Техническое образование или бизнес-образование: что более востребовано инновационной экономикой?
Давид Ян:
Если честно, вопрос примерно такой же, как «что важнее: руль или колесо у велосипеда?» Нужно и то и другое. Правда, колеса нужно два, а руль один. Высококлассных технических специалистов в России не хватает, по самым скромным оценкам - 200 тыс. человек, а специалистов в области бизнеса не хватает, 50 тыс. человек. И тех, и других абсолютно катастрофически не хватает. Это главный ресурс, который необходим для того, чтобы в Россию пришли инновационные деньги в таком же объеме (или хотя бы в десятой части объема), который приходит в Кремниевую Долину США.
Дмитрий Репин:
Если мы сравним традиционное техническое образование и бизнес-образование, то, конечно - техническое образование. И если посмотреть на веселых гуру, связанных с инновациями и стартапами типа Гая Кавасаки - то, когда он оценивает стоимость компании, за каждого инженера плюс 500 тысяч долларов, за каждого MBA-студента - минус 250 тысяч долларов (есть такая шутка). Но, наверное, бизнес-образование в MIT Sloan или то, что мы делаем в Сколково на MBA-программе, которая заточена на подготовку предпринимателей - думаю, что оно будет поважнее, то есть более ценно, чем техническое.
Владимир Пирожков:
Инновационной экономикой больше всего востребовано обучение лидеров. В инновационной экономике все старые методы, будь то технические или бизнес-методы, уже не работают. Именно из-за этого и потребовалась инновационная экономика. Стив Джобс, Билл Гейтс и многие другие институтов не заканчивали. В ситуации полной неопределенности, когда нет ни ориентиров, ни приоритетов, только лидеры способны создать цель и рассмотреть ту инновацию, которая решит задачу. Ни техническое образование, ни бизнес-образование этому не учат.
Денис Довгополый:
Инновационной экономикой востребовано не образование, а таланты. Два главных таланта - это инженерный и предпринимательский. Мое мнение - это то, что предпринимательской талант или есть или его нет. Как слух, как умение писать стихи. Если этот талант есть, то его можно и нужно развивать. МБА в этом плане убивает предпринимательство (менеджмент полна противоположность предпринимательству, менеджер управляет ресурсами, предприниматель несет риски и реализует потенциал market opportunities). Предпринимательский талант можно развивать только двумя способами (как показывает мой опыт работы с предпринимателями) - примерами и кейсами с одной стороны и помещением предпринимателя в экосистему, которая помогает ему расскрыть свой талант.
Инженерный талант же может развиваться через образовательную систему, но чаще всего, советская система (за редкими исключениями) отбивала охоту творить с одной стороны, с другой стороны она приучила инженеров работать в стол, а не на рынок. Мы сначала изобратаем, а потом думаем, куда это пристроить.
Ответ на поставленный вопрос звучит так: техническое образование, заточенное на решение проблем рынка восстребовано, бизнес-образование не востребовано вообще. Ответ на правильно сформулированный вопрос - при наличии большого количества талантливых инженеров в Росии и Украине не хватает талантливых предпринимателей, которые могли бы создавать инновационные конкурентноспособные бизнесы.
Камиль Исаев:
На самом деле нужно и техническое, и бизнес-образование. Вот смотрите, отмотать достаточно далеко назад, во времена СССР, то настоящего бизнес-образования у нас, конечно же, не было - были экономические факультеты практически во всех крупнейших вузах и были вузы типа Плехановской академии, которые готовили экономистов для народного хозяйства. Сложилось так, что люди, хорошо учившиеся в школе, шли по большей части в технические вузы и на естественнонаучные факультеты местных университетов.
Мне кажется, что с тех пор принципиальных перемен не произошло. У нас в стране до сих пор бытует широко распространенное мнение, что настоящее образование можно получить в тех же самых технических вузах или на естественнонаучных факультетах университетов, поскольку это фундаментальное образование, не зависящее от конъюнктуры, которое имеет смысл получать, даже если человек не планирует заниматься наукой в дальнейшем.
С бизнес-образованием иначе - я думаю, что в настоящий момент его важность крайне недооценена. К бизнес-образованию у нас по-прежнему относятся как к чему-то вторичному, и, мне кажется, такое отношение нужно менять. Мощные коммуникационные каналы в нашей стране находятся в руках государства, так что в первую очередь ему и работать над изменением имиджа такого образования, поскольку отношение к бизнес-образованию влияет на общественное отношение к бизнесу как образу жизни.
Об экспертах А что скажете вы?