В январе 2017 года в издательстве Эксмо выпустили новую книгу Максима Коломийца по танкам КВ-1 - "Советский тяжелый танк КВ-1. Первые танки Победы".
![](http://ic.pics.livejournal.com/iam_krasnoyarsk/32029482/156809/156809_300.jpg)
Ниже представляю краткий обзор данной книги.
Итак, в новой книге 400 страниц, в районе 300 фотографий, 4 листа цветных вклеек, чертежи, таблицы и схемы. Текст разбит на 14 разделов.
Для оформления обложки использован рисунок Петелина, который перерисован с известного фотоснимка. По ссылочке небольшое обсуждение этого рисунка (
ссылка).
По компоновке новая книга напоминает вышедшую в 2006 году в том же издательстве Эксмо книгу "Танк прорыва КВ "Клим Ворошилов".
![](http://ic.pics.livejournal.com/iam_krasnoyarsk/32029482/157353/157353_300.jpg)
Убраны материалы по сверхтяжелым танкам, танкам КВ-2 и КВ-1с, а вот раздел по огнеметным КВ-8 и опытным работам на базе КВ в новой книге сохранен.
Во введении автор пишет, что данная книга является попыткой "...под одной обложкой" более-менее подробно рассказать об истории создания, производства, вариантах и боевом применении тяжелого танка КВ-1". Для этого использованы "...как уже выходившие работы автора на данную тему (с исправления и дополнениями), так и ранее не публиковавшиеся документы и материалы".
Описание конструкции в тексте "...дается в довольно сжатом объеме", т.к. "..."разбор" КВ-1 на отдельные составляющие с указанием всех вариантов использовавшихся катков, траков... - тема отдельного исследования".
В начале в нескольких разделах описан процесс разработки танка КВ и его производства в Ленинграде в 1940 - 1941 годах. Этот материал, хотя он переработан и дополнен, в принципе знаком по ФИ "Клим Ворошилов": Сделано в Ленинграде" 2009 года выпуска, а также книге издательства ТП 2012 года выпуска.
Далее в двух разделах рассказывается о производстве танка КВ-1 в Челябинске. Эти разделы занимают 60 страниц, а в книге выпуска 2006 года собственно по КВ-1 занимали только 6 страниц. Так что здесь обновление весьма существенное.
Далее автор разметил раздел под названием "Блокадники". Как не трудно догадаться, здесь речь идет о новом производстве танков КВ-1 в блокадном Ленинграде. Сам термин "блокадники" мне лично не нравится, но вот как то прилип и стал общеупотребительным.
Далее идут разделы по устройству танка КВ-1, в основном, на базе руководства службы танка КВ-1, раздел по опытным работам и проектам и раздел по огнеметным танкам КВ-8. В разделе по КВ-8 также приведена обширная информация по боевому применению этих танков в составе огнеметных батальонов Волховского фронта и 235-й танковой бригады под Сталинградом.
Далее идет раздел "Боевое применение". Данный раздел занимает более 50 % объема книги (более 200 страниц). Внутри он разбит на подразделы с информацией об организационно-штатной структуре подразделений на танках КВ, о организации подготовки экипажей для тяжелых танков, о наличии и распределении танков КВ в частях к началу войны, подразделы собственно о боевом применении по разным направлениям в хронологическом порядке, о тягачах КВ-Т и ремонте танков КВ, о именных танках КВ и подраздел о танках КВ "...под чужим флагом".
![](http://ic.pics.livejournal.com/iam_krasnoyarsk/32029482/157084/157084_300.jpg)
Материал этого раздела по начальному периоду войны, в общем, уже частично знаком по выпускам ФИ автора "Танки КВ в июне 1941 года" и контрудару Сенно - Лепель. Но он также переработан и дополнен.
Придется обратить внимание на некоторую неравномерность описания боевого применения. Какие-то моменты описаны очень подробно, а что-то совсем выпало.В частности, описание действий танков КВ в составе танковых частей Крымского фронта дано очень подробно (любопытно будет, кстати, сравнить с новой книгой ув.
dr_guillotin), а вот другие события зимнее-весенней компании 1941/42 годов освещены слабо.
Также имеются и некоторые досадные накладки. Так автором на с. 283 приведена таблица распределения танков КВ в 100-х танковых дивизиях. Однако, как выяснилось в
обсуждении этого момента, речь таблице идет о плановом распределении, а не о фактическом. К сожалению, эта ошибка потом перекочевала и в текст.
После раздела "Боевое применение" автор разместил раздел "Герои-танкисты". В нем рассказывается о трех экипажах танков КВ - "расейняйского КВ", Колобанова и лейтенанта Пашинина из 143-й ТБР Калининского фронта.
В разделе "Вместо заключения" автор подбивает некоторые итоги, а также рассказывает о сохранившихся на настоящее время в разных музеях танках КВ-1.
Теперь по фотографиям. Их очень много - как выше уже писал, около 300. В основном, это снимки наших фотокорреспондентов, в т.ч. и значительное количество уже ранее известных, и кадры кинохроники, а также так же немецкие фото. Среди кадров хроники очень много мне ранее неизвестных эпизодов. Так называемой "бейчатины" по 1941 году больше по понятным причинам.
Чертежей в книге немного. Выполнены они Мальгиновым. Также приведены некоторые фрагменты заводских чертежей ЛКЗ и ЧКЗ.
Собственно всё. Мое краткое резюме по книге Максима Коломийца "Советский тяжелый танк КВ-1. Первые танки Победы" будет таким - книга весьма достойная, хотя не без ошибочек, конечно. Любителям истории к приобретению рекомендуется. "Любителям болтов и гаек" (это цитата) необходимо полистать, хотя, я думаю, раздел по Челябинску им будет также очень полезен.
P.S. Некоторые развороты можно посмотреть по
ссылке.