В свое время удалось разжиться подборкой снимков июльского КВ-1 №1, который ранее подписывался как Плюсса. На заднике одного из снимков была вот такая интересная подпись - Der schwarze Tag 25 Juli b. Kolotino.
В ходе
обсуждения на форуме РККА, получила подтверждение версия о принадлежности данного КВ-1 танковому батальону 177-й стрелковой дивизии Лужской оперативной группы Северного фронта.
Дополнительные подробности этого эпизода сейчас стали известны благодаря документам с сайта "Память народа" (ЦАМО РФ, ф.1425, оп.1, д.14, 17, 19 и 20). Так что, как обычно, соберу в кучку всю имеющуюся информацию по эпизоду, а также информацию о танках КВ-1 танкового батальона 177-й стрелковой дивизии.
Пять танков КВ-1 для танкового батальона 177-й стрелковой дивизии были отправлены с ЛКЗ 17 июля и прибыли на станцию Луга 0.05 18 июля 1941 года. Однако в ходе марша со станции на позиции дивизии либо, что менее вероятно, в ходе боя три танка вышли из строя.
Вот что докладывал командир 177-й стрелковой дивизии полковник Машошин маршалу Ворошилову уже 19 июля 1941 года: "5 танков КВ получил, из них на ходу два. Остальные требуют ремонта. В одном танке отказала коробка передач, в другом отказал стартер, в третьем мотор работает с перебоями".
Выход из строя трех танков, вероятно, произошел по вине слабоподготовленых механиков-водителей. Из того же доклада: "Механики-водители из 5 прибывших, хорошо подготовлен только один. Остальные подготовлены слабо".
Вышедшие из строя танки погрузили на платформы и отправили обратно на ЛКЗ для ремонта.
По состоянию на 19 июля 1941 года командир в танковый батальон еще не прибыл. 25 июля приказом Северного фронта в этой должности утвержден капитан Брижинев Николай Моисеевич, который прибыл с должности командира батальона 45-й танковой дивизии ЮЗФ.
Пока остается открытым вопрос о начале участия в боях танкового батальона. Возможно, 19 июля танки батальона уже участвовали в наступлении 177-й СД на Плюссу. В истории 269-й пехотной дивизии (перевод здесь и далее позаимствован на сайте
"Центальный сектор Красногвардейского УРа") упоминается участие в боях в это день наших танков, в т.ч., вероятно и КВ: " В 7:30 и еще раз в 8:15 русские в сопровождении танков идут в наступление на Городище. В 10:30 одновременно на Городище и Городоньку, все атаки отбиты. Наши батареи делают хорошую работу. Русский танк продвигается вперед, ему остается 500 м до командного пункта 1-го дивизиона 269-го АП, однако после обстрела из противотанковых орудий он поворачивает к своим рубежам".
Однако, возможно, речь в данном случае идет о танках 24-й танковой дивизии.
20 июля танковый батальон участвовал в боях уже точно. Согласно оперсводки дивизии, танки батальона прикрывали поспешный отход 483-го стрелкового полка на рубеж Бабачи - Кулотино. Ниже карта для наглядности из обсуждения на форуме РККА.
21 - 24 июля части дивизии, в основном, приводили себя в порядок на занимаемых позициях. А 25 июля на участке Лямцево - Мал. Озерцы перешли в наступление уже немцы и отрезали два батальона 483-го СП. В ходе боя батальоны рассеялись и начали беспорядочный отход на Ср. Озерцы. Командир 483-го СП подполковник Харитонов был убит в бою.
Видимо, с целью прикрыть отход разбитого полка в бой районе Малых Озерцов ввели два оставшихся в батальоне танка КВ-1. В районе немцы зафиксировали эту контратаку тяжелых танков: "После того, как бойцы 489-го ПП заняли населенный пункт Демьяново, 490-й полк тоже перешел в наступление и свободно прошел до Мал. Озерцов и Усадища [Ussadischtsche]. Внезапно появились тяжелые танки. Полковое противотанковое орудие было бессильно. Связки гранат, мины, бутылки фосфора и тяжелое пехотное орудие, стреляющее прямой наводкой, не нанесли вреда танкам. Отстреливаясь от рассредоточенных русских стрелков, полк сразу после полудня прибыл в Крени и приступил к охране правого фланга дивизии. Командир 2-й батареи, старший лейтенант Рорбек [Rohrbeck], пал в бою против танков. Унтер-офицер Присс [Prieß] из 13-й роты 469-го ПП получил Железный Крест 1 степени, ефрейторы Хоффман [Hoffmann] и Тормелен [Thormählen] - Железный Крест 2 степени".
Хотя в истории немецкой дивизии и написано про бессилие противотанковых средств, в ходе этой контратаки оба танка КВ-1 были потеряны. Согласно отчету начальника штаба дивизии, два танка КВ потеряны в бою 25 июля "... в направлении Ср. Озерцы, Бол. Лужок".
И, вероятно, танку на исходном снимке фатальный урон нанесло именно тяжелое пехотное орудие. Эти подробности содержались на заднике одного из снимков танка: "Не только ПАК и ФлАК, но и наша 13 рота знает толк в попаданиях. 52-тонник, который уничтожило наше 15-см орудие в лесном бою, после того как он переехал 4 ПАК-орудия". За перевод спасибо ув.
vnezd.
Снимок раздавленного вместе с тягачом 37-мм противотанкового орудия, а также повреждения, нанесенные танку этим орудием, дополняют текст на заднике.
О погибших экипажах на ОБД "Мемориал" практически ничего найти не удалось. В списке потерь 177-й СД танкисты отсутствуют. Удалось только выйти на возможного командира танка, который мы видим на исходном снимке. Вероятно, им являлся адъютант танкового батальона 177-й стрелковой дивизии лейтенант Улитин Василий Яковлевич, который сгорел в танке 25 июля 1941 года.
Второй танк КВ-1, который потеряли в этом бою, пока на снимках не опознан. Однако заводские номера этих танков стали известны, благодаря расследованию причин их потери: "Для доклада Командующему войсками Северного фронта о виновных и причинах гибели танков "КВ" №№ 4866 и 4869 начальник штаба приказал вам дать письменное объяснение..."
Заводские номера танков, которые отправили на ЛКЗ, тоже известны.
Согласно этой
информации, в июле 1941 года на ЛКЗ со станции Толмачево для ремонта прибыли три КВ-1 с зав. №№ 4863, 4865 и 4870. Два из них достаточно быстро вновь отправили на станцию Луга, однако в танковый батальон 177-й стрелковой дивизии, возможно, эти танки уже не вернулись.
Таким образом, получается, что из числа отправленных с ЛКЗ 12 танков КВ (новые 4863 - 4871 + ремонтные танки из установочной партии У-10 и У-14 + КВ-2 У-2) танковый батальон 177-й стрелковой дивизии получил пять новых машин с зав. №№ 4863, 4865, 4866, 4869 и 4870. Теперь необходимо найти результаты расследования причин гибели танков, а также продолжить поиски информации о экипажах танков.
Собственно всё. Замечания и дополнения приветствуются.