В далеком уже 2007 году ув.
altyn73 постил на форуме РККА ссылку с Ebay на нижеследующий снимок танка КВ-1 с пушкой ЗИС-5, который попал в большую яму и опрокинулся на бок. Этот снимок, к сожалению, подписи не имел.
За прошедшие годы других снимков этого танка, насколько мне известно, так и не появилось.
Уже также довольно давно в документах 103-го отдельного танкового батальона встретилось описание обстоятельств потери одного из танков КВ-1 этого батальона, который в январе 1942 года одном из боев на северо-западной окраине Старой Руссы опрокинулся на бок, но каким-то образом связать информацию из документов с немецкой фотографией танка так и не получилось.
Так что перед очередным обновлением страницы сайта по танкам КВ-1 производства Челябинского Кировского завода выпуска 1941 года с пушками ЗИС-5, на которой танк с вышеприведенного снимка учтен под номером 23, решил пока обозначить этот вариант.
В начале января 1942 года части 182-й стрелковой дивизии 11-й армии Северо-Западного фронта с приданными лыжными батальонами в ходе Старорусской наступательной операции обошли по льду озера Ильмень очаговую оборону 290-й пехотной дивизии 10-го армейского корпуса 16-й армии ГА "Север" и вышли на северо-западную окраину Старой Руссы. В ходе этого наступления 182-я СД захватила деревни Отвидино, Медведно, Большое Воронино и другие, в которых были разгромлены небольшие гарнизоны от 38-го мотоциклетного батальона 18-й моторизованной дивизии.
Однако последовавшие затем атаки стрелковых полков дивизии на расположенные на окраине Старой Руссы деревни Дубовицы и Гущино, в которых заняли оборону основные силы 38-го мотоциклетного батальона и 3-й батальон 51-го мотопехотного полка 18-й МД, успехом не увенчались.
На 22 января 1942 года командованием 11-й армии было запланировано новое наступление на Старую Руссу. В этих боях пехоту 182-й СД должны были поддерживать танки КВ-1 из 103-го отдельного танкового батальона.
К сожалению, из-за сложностей с переправами через замерзшие реки Ловать и Полисть четыре танка КВ-1 прибыли в район деревни Медведно где располагался командный пункт командира 182-й СД полковника Назарова только к полудню 22 января и фактически сразу же были отправлены в бой.
Командир 182-й СД поставил задачу поддержать атаку 171-го и 232-го стрелковых полков дивизии на деревню Гущино - справа два танка КВ-1 с приданными штурмовыми группами от 171-го СП должны были ворваться на юго-западную окраину Гущино, а слева два КВ-1 со штурмовыми группами от 232-го СП врывались на северо-восточную окраину Гущино.
Основные силы стрелковых полков со средствами усиления следовали за танками и после занятия Гущино должны были атаковать на Старую Руссу.
Танки поставленную задачу выполнили - ворвались в Гущино и вели там бой, но противнику удалось отрезать пулеметным огнем пехоту и овладеть деревней не удалось.
Лейтенант Сафронов Николай Филиппович
После боя на сборный пункт пришли два поврежденных танка КВ-1, который поддерживали 232-й стрелковый полк. У одного из танков в бою вышла из строя пушка, а танк лейтенанта
Сафронова Николая Филипповича привез 108 выбоин от вражеских снарядов, были пробиты три опорных и два поддерживающих катка, а также 12 траков.
Двумя вернувшимися танками КВ-1 по докладам экипажей в Гущино было уничтожено две вражеских зенитки, семь ПТО, три блиндажа с пехотой противника и два склада боеприпасов, из них экипаж Сафронова уничтожил пять ПТО, два блиндажа и два склада.
Танки КВ-1 командира взвода младшего лейтенанта Тихонова и лейтенанта Алешина, которые действовали с частями 171-го стрелкового полка, на сборный пункт не вернулись и остались на территории противника. Вместе с ними пропали без вести и штурмовые группы 171-го СП.
Вечером группа разведчиков из 103-го ОТБ во главе с адъютантом батальона лейтенантом
Колесниченко Георгием Акимовичем пробралась на окраину Гущино и установила их местоположение, но близко подойти к танкам не удалось из-за сильного пулеметного огня противника.
