые красители, конечно. Если долго гоняешь во рту икринку и никак не можешь её раскусить - то поздравляю, это она.

Как думаете, что будет, если смешать буру (здесь она подкрашена салатовой люминисцентной краской):



и поливиниловый спирт (похож на клей пва, но не он):



Получится любимая детская игрушка - лизун :)



Всем детям выдали по стаканчику и позволили сделать лизуна самостоятельно:







Счастью не было предела :)

Натрия ацетат (перенасыщенный раствор). У него интересное свойство - он жидкость, но при любом внешнем воздействии (достаточно в него палец засунуть) кристаллизуется:



При этом активно выделяет тепло:



Узнали?… Да, китайские химические грелки, которые нужно кипятить :)

Следом пришла очередь жуткого холода. Температура замороженной углекислоты (aka «сухой лёд») - минус 79oC:





Техника безопасности: руками не трогать, обожжёшься!



А вот подуть можно:



Для сухого льда жидкость комнатной температуры - как кипяток, он начинает очень быстро таять, превращаясь… ну разумеется, в углекислый газ:





Дышать можно, но недолго:



Куда интереснее добавить в лёд моющего средства:



И кипятка, чтобы ускорить процесс таяния:



Горшочек, не вари :)





А если просто кипятка, без «Фейри», то начнётся задымление:







Восторг неописуемый :) Визг стоял такой, что учителя из соседних кабинетов прибегали.



И наконец финальный аккорд: берём обычный яблочный сок, разливаем по стаканчикам и в каждый бросаем по льдинке:



Что получится? Газировка :) С помощью углекислоты и делают все газированные напитки.

Чтобы ненароком не глотнуть лёд, пить нужно только через трубочку:



Собственно и всё. Я очень коротко пересказал суть проводимых опытов - по каждому рассказывалось гораздо больше, объяснялось «как это работает», приводились примеры из жизни и т.д. Шоу очень увлекательное, когда в конце классный руководитель спросила у детей «Вам понравилось?», от крика «Дааааа!!!!!» дрожали стёкла :) Я давно не видел такого восторга у детей, разбалованных современными гаджетами и развлечениями. Химия хороша тем, что можно своими руками сделать что-то новое :)

Причём это была всего одна из пары десятков программ, которые есть у «Весёлой науки» в ассортименте. Можно сделать выступление не только в школе, есть, например, программа для дня рождения (мой сын уже заказал, сказал что больше никаких подарков не надо), есть новогодний вариант, есть семинары - на любой вкус и на любой возраст. И не так уж и дорого, если раскидать сумму на тридцать детей.




 
 
 
 
 
 

Ух ты!, Интересное

Previous post Next post
Up