У Мэна, как и у его соседа Цзяна, не было детей, и они решили растить девочку вместе

Jan 29, 2024 17:13

В прошлом году я удивился, насколько в Китае упала рождаемость. Это не новость, рождаемость там уже несколько лет очень низкая, и пример соседних стран показывает, что ей ещё есть куда падать. Любому очевидно, что она и дальше будет очень низкой (кроме уважаемых международных экспертов, традиционно делающих вид, будто им кажется иначе). Но скорость ( Read more... )

демография

Leave a comment

Comments 96

enki_clever January 30 2024, 07:34:49 UTC

Рождаемость падает почему? Потому что в кошельках людей кризис уже начался (а в экранах телевизоров ещё нет)

Чтобы делать прогноз надо знать первое, а не смотреть второе, но второе потому и существует, чтобы скрыть от людей первое. Замкнутый круг.

Но раз кризис начался, а продлится он лет сорок и включит в себя, как обычно, пару мировых войн, то не удивлюсь что во многих странах количество населения будет определяться не развитием демографических тенденций, а способностью генералов экономить пехоту, а гражданской администрации обеспечивать продовольственный минимум на оккупированных территориях. (короче - минус миллиард землян вижу я в хрустальном шаре)

Reply

papon_ra January 30 2024, 09:12:24 UTC

Самая сильная отрицательная корреляция с рождаемостью - уровень образования. Остальное постольку-поскольку. Нужна супер-религия, массово заменяющая мировозренние целых континентов. Частными мерами тут ничего не добьешься.

Что делать с производством? Разработать некий минимум, исключающий прогресс.

Космос запретить или сильно засекретить. Ибо куда супротив небесной тверди?
То же с мирным атомом и что там еще на переднем крае.

Reply

prosto_vitjok January 30 2024, 10:11:12 UTC

Это ложная корреляция, я думаю. Эффект "образования" в том, что из естественной популяции получается беловоротничковая масса без корней и ценностей, живущая промежду гедонизмом и материальным ангстом.

Reply

papon_ra January 30 2024, 10:51:45 UTC
Увы, корреляция эта истинная и подтвержденная множественными научными исследованиями.
Про гедонизм вы верно сказали. Человечество, социумы один за одним попадают в ловушку прогресса и просвещения. Благие начинания (безопасность, здравоохранение, устранение голода) несут резкое повышение качества жизни. Рождение детей - существенное препятствие к личному благополучию, когда остальные проблемы решены. В первую очередь, для женщин. "Холодильник" побеждает инстинкт.
Ситуация выровняется на каком-то уровне: когда некому станет менять памперсы у старых гедонистов. И производить эти памперсы. Только через кризис, увы.

Reply


freedom_of_sea January 30 2024, 08:48:34 UTC
дело в том что США могут перестать быть привлекательными для миграции в считанные годы, а их место в качестве града на холме может занять например Аргентина.

Reply

i_eron January 30 2024, 19:24:48 UTC

Могут, конечно. Но, я думаю, не перестанут. Мне кажется, на процесс наполнения Америки людьми продуктивнее смотреть в вековой перспективе. Тогда видно, что меняющиеся президенты - это просто шум.

Говоря о шуме, я горячо желаю успеха новому президенту Аргентины. Он говорит вещи, с которыми я согласен. Это так ценно в президенте. Он бы ещё таблицу умножения зачитал, я просто изошёл бы восторгом, если, конечно, он без ошибок справился бы. Но моя самоидентификация такая, что я от политиков жду эффективных свершений, вроде как от сантехников, а ценные правильные речи - это как музыкальное сопровождение, приятное, но бесполезное. Чудесная страна, места почти как в Индии. Сто лет назад мысль о её прекрасном будущем была очень популярна, но потом президенты пошли никудышные, и мысль совершенно зачахла. Может, этот парень окажется Геркулесом и развернёт столетнюю тенденцию огромной страны из помойной ямы обратно в светлое будущее. Он, хотя бы, понимает, с какой стороны помои, а с какой - свет. Поживём-увидим.

