5-й танковый полк в боях за Остров

Oct 21, 2019 18:58

     Продолжение. Начало здесь.
     В этой записи посмотрим как же действия 5-го танкового полка в бою 5 июля 1941 года за Остров освещены в советских документах. А также в журнале боевых действий 1-й немецкой ТД.



Текст разбавлю снимками экранированного танка Т-28, который учтен на сайте по экранированным танкам Т-28 под №20. Считается, что это сгоревший в боях 5 июля 1941 года под Островом танк Т-28 с зав. № 350502 старшего лейтенанта Ручко Гавриила Яковлевича.

     Повествование о участии 5-го танкового полка в бою за Остров следует начать прямо с 22 июня 1941 года.
     Начало войны 5-й танковый полк встретил в Луге. После отмобилизования, 24 июня полк получил приказ на выступление в район Красногвардейска и к вечеру того же дня сосредоточился в роще 3 км юго-западнее Красного Села.
     В ходе этого 100 км марша в пути следования остались по техническим неисправностям 14 экранированных танков Т-28 из состава 1-й танкового батальона майора Кравцова Петра Ивановича. Основной причиной этих неисправностей было горение тормозов и бортовых фрикционов вследствие «...большой перегрузки машины экранировкой и недостаточного опыта водительского состава в вождении машин Т-28 в колоннах на большие дистанции».

В период с 25 по 29 июня полк занимал прежний район, занимаясь боевой подготовкой и восстановлением матчасти. Вечером 25 июня «...командиром части подполковником Пасынчук и батальонным комиссаром Морозовым была проведена беседа с командирами танков и механиками-водителями о задачах предстоящего участия в борьбе с наглым нападением на Советский Союз. Личный состав с большим вниманием выслушал выступление командира части».
     Не очень вяжет образ "малоприятного человека" с тем, что запись с упоминанием пропавшего без вести командира полка его подчиненные решили оставить в переписанном набело Журнале боевых действий.



В ночь на 30 июня в полк поступил приказ командира 3-й ТД на выступление в новый район «...ориентировочно на направление Псков - Остров».
     Утром 30 июня полк погрузился в эшелоны на станции Красногвардейск сразу в четырех точках. Все эшелоны были отправлены на станцию Остров, но в пути станции выгрузки были изменены.
     1-й (23 танка Т-28) и 4-й (10 танков Т-26 и 22 огнеметных танка ХТ) танковые батальоны вечером 30 июня были разгружены на станции Торошино (20 км к северо-востоку от Пскова) и до 4 июля занимались в этом районе приведением в порядок матчасти. 3 июля в 1-й батальон прибыло 10 танков КВ (7 КВ-1 и 3 КВ-2), однако к концу дня их передали в 6-й танковый полк.

2-й (40 танков БТ-7) и 3-й (43 танка БТ-7) танковые батальоны вечером 30 июня выгрузились в Порхове и до 3 июля ожидали эшелона для перевозки в Торошино.
     3 июля 3-й танковый батальон майора Сегеды Григория Ивановича погрузился в Порхове, прибыл станцию Торошино и к ночи на 4 июля сосредоточился в расположении полка.



Ночью 4 июля 1941 года командир 1-го мехкорпуса генерал Чернявский отдал боевой приказ №5, котором говорилось, что противник занял Гулбене и продолжает проникать на восток и северо-восток. 3-й танковой дивизии ставилась задача занять оборону на широком фронте.

В 4.00 командир 5-го танкового полка получил устный приказ на выдвижение полка в район Подберезье (15 км к северо-востоку от Острова) с задачей контратаки в направлении на Остров. 2-й танковый батальон присоединиться к полку не успел, т.к. утром 4 июля только начал разгрузку на станции Березка под Псковом.

Марш на расстояние более 80 км, в т.ч. по проселочным "частично заболоченным" дорогам, согласно информации из ЖБД 5-го танкового полка, был завершен к 16.00. К сожалению, непонятно сколько же экранированных танков Т-28 преодолело этот маршрут и затем участвовало в атаке на Остров.
     В попытках вечером 4 июля прощупать немецкую оборону в Острове танки 5-го ТП, видимо, не участвовали.



