Про "усилительные" кольца нижнего погона башни танка КВ-1

Nov 21, 2020 12:25

     Небольшое продолжение предыдущей записи о танках 12-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса Юго-западного фронта.

Ув. vnezd на форуме РККА поинтересовался насчет второго танка КВ-1 с пушкой Л-11 выпуска сентября 1941 года из 12-й танковой дивизии с нижним погоном башни без "усилительного" кольца.
     И, как оказалось, он также попал, к сожалению, в объективы немцев с фотоаппаратами и теперь учтен на профильной странице сайта под номером 22.



Один из снимков этого танка находился в альбоме немца из 14-й танковой дивизии ГА "Юг", который продавали на Ebay в 2009 году.
     В ходе обсуждения того альбома на форуме ВИФ ув. dr_guillotin вспомнил про августовские бои 12-й танковой дивизии под Днепропетровском, в которых она могла встретиться с немецкой 14-й ТД (ссылка).

     Однако для того, чтобы было понятно о каких кольцах идет речь сначала приведу текст ув. egorogr с форума Тигровый угол (ссылка).




"Решил посмотреть, а что же было с кольцами под башней на ЛКЗшных танках с начала времён. Получилась любопытная картина.

Красный - верхняя кромка борта.
     Жёлтый. На прототипе и машинах установочной серии кольцо под погоном было очень низким.
     Зелёный. На машинах с гранёной башней кольцо подросло (возможно, ещё на части машин с круглой башней). Но при этом, видимо, гранёная башня могла цеплять нижней кромкой за штампованный люк экипажа в крыше корпуса, так что часто нижние передние углы башни подрезали:



Синий. Судя по фотографиям, одновременно с появлением поздней маски пушки Л-11 (по крайней мере, я однозначных исключений по фотографиям не разглядел, но может что-то пропустил...) кольцо становится ещё выше. Точнее, колец становится два. И углы башни подрезать перестали. Возможно, изменение случилось ещё в сентябре, поскольку точный момент перехода на позднюю маску, как я понимаю, пока не известен. Но оно точно случилось ещё до введения шаровой установки пулемёта у радиста.
     Далее изменений высоты кольца не наблюдается.

У Максима Коломийца этот момент как-то совершенно обойдён стороной. Он лишь в подписях к паре фотографий в книге 2017 года отмечает, что был вариант просто с "броневым кольцом вокруг башенного погона", а был вариант с "дополнительным броневым кольцом защиты башенного погона". Что на мой взгляд некорректное определение, поскольку, кольцо не вокруг, а под погоном в обоих случаях, погон лишь малой частью заглублён в кольцо, а в основном его закрывает башня. Кольцо же главным образом играет роль проставки, поднимающей башню.

Соответственно, вопрос. Зачем это вообще понадобилось? В голову приходит только пара моментов:
1. чтобы не цеплять люк гранёной башней (но не понятно, почему сразу не подняли на нужную высоту, чтобы не подрезать углы).
2. чтобы увеличить углы склонения Л-11 на корму танка...

Высота КВ-1, которая, к примеру, указана в руководстве 1941 года - 2710 мм, судя по всему, относится чуть ли не к машинам установочной серии. К примеру, у М5207 высота по макушки колпаков перископического прицела и ПТК, при условии табличного клиренса в 450 мм, получается 2790 мм. 80 мм - это как раз высота сдвоенного кольца под башней".

Здесь стоит добавить, что на эти кольца при обсуждениях матчасти танков КВ обратили внимание очень давно еще на старом форуме Дмитрия Шумакова, но не припомню, чтобы там поднимались вопросы их действительного предназначения.
     В 2010 году уже на форуме РККА по наличию/отсутствию этих колец уже опознавали матчасть разных танковых дивизий Юго-Западного фронта (ссылка).

И теперь вернемся к танку № 22. Версия о возможной потере этого танка в августе 1941 года в районе Днепропетровска, к сожалению, не подтвердилась.
     Недавно ув. vnezd поделился заводскими номерами танков КВ, которые по постановлению ГКО после ремонта на предприятиях УССР возвращались в танковые части юго-западного направления, и танков с заводскими номерами А-3652 или А-3653 среди перечисленных, насколько помню, не было.

Так что для уточнения возможного места потери танка просто необходимо опознание эмблемы немецкой части, которую видно на автомобиле на заднем плане исходной фотографии.



Начиная с 2015 года её уже пробовали опознавать, но пока, опять же насколько помню, без особого успеха (ссылка). В общем, новые версии приветствуются.

КВ-1, 12 ТД, изменение конструкции

Previous post Next post
Up