Reply

freedom_of_sea January 31 2024, 10:26:24 UTC

@продуктивнее смотреть в вековой перспективе. Тогда видно, что меняющиеся президенты - это просто шум.@

@Сто лет назад мысль о её прекрасном будущем была очень популярна, но потом президенты пошли никудышные, и мысль совершенно зачахла.@

Reply

i_eron February 1 2024, 02:04:47 UTC

Ха-ха. Я имел в виду, если один президент тянет туда, а другой сюда, это шум. А если все, один за другим, тянут в помойную яму, и так сто лет подряд, это складывается.

Reply


papon_ra January 30 2024, 09:07:37 UTC

Есть и хорошая новость: к 2100 году это не будет нашей проблемой.

Reply

i_eron January 30 2024, 19:26:36 UTC

У меня дети.

Reply

papon_ra January 30 2024, 20:41:52 UTC
Так и детям будет глубоко за и по:)

Reply

i_eron January 30 2024, 20:48:26 UTC

Нет, у меня умные дети :-)

Reply


b_graf January 30 2024, 09:59:23 UTC
Долгосрочные прогнозы в этой области трудно предсказуемы: 100 лет назад нельзя было предполагать, что в Европе по коэффициенту рождаемости когда-нибудь на первом месте будет Франция.

Reply

i_eron January 30 2024, 19:30:46 UTC

Я даже не пытаюсь предсказать, где будет какой TFR через 100 лет. Через 100 лет - это в 2124 году. Я всего лишь пытаюсь предсказать, очень приблизительно, какой будет TFR в Китае году эдак в 2040. К тому времени станет примерно понятно, каким будет население Китая во второй половине этого века. 2040 год - это всего лишь через 16 лет. Но я всё равно согласен, что предсказания тут очень зыбкие.

Reply

b_graf January 30 2024, 23:20:45 UTC
Просто были случаи обратного роста этого показателя - Франция (на четверть), Швеция (еще больше), США (меньше, но сроком дольше). Правда, в итоге опять тенденция там к снижению. Кстати, в данный момент - Германия и Чехия (по сравнению с 90-ми), но все равно ниже воспроизводства. Не знаю, были ли случаи возвращения к уровню воспроизводства при длительном глубоком снижении (когда ненадолго и неглубоко ниже уровня воспроизводства, не считается - Казахстан)

Reply

i_eron January 31 2024, 01:23:04 UTC

Да, были и есть случаи существенного роста TFR после завершения "демографического перехода". Но они в основном были в развитых странах, где рожать и воспитывать детей сравнительно комфортно. Китай - прямая противоположность этому, и изменить это там будет очень трудно даже при полном желании партии и правительства.

Верно, что были и случаи роста TFR с очень низкого уровня и в менее благополучных странах, похожие на "регрессию к среднему" - например, в России 2000-ых. Возможно, китайское падение рождаемости в последние годы - наполовину временное из-за замедления экономики, анти-вирусных мер и т.п. Ещё возможно, что оно частично отражает местные бюрократические особенности - допустим, раньше там врали больше, а теперь врут меньше. Такое улучшение отчётности, приводящее к иллюзии дополнительного падения рождаемости. Поживём-увидим.

Reply


sergiomaster1 January 30 2024, 10:04:46 UTC

китай пойдёт по той же модели

что и тайвань япония

рождаемость пока остаётся достаточно высокой

в национальных окраинах

у монголов тибетцев уйгуров

хороший рост показывают бангладеш пакистан индия афганистан

сша обладают достаточно высоким потенциалом

для роста населения за счёт мигрантов

со всех континентов

Reply

boockman January 30 2024, 13:00:42 UTC

Тишкин, ты штоле?)))

Reply

ile_eli January 30 2024, 20:06:00 UTC
Бангладеш - 2, Индия - 2.05, т.е. меньше, чем воспроизводство. Афганистан еще высоко, но снизился вдвое за 25 лет (одно поколение). На Пакистан одна надежда.

Reply

sergiomaster1 January 30 2024, 20:38:45 UTC

есть ещё чёрная

и белая (северная) африка

Reply


Leave a comment

Up