В 22.00 4 июля через представителя штаба 3-й ТД был получен устный приказ о переходе всего полка в атаку на Остров. Начало атаки 4.30 5 июля 1941 года.
     О своем решении «...с рассветом 5.07.41 при поддержке 3 ГАП и тяжелых батальонов полков атаковать и захватить город Остров...» командир 3-й ТД полковник Андреев уведомил в 0.30. 5 июля уже в письменном виде штаб 1-го мехкорпуса.

Далее цитируем ЖБД 5-го танкового полка по упомянутой в предыдущей записи статье wadimych на сайте Варспот:
     «В 4:30 5-й танковый полк в составе 1-й ТБ, 4-й ТБ, 3-й ТБ, развед. рота были сосредоточены на исходные позиции Зулова Гора, Нефедино, имея задачей атаковать восточную окраину г. Остров и занять оборону на северном берегу р. Великая. Справа по Псковскому шоссе должен действовать 6-ой ТП с 3 ГАП...
     2 ТБ по приказу командира дивизии находился в его резерве».

К сожалению, в этой цитате автор статьи сделал изъятие для краткости. А в том изъятии была весьма важная информация - из состава 3-го батальона для атаки на Остров в распоряжении подполковника Пасынчука была всего одна 3-я рота старшего лейтенанта Нигматулина.

1-я рота 3-го ТБ в это время занимала оборону в районе Шелгино 1-е, Крутиково, т.е. в полосе 6-го танкового полка. Потом вечером 5 июля этой ротой подполковник Вязников будет прикрывать отход своего полка.
      А 2-ю танковую роту 3-го ТБ 4 июля отправили в распоряжение штаба 1-го мехкорпуса. Генерал Чернявский в отличии от своего коллеги из 12-го мехкорпуса, печальную историю которого недавно широко обсуждали, прикрыл расположение опергруппы своего штаба мотоциклетным полком и ротой танков БТ-7.



Собственно далее в ЖБД описывается сама атака 5-го танкового полка на Остров. Первый абзац причем дается явно с элементами послезнания.
      «В 5:00 началась атака гор. Острова без всякой артиллерийской подготовки. Стрелковых частей совершенно не было. 6-й ТП с 3 ГАП в это время совершенно не действовали, таким образом, атака 3-й ТД оказалась нереальной. Противник же сосредоточил все свои силы для противодействия атаки 5-го ТП.
     В атаку пошёл 1 ТБ и пушечные танки 4 ТБ. Высланные два танка Т-28 были подбиты и загорелись. К 8:30 5.07.41 танки достигли 300 м южнее Оловяшкино, дальнейшее продвижение танков было приостановлено...»

Как можно заметить, в 1-м эшелоне действовали танки Т-28 и Т-26, а не огнеметные танки. Из них, видимо, в районе Оловяшкино были подбиты и сгорели танк Т-28 с зав. № 362282 лейтенанта Маслюкова и танк Т-28 с зав. № Д-1000 лейтенанта Подгорнова.



Цитируем ЖБД 5-го танкового полка далее:
     «Командир полка принял решение - бросить 3-ю роту 3 ТБ и 2-ю роту 4 ТБ (одни огнемётные танки) в атаку. 3-й роте 3 ТБ прорваться на восточную окраину г. Остров, пройти по г. Остров и выйти к 6-му ТП, одновременно уничтожить противотанковые пушки в р-не Кладбищ.
     Роте огнемётных танков поддержать атаку полка через Брюшки, Лапино на Остров. Атака гор. Острова успехом не увенчалась. После атаки полк в 11:30 сосредоточился в ранее занимаемом районе исходных позиций и занял оборону.»

