В этом году исполнилось 70 лет знаменитому «матчу смерти», в котором футболисты довоенного киевского «Динамо», набранные из концлагерей, сыграли со сборной люфтваффе на центральном стадионе оккупированного Киева. Выбор был по-военному прост: победить и умереть или проиграть и жить. Наши футболисты выбрали победу и смерть.
К этой дате не остался равнодушен режиссёр Андрей Малюков, который снял фильм «Матч». Фильм получился правильный, - с патриотизмом, сексом и Бабьим Яром. С молодёжным слэнгом и со звёздами, Безруковым и Боярской. И даже с бюджетом восемь миллионов долларов.
Но почему-то к концу проката едва удалось «отбить» два миллиона. И ведь нельзя сказать, чтобы зритель равнодушен к теме Великой Отечественной войны; одновременно с «Матчем» вышел в прокат «Белый тигр» Шахназарова, который привлёк гораздо больше людей в кинотеатры. А потом и вообще был номинирован на «Оскара»… Но провал в прокате фильма «Матч», снятого именно под «молодого зрителя»… радует. Потому что демонстрирует, что зритель (в том числе и «молодой») устал от вранья.
А с вранья фильм уже начинается: 22 июня 1941 года, полдень, Киев недавно бомбили. На центральный призывной пункт приходит одинокий Миша Свирский со скрипкой, робко мнёт в руках ермолку, хочет защищать Родину. Остальные жители Киева мужского пола, по всей видимости, прячут по подвалам непосильным трудом нажитое и сами прячутся. Перед мысленным взором предстаёт беззащитная столица Советской Украины с одиноким Мишей Свирским. Но мобилизационную ситуацию спасают футболисты киевского «Динамо» с Безруковым-Раневичем во главе. Они всей командой приходят записываться добровольцами на фронт. Начальник призывной комиссии в мрачной форме НКВД облегчённо вздыхает; Гитлер в своём бункере ищет сердечные капли.
Такая развесистая клюква предложена зрителю с самого начала. Хотя известно, что, к примеру, в трёхмиллионном Ленинграде только за 22 и 23 июня 1941 года на мобилизационные пункты пришло свыше 100 000 человек. Думать, что в почти миллионном Киеве дело обстояло иначе, это всё равно, что подозревать всё мужское население Украины в тайном желании записаться в дивизию СС «Галичина». То, что среди украинцев было свыше двух тысяч Героев Советского Союза, свидетельствует об обратном.
Но на этом режиссёрские перлы не кончаются. Будущие герои «матча смерти» уже в окопах. Казалось бы, футболисты должны себя на войне чувствовать гораздо неуютнее, чем, скажем, биатлонисты или самбисты. Ан-нет, и главному герою фильма, Безрукову-Раневичу именно вратарские навыки помогают выжить под обстрелом. Оказывается, он может расчитать траекторию падающей мины, и если повезёт - увернуться.
Но, несмотря на подобные ляпы фильм получился светлым, местами даже чересчур. Не остаётся сомнения, что режиссёр и операторы фильма - сами необычайно светлые люди. В их творении светится буквально всё: окна, графины с водой, лица немецких офицеров, непередаваемое сияние окружает голову начальника гестапо. Складывается впечатление, что оккупация Киева сопроваждается исключительно майскими погодами, и только соловьиных трелей не хватает.
Правда, это несколько расходится с записями в дневнике непосредственного участника боёв за Киев генерала Гальдера, где он сетует, что «на Умань наступают лишь части 16-й и 11-й танковых дивизий (из 1-й танковой группы группы войск «Юг»). Остальные войска группы армий из-за плохой погоды продвигаