Танки КВ для кавкорпуса Белова

Feb 07, 2016 17:42

     Совершенно случайно на сайте Память народа обнаружил одно интересное донесение командира 1-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал-майора Баранова от 16 мая 1942 года о ремонте тяжелого танка КВ в районе д. Уранино Дорогобужского района Смоленской области (примерно 30 км на юго-восток от Дорогобужа). Ниже цитирую его полностью:

«Доношу, что восстановительная бригада танков отряда им. 24 годовщины Красной армии ремонтирует танк КВ в деревне Уранино уже два месяца и никак не отремонтирует.
     Прошу Вашего разрешения о передаче неисправного танка КВ, находящегося в деревне Уранино, ремонтно-восстановительной бригаде танковой роты 2 ГТБ, которая может его отремонтировать в кратчайший срок».

На память сразу пришла информация о танковом батальоне из мемуара генерала Белова «За нами Москва», который и частично процитирую ниже.




Основным источником получения матчасти для кавкорпуса Белова являлся ремонт танков и другой техники 144-й танковой бригады 24-й армии Резервного фронта, которую оставили осенью 1941 года. На снимке выше, вероятно, танк КВ-1 из 144-й ТБР. Его снимок был подписан как дорога Дорогобуж - Вязьма.
     Ниже приведу всю найденную по данной теме информацию.


     Сначала отрывок из мемуара. Сразу скажу, что данный текст, в общем, подтверждается документами 1-го гвардейского кавкорпуса, которые выложили на сайт Память народа.

«В тылу врага, на освобожденной территории, мы обнаружили значительное количество советских танков. Некоторые машины можно было отремонтировать и снова ввести в строй...
     …Я вспомнил, что в нашем штабе остался делегат связи 2-й гвардейской танковой бригады лейтенант Кошелев. Он не был своевременно отозван в свою часть и ушел в рейд вместе с нами…

…Через несколько дней в деревне Волочек, в двадцати четырех километрах от Дорогобужа, Кошелев развернул небольшую ремонтную базу. Он собрал бывших танкистов, бежавших из фашистского плена, партизан, знакомых со слесарным делом, трактористов… В конце марта три танка, один из них тяжелый, были готовы к боевым действиям. Я поздравил Кошелева с этой победой и назначил его командиром нашего первого танкового взвода...

…Во время этих боев стало известно, что в партизанском полку имени 24-й годовщины РККА есть еще одна танковая рота. Командовал ею Г. Л. Гамбург. В первых числах мая мы объединили эти роты в отдельный танковый батальон, который возглавил Кошелев, получивший звание старшего лейтенанта. Гамбург, инженер по образованию, был назначен заместителем Кошелева по технической части. В батальоне насчитывалось теперь более двадцати танков, среди них два тяжелых КВ и восемь Т-34…

…Однако обстановка резко изменилась. В конце мая противник начал наступать и а нас крупными силами.
     Все готовые к бою танки были использованы для контратак. А вскоре произошло то, что, к сожалению, часто случается на войне: бесстрашный танкист Кошелев погиб.
     Несколько лет назад его бывший заместитель Гамбург прислал мне письмо, в котором подробно рассказал о последнем бое Кошелева:

«Танковый батальон взаимодействовал с батальоном парашютистов. В восемь часов утра мы сосредоточились в десяти километрах южнее деревни Волочек, чтобы прикрыть отход наших главных сил, двигавшихся на совхоз Алексина. До полудня мимо нас проходили кавалеристы и десантники, а за ними стали приближаться передовые части неприятеля. Старший лейтенант Кошелев отдал приказ: «По танкам!» Сам он был на КВ, а я - на Т-34. На поле, по которому проходила оборона батальона парашютистов, начали выползать немецкие танки. Наши машины уже урчали, готовые к бою. Ведя орудийно-пулеметный огонь, мы по приказу Кошелева двинулись в атаку. На нас обрушился ураганный огонь артиллерии противника. В броню ударялись снаряды и пули. Один немецкий танк был подбит, а остальные, не выдержав нашего натиска, ушли в лес, под прикрытие своей артиллерии. Ушла из виду и пехота...

Стреляя, танк Кошелева шел к лесу, преследуя танки врага. Наш экипаж, подавляя огневую точку противника, временно потерял КВ командира из виду, а когда развернулся, то увидел его горящим. Я пошел в его сторону, надеясь подобрать экипаж. Туда же устремились другие танки. Через несколько десятков метров снаряд попал нам во второй каток с правой стороны, и машина «захромала». Мы с трудом вывели ее из боя.

Я принял командование батальоном. Наш батальон, прикрывал отход главных сил на дороге Ельня - Глинка. Однако у нас кончились боеприпасы и горюче-смазочные материалы, мы не могли больше вести боевые действия. Впоследствии танки были уничтожены, чтобы не достались врагу...»
     Василий Матвеевич Кошелев был похоронен близ деревни Волочек, а в 1952 году при перезахоронении прах его перенесен в братскую могилу на территории совхоза Алексино».

Согласно информации из ОБД Мемориал, офицер связи 2-й гвардейской танковой бригады старший лейтенант Кошелев погиб в бою 4 июня 1942 года.

