31.03.1942, Дубовик

May 22, 2014 23:41

     В истории немецкой 21-й пехотной дивизии (v.Allmayer-Beck: Die Geschichte Der 21. (Ostpr./westpr.) Infanterie-Division) есть снимок трех наших подбитых танков. На фото тяжелый КВ-1 и два легких БТ-5 стоят рядом друг с другом.
     На профильной странице сайта по танкам КВ-1 производства ЛКЗ с "упрощенными" башнями завода №371 этот танк ныне учтен под номером 18.



Информация из документов ЦАМО РФ, которые были размещены на ныне уже недоступном сайте История 16 танковой бригады, позволила предположить, что эти танки принадлежали 16-й танковой бригаде и были подбиты 31 марта 1942 года в районе деревень Дубовик и Липовик Киришского района Ленинградской области.

     Вот как эти события предыдущего дня - 30 марта 1942 года - описываются в книге "На Волховском фронте": "...Противнику удалось подтянуть резервы, и успех первого дня не был развит. Танки с десантом мотострелкового батальона лишь незначительно углубились в оборону противника и без пехоты подошли к дер. Дубовик.

Первым к деревне прорвался танк KB под командованием старшего лейтенанта П. П. Бачилова. Несмотря на то что у танка была выведена из строя пушка, он, маневрируя по дороге Липовик - Дубовик, нарушал связь между частями противника, его пулеметный огонь и гусеницы уничтожили вражеский обоз. Возвращаясь на сборный пункт, танк подорвался на фугасе. Его начали окружать автоматчики противника. Экипаж выбрался из машины и, спрятавшись под ней, подготовил гранаты и личное оружие для самообороны. Командир по радио передал свои координаты и потребовал открыть огонь по танку шрапнелью, которая не дала бы возможности врагу подойти к нему. Этот огонь велся до тех пор, пока не подоспели высланные на помощь танки Т-34 старшего лейтенанта Говелева, а затем еще два БТ. За этот подвиг все члены экипажа были награждены боевыми орденами".

К сожалению, в книге описание боя танка КВ-1 старшего лейтенанта Бачилова из альбома-истории 16-й танковой бригады приведено не полностью. События следующего дня - 31 марта 1942 года - связанные с гибелью Бачилова и потерей танка КВ авторы приводить не стали.

«На другой день противник, подтянув пехоту и танки, поджег танк старшего лейтенанта Бачилова. Трое из состава экипажа: мехводитель Анчугов, мл. мехводитель Григорьев, радист Митченко, пробираясь по немецким траншеям, пробились к своей пехоте. Старший лейтенант Бачилов и командир орудия Лопата пали смертью храбрых. Весь экипаж награжден орденами Советского Союза; старший лейтенант Бачилов был награжден орденом Отечественная война I степени».




Из боевого донесения 16-й тбр на 18.00 31.03.1942 г.: «Противник, неся большие потери, в целях задержания нашего наступления снял 21 ПД в составе трех полков из района Кириши на усиление узлов сопротивления в районе отметки 37,7, лес южнее Дубовик, Дубовик, где сосредоточил до двух полков и до двух батальонов как резерв в районе Липовик.
     В 14.00 колонна пехоты противника с минометами, артиллерией и при поддержке 5 тяжелых танков подошла по дороге из Липовик к отметке 37,7 и наступает на урочище Рели. Наши танки в количестве 3-х (1 КВ и 2 БТ) восстанавливающиеся на поле боя южнее отметки 37,7 были сожжены противником. Экипаж в количестве 3-х человек сгорел».
     В "Сведениях о техническом состоянии материальной части 16 ТБР на 16.00 31.03.1942" три танка (один КВ и два БТ) числятся сгоревшими южнее отметки 37,7.

