Билет в один конец?

Oct 22, 2007 16:35



О пилотируемой человеком миссии на Марс говорят уже в течение многих лет. Мы уже писали об этом. Планы планами, но есть масса вопросов и проблем, которые должны быть решены и продуманы для того, чтобы первые космические пилигримы смогли отправиться с матушки-Земли на Красную планету.

NASA, к примеру, намеревается запустить миссию на Марс в течение двух ближайших десятилетий. Агентство уже сейчас рассматривает целый ряд деликатных и жизненно важных вопросов, которые связаны с безопасностью и успехом полета: здоровье космонавтов, взаимоотношение между полами на борту, курение и употребление алкоголя командой и тому подобное.

Шутка ли - при нынешних технологиях полет туда-обратно займет три года. При таком раскладе необходимо, помимо бюрократических рамок, разработать еще и своего рода "космическую этику", регламентирующую взаимоотношения команды. Например, кто может быть в буквальном смысле выкинут за борт как вышедший из строя в процессе полета?

Кроме того, существуют проблемы, которые связаны с немалой длителностю экспедиции: потеря мышечной массы космонавтами, радиация, психологические проблемы. В этой связи NASA предполагает, например, оставлять членам экспедиции прижизненные завещания. Или сдавать сперму и яйцеклетки в банк до начала полета, так как существует очевидная опасность радиационного облучения из-за большой длительности полета.

Конечно, хорошо, что NASA начало задумываться о таких вопросах. Но с другой стороны, все это больше похоже на поединок на выживание с эпиграфом "Идущие на смерть приветствуют вас". Человечество вряд ли что-то выиграет от такой экспедиции. Да, нога homo sapiens, возможно, ступит-таки на красные пески Марса. Но человек этот будет, мягко говоря, измотан и мысль у него будет только одна - "Поскорей бы домой, на Землю". Кое-как долетели, а вот вернемся ли назад?.. Для такого предприятия нужны настоящие фанаты идеи, а таких мало.

Это все равно что если бы викинги пытались строить поселения на Северном полюсе и хотели бы там жить и процветать. Прошло немало столетий прежде, чем человек смог более-менее без вреда для здоровья осваивать Арктические льды.

Поэтому в вопросе о пилотируемой экспедиции на Марс должны сначала произойти качественные изменения для того, чтобы уменьшилась хотя бы длительность перелета. Ядерные двигатели могли бы этому посодействовать, но само их применение на практике вызывает споров больше, чем дебаты вокруг разработки правил дальних космических перелетов. На сегодняшний день перспективы развития орбитального космического туризма выглядят более реально, чем экспедиция на Марс, но верить в ее реальность все равно хочется

люди будущего, город будущего

Previous post Next post
Up