Сейчас в музее Виктории и Альберта в Лондоне проходит выставка цифрового искусства decode. Она дает неплохое представление о том, в каком направлении развивается искусство и к чему оно идет.
Встречает посетителя, как и на Московской Биеннале, табло с наиболее встречающимися в новостных потоках интернета словами. Правда, составлено оно не из капелек воды, а из набора движущихся многосегментных лент, замирающих на несколько секунд, чтобы показать нужное слово:
Сама выставка разбита на 3 части: Код, Интерактивность, и Сеть.
Код
Скептически настроенный зритель мог бы назвать это коллекцией скринсейверов, но за каждым из них стоит какая-то особая идея.
Джеймс Фрост, создатель одного из клипов Radiohead, представляет его интерактивную версию:
Арт-группа "Тройка" (Кони Фраер, Ева Руки, Себастьян Ноэль) - упаковали свою визуализацию в предмет мебели:
А один японский композитор создал поверхность, управляемую окружающим звуком:
Ну и многие другие - которые описать довольно трудно, но увидеть стоило бы.
Сеть
Проекты этой секции стали возможны благодаря проникновению в жизнь компьютерных сетей и большому объему информации, доступной в них для изучения, использования и визуализации.
Джонатан Харрис собирает информацию о переживаемых людьми эмоциях, анализируя записи в блогах, и может строить выборки по возрасту, региону, времени года и т.п.
Кстати, есть сайт с интернет-версией инсталляции:
http://www.wefeelfine.org/ .
Проект Аарона Коблина по задумке напоминает
Яндекс.Самолетики а аналогичные изображения путей воздушных судов, но визуальная составляющая в чем-то более поэтична:
Не без участия компании Benetton сделаны часы, цифры в которых - изображения, добровольно загруженные тысячами пользователей:
Инсталляция Sensity в реальном времени показывает уровень шума в различных частях города:
Есть и ее
интернет-версия. А под конец Рафаэль Лозано-Хеммер представляет большую матрицу взятых из Сети видео на тему "Кто с кем целуется":
Интерактивность
Но самые большие и веселящиеся толпы собирает интерактивная часть выставки, где соавтором работы выступает сам зритель.
Например, можно управлять жизнью виртуальных микроорганизмов, перемещая покрывающий экран песок, строя преграды, закапывая и откапывая гадов морских:
Или вот просто следящий за вами большой глаз:
Можно задуть одуванчик на экране вполне материальным феном:
Можно рисовать с помощью телодвижений:
Можно сесть перед зеркалом и дождаться, когда в нем появится ваш красивый портрет:
А можно получить свой портрет в ультрафиолетовом диапазоне (отсюда и заставка статьи).
Но самое веселое, что там есть - это видеостена 4 на 4 с односекундными роликами, записываемыми самими посетителями выставки:
Подойти и перезаписать любой фрагмент может каждый, и в результате получается что-то вроде игры "Жизнь" - самые сильные фрагменты могут жить часами, слабые сразу перезаписываются, люди могут организовываться в цепочки, что-то передавая друг другу или двигаясь в одном направлении, а набеги малопонимающих варваров могут затереть всю стану. Наблюдать можно хоть весь день!
Более подробно ознакомиться с выставкой можно на сайте
http://www.vam.ac.uk/microsites/decode/ , а лучше всего в Лондоне.
А для тех, кому в таком искусстве не хватает жести, неподалеку от главного блошиного рынка Лондона есть экспозиция уличного искусства
Mutate Britain, объекты которой далеки от виртуальности и впечатляют масштабами и каким-то постапокалиптическим духом.
Click to view
Например, по территории выставки иногда прохаживается огромная огнедышащая пассажирская робот-собака (видео в стиле "Монстро"):
Click to view
Но вообще-то в Лондон ехать совсем не обязательно! На следующей неделе, 19 января, Intel вместе с новыми процессорами Core 2010 представит арт-объект, подготовленный объединением "
С И Л А" - а мы будем это дело подробно освещать. Ждите!