Танк КВ-1 командира взвода младшего лейтенанта Тихонова с заводским номером М-4954 был обнаружен в роще 200 метров севернее юго-западной окраины Гущино. У танка была сбита гусеница, повреждены катки и ленивец.
Ниже на аэрофотосъемке отметил примерное местоположение танка.
Экипаж танка младшего лейтенанта Тихонова в ОБД Мемориал числится пропавшим без вести в полном составе (
ОБД Мемориал):
Командир танка - командир взвода младший лейтенант Тихонов Николай Петрович;
Механик-водитель ст. - сержант Серов Николай Иванович;
Командир орудия - красноармеец Цебульков Ларион Митрофанович;
Радиотелеграфист - красноармеец Куликов Иван Николаевич;
Механик-водитель мл. - сержант Богомолов Михаил Сергеевич.
На немецких снимках этот танк КВ-1 производства Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года пока не опознан.
Танк КВ-1 лейтенанта Алешина с заводским номером 6996 разведка обнаружила в самой деревне Гущино «…перевернутым на бок».
Лейтенант Алешин Василий Александрович
Четыре танкиста из экипажа лейтенанта Алешина в ОБД Мемориал также числятся пропавшими без вести (
ОБД Мемориал):
Командир танка - лейтенант Алешин Василий Александрович;
Механик-водитель ст. - старшина Воробьев Василий Кириллович;
Командир орудия - старшина Качалкин Сергей Александрович;
Радиотелеграфист - старшина Попов Арсентий Филиппович.
Механик-водитель младший из экипажа Алехина, фамилию которого приводить не буду, попал в плен. В плену он выжил и после войны вернулся на родные места.
Судя по заводскому номеру, который, возможно, не вполне корректно приведен в документах, танк КВ-1 лейтенанта Алехина был выпущен на Челябинском Кировском заводе в ноябре 1941 года. Этот танк прибыл в батальон в числе пяти других ремонтных танков КВ-1 с ремзаводов Москвы буквально перед самыми боями 18 января 1942 года.
По видимым деталям материальной части танк КВ-1 на исходном снимке полностью соответствует танкам производства ЧКЗ выпуска ноября 1941 года.
Дополнительные подробности того боя присутствуют в журнале боевых действий 18-й моторизованной дивизии.
Атаку частей 171-го стрелкового полка от деревни Крекша с двумя тяжелыми танками немцы зафиксировали уже в 12 часов (здесь и далее - время московское) 22 января. В 12.35 один из прорвавшихся через линию обороны тяжелых танков был подожжен недалеко от штаба 3-го батальона 51-го мотополка, но продолжил движение и прямым попаданием вывел из строя тяжелую зенитку (Eine s. Flak durch Volltreffer ausgefallen).
Атака 232-го СП, видимо, началась позднее, так как её начало немцами зафиксировано только в 12.50, а двигающийся от Медведно на юг один тяжелый танк был отмечен еще позже - в 13.45.
В 14.35 из штаба 51-го мотополка поступило донесение о том, что пехотная атака отбита, а оба прорвавшихся танка выведено из строя - один горит, другой обездвижен (bewegungsunfähig), однако их экипажи продолжают сопротивляться. В нем же указывалось, что это новые тяжелые танки Typ Woroschilow весом 52 тонны, а не ранее встречавшиеся дивизии и хорошо известные Т-34.
Донесение об окончательном отражении наступления частей 182-й стрелковой дивизии силой "не менее пяти пехотных батальонов" на Старую Руссу поступило в 17.50. В этом же донесении сообщалось, что два подбитых тяжелых танка были подорваны противотанковыми минами и подрывными зарядами отделениями истребителей танков из 51-го мотополка и 38-го мотоциклетного батальона. Двум другим тяжелым танкам удалось уйти.
Один танкист был взят немцами в плен и сообщил, что его танк лишь накануне прибыл под Старую Руссу с одного из заводов Москвы и сегодня впервые пошел в бой.
Вот такая история. Всё вроде сходится, но конкретные привязки отсутствуют. По крайней мере у меня, так что любые дополнения приветствуются.
P.S. Сам снимок танка КВ-1 с пушкой ЗИС-5 производства ЧКЗ выпуска 1941 года продавался у известного продавца с Ebay по маске 2007-04-23.
Так что прошу всех тех, кто те годы занимался фотографиями с Ebay, глянуть свои закрома на предмет наличии снимков Старой Руссы с именем файла по такой маске.