Отсутствие ГСМ, о котором упоминается в письме помощника командира батальона по т/ч военинженера 3 ранга Гамбурга, существенно ограничило возможности использования отремонтированных танков. Генерал Белов в своем донесении от 4 мая приводит общее количество танков и просит «…регулярно снабжать ГСМ наличные танки: 1 KB, (?)* Т-34, 5 Т-26 и 2 БТ».

В другом донесении Белов сообщает, что в «…Удерживаемом мною р-не восстановлено танков: KB - 2 шт., Т-34 - 3 шт., Т-26 - 11 шт. Есть несколько штук еще. Тех. бригада работает более 2 месяцев.» По состоянию на 25 мая танковый батальон группы генерала Белова имел 11 танков, из них 2 КВ, 3 Т-34 и 6 Т-26.
     Из наградного листа Гамбурга известно, что под руководством его в марте - мае 1942 года было отремонтировано 12 танков, из них 1 КВ, 3 Т-34 и 8 Т-26, а также 17 автомашин и 7 тракторов.



Теперь о танковых бригадах 24-й армии Резервного фронта.
     Согласно сведениям из книги Коломийца, по состоянию на 2 октября 1941 года в 144-й танковой бригаде имелось 75 танков, в т.ч. боеготовых 37 и 29 в ремонте.
     Тяжелых танков КВ в 144-й ТБР было 7 боеготовых и еще два танка находилось в ремонте, т.е. всего танков КВ было 9. Логично предположить, что в сентябре бригада могла получить на пополнение роту танков КВ (7 танков).

2 октября два сверхштатных танка КВ-1, согласно информации из того же источника, отправили в 148-ю ТБР.
     Дислоцировалась 144-я ТБР с 20 сентября в районе Ушаково, Софиевка, Лаврово (8 -10 км к северу от Ельни), находясь в резерве 24-й армии.

В формируемой в районе Уварово, Митрофановка (20 на юго-восток от Ельни) 146-й танковой бригаде 24-й армии на 29 сентября было всего 8 танков, из них 2 Т-34. Танки КВ в этой бригаде отсутствовали.

2 октября 144-я танковая бригада получила приказ командующего Резервным фронтом перейти в район Уварово и быть в готовности к контратакам в южном направлении. К 7.25 3 октября перешла в район Уварово.
     146-я танковая бригада, возможно, в районе Уварово влилась в 144-ю ТБР, т.к. в сводках не упоминается.

4 октября в район, который занимал бригада, с юга вышла 78-я пехотная дивизия ГА "Центр" и, после боя, 144-я ТБР начала отход в северном направлении.
     В сводке штаба Резервного фронта к 21.00 5.10.41 приведена следующая информация: «144 тбр в течении дня 4.10 разгромила в районе Ивановка до полка пехоты противника, но подвергшись сильной атаке противника отошла в лес 2 км с.в. Теренино». В той же сводке сообщалось, что штаб 24 армии с 8.00 5.10 переходит в Волочек (24 км на юго-восток от Дорогобужа).

В сводке штаба Резервного фронта к 8.00 6.10.41 «144 тбр - её танковые остатки и мотострелковый батальон выведены в район Волочек».
     Последнее упоминание о 144-й ТБР содержалось в сводке на 8.00 7.10.41 - «штарм 24 в ночь с 6 на 7.10 находился в 9 км с.в. Семлево. В этом же районе находились части 8, 222 сд и 144 тбр».

Теперь приведу информацию месторасположении некоторых танков КВ 144-й ТБР цитатами из темы «Пропавшая армия первогвардейцев» на Поисково-историческом форуме.

№1. Район деревни Большое Петрово (6 км на юго-восток от села Семлёво).
     "Остатки 24 армии, прорвались через Юхновский большак на Б.Петрово и здесь, потеряв последний танк КВ(он застрял в болоте)Вытащили его только в 1956г., рванули на прорыв К Понфилову."
     "Последний танк 24 армии, видимо КВ, так как по рассказам тёщи, был очень огромен, застрял в болоте , при попытке объехать шаткий мостик на д.Петрово, где и простоял до 50х годов., пока не утащили на металлом."

№2. Район деревни Сенная (9 км на северо-восток от д. Волочек).
     "Одному жителю д. Сенная показал три фотографии танков. Указав на фотографию с КВ-1 он пояснил, что этот танк в 1941 г. стоял под горкой в направлении р. Артеша, вторая машина (дед выразился "танкетка") стояла через дорогу от места раскопки Ракутина. В центре д. Сенная стоял Т-34, подбитый немецкими артиллеристами, которые прятались за сельской школой".



№3. Район деревни Вырье (12 км на север от д. Волочек).
     Здесь цитата представляет собой выдержку из ЖБД 78-й пехотной дивзии за 7 или 8 октября:
     "До 15.25. Ход выполнения акции по зачистке на участке 499-го пехотного полка:
     2-й батальон около 13.00 вышел к Ленкино. Присутствия врага не обнаружено. Имеется переправа. Создан плацдарм.
     Рота самокатчиков выслана в разведку в район Вырье. В населенном пункте сил врага не обнаружено. Захвачено много грузовиков и, кроме того, один 52-тонный танк".

Ну и №4 будет район деревни Уранино (8 км на юг от д. Волочек).

Собственно всё. исправления и дополнения приветствуются.

КВ-1, Ельня, 144 ТБР

Previous post Next post
Up