Немцы также подтверждают уничтожение трех танков 31 марта. В книге Альмайер-Бека приведена информация о том, что 31 марта немецким частям при поддержке танков удалось восстановить и отодвинуть на 800 метров к северо-западу линию обороны, уничтожив при этом три прорвавшихся танка (Das Regiment Voss setzte am 31. 3. das II./IR. 3 mit der Masse der unterstellten Panzer zum Gegenangriff an, vernichtete drei eingebrochene Feindpanzer und schloß die HKL., von Bomben- und Schlachtfliegern unterstützt, ja schob diese sogar um rund 800 m nach Nordwesten vor).



В подписи к вышеприведенному снимку из альбома немца из 93-й пехотной дивизии, части которой сменили подразделения 21-й пехотной дивизии в районе Липовик - Дубовик летом 1942 года, говорится о том, что танки на снимке остались стоять в 80 метрах позади основной линии немецкой обороны.

В "Сведениях о безвозвратных потерях боевых машин 16 ТБР за март 1942 года" приводятся заводские номера сгоревших машин. 31 марта в районе Дубовик сгорели танки БТ-5 с заводскими номерами 6391 и 01-97, а также танк КВ-1 с заводским номером 9724.

КВ-1 с заводским номером 9724 выпуска января 1941 года был отправлен 13 февраля 1941 года в 10-ю танковую дивизию в Золочев. После начала войны танк был привезен на ЛКЗ на ремонт. В октябре 1941 года танк был восстановлен с присвоением нового заводского номера 5232 - "Машина 5232/9724 собрана как новая, но с использованием горелого ремонтного корпуса".



15 октября 1941 года танк был отправлен в 12-й запасной танковый полк. Далее танк попал в формируемую на базе 12-го ЗТП Отдельную танковую бригаду (позже - 125-я танковая бригада), из которой уже в октябре 1941 года его передали в 124-ю танковую бригаду.
     Уже в 1942 году танк КВ-1 с зав. № М-5232 был сдан на завод №371 для ремонта. После ремонта танк был переправлен через Ладожское озеро и в марте 1942 года оказался в составе 16-й танковой бригады.

Немного замечаний по матчасти. Наличие у танка упрощенной 90-мм башни объясняется использованием только корпуса выпуска января 1941 года. Люк в отделении управления еще выпуклый. На лобовых деталях корпуса отсутствует допброня. Опорные катки танка, видимо, довоенного типа без усиления. Хотя ввиду плохого качества снимков насчет допброни и типа катков еще имеются вопросы.



Теперь по экипажу танка КВ-1 с зав. № М-5232.
     Погибший в бою 31 марта 1942 года около своего танка командир танкового взвода 2-го танкового батальона 16-й танковой бригады старший лейтенант Бачилов Павел Павлович, согласно информации из документов ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа, до 16-й танковой бригады проходил службу в 7-м танковом полку 4-й танковой дивизии, а позже в 128-м танковом полку 128-й танковой бригады Западного фронта.
     К сожалению, фотоснимок старшего лейтенанта Бачилова отсутствует в его учетно-послужных картах. Интересно также, что уже в постсоветское время старший лейтенант Бачилов из-за ошибки писаря 124-й ТБР учен в Книгах Памяти Краснодарского края, хотя по всей видимости является уроженцем города Боготол Красноярского края.



Также погибший в том бою командир орудия танка старшина Лопата Андрей Васильевич в послевоенное время внесен в списки захороненных бойцов Красной армии в братской могиле в поселке Радофинниково Тосненского района Ленинградской области. Однако сделано это было ошибочно. Перепутали деревни Дубовик Тосненского и Киришского районов Ленинградской области.

И еще раз большое спасибо за документы из фондов 16-й танковой бригады и 54-й армии автору сайта История 16 танковой бригады Леониду Всеволодовичу Горчакову, сыну бывшего командира танкового батальона 16-й танковой бригады майора Горчакова.
Исправления и дополнения приветствуются.

P.S. Восстановил картинки и дополнил запись в 2024 году.
     Дубликат записи разместил на Дзене (ссылка).

16 ТБР, КВ-1, персоналии, 125 ТБР, БТ-5, 124 ТБР, танкисты

Previous post Next post
Up