После того как застопорилась атака 1-го танкового батальона, подполковник Пасынчук использовал оставшиеся у него во 2-м эшелоне роту БТ и огнеметные танки. Причем в лоб на ПТО огнеметники не направляли.
     Хитрый план, причем явно в расчете на атаку 6-го ТП, состоял в том, чтобы обойти немецкие ПТО с фланга. Грохотало на Псковском шоссе, видимо, прилично, т.к. там вели бой танки КВ лейтенанта Платонова и, поэтому командир танкового полка не подозревал о том, что атака основных сил 6-го танкового полка перенесена на 15.30.



По информации из ЖБД, в этом утреннем бою 5-й танковый полк потерял «...Т-28 - 3 шт., БТ-7 - 6 шт., химические (огнемётные) танки (рота ст. л-та Сергиенко и группа политрука Дятлова) совершенно не вернулись». Из командного состава в бою погибли командир 3-й роты 3-го ТБ ст. лейтенант Нигматулин Ахмет Гафарович, командир 2-й роты 4-го ТБ ст. лейтенант Сергеенко Степан Яковлевич, политрук Дятлов Петр Павлович, лейтенант Мазницкий Василий Иванович, мл. лейтенант Дерец Владимир Григорьевич, мл. лейтенант Пономарев Иван Николаевич, ранен лейтенант Менялин Алексей Иванович.

В статье wadimych приведен подсчет потерь в бою 5 июля по Островом по актам на списание - всего в утреннем бою 5-й танковый полк потерял 31 танк: три Т-28, семь БТ-7, шесть Т-26, пять ХТ-26, три ХТ-130 и семь ХТ-133.



В немецких достаточно известных источниках - журнале боевых действий 1-й танковой дивизии и книги Рольфа Штовеса по её истории - о утренней атаке 5 июля на Остров сведений не много. Но приведены потери советских танкистов - Es werden insgesamt 30 Panser, darunter 1 T-35, vernichtet.
     Как можно заметить, немецкие данные практически совпадают с реальными потерями 5-го танкового полка.



Почему же в 5.00 5 июля не перешел в атаку 6-й танковый полк?

Перед началом атаки были получены сведения от авиаразведки и показания от одного окруженца. По этим данным выходило, что 4 июля на Остров двигалась вражеская колонна из танков и мотопехоты длиной в 50 км.
     На базе этой информации, а также исхода вечернего боя ГПЗ 6-го танкового полка, сведений от разведки и личного наблюдения, полковник Андреев предположил, что в Острове расположились «...до двух дивизий противника, из них одна пехотная и одна танковая, до двух арт. полков, батареи тяжёлой артиллерии и дивизиона противотанковых пушек...» и решил перенести атаку на 15.30 "по ходатайству" командира 6-го танкового полка и "по требованию" направленца Ставки, бывшего командира 1-го корпуса ПВО Москвы, генерал-майора артиллерии Тихонова для увязывания взаимодействия и сбора всех частей дивизии.
     Командира 5-го танкового полка о переносе времени общей атаки предупредить не успели, поэтому 5-й ТП действовал по ранее утвержденному плану.

О том, что 5-й танковый полк в утром 5 июля атаковал немцев в Острове, а атаку 6-го ТП отложили командир 3-й ТД уже в 9.50. доложил генералу Чернявскому:
     «5-й ТП в 5.00. атаковал противника северо-восточная окраина г. Остров, использовав для этой цели сформированный им батальон пехоты из красноармейцев и начсостава отходящих частей, ворвался в северо-восточную окраину г. Остров».

К сожалению, информация о том, что танки 5-го ТП врывались в Остров вряд ли соответствует действительности. По крайней мере, я не припомню снимков наших подбитых БТ-7 и ХТ в Острове.

Продолжение следует. В следующей части посмотрим как же действовал 5-го танковый полк во второй половине дня 5 июля 1941 года и во время отхода на Порхов. Исправления и дополнения вышеприведенной информации приветствуются.

P.S. Дубликат записи разместил в Дзен (ссылка).

5 ТП, Т-26, Остров, БТ-7, КВ-1, картофель и овощи, танкисты, Т-28

Previous post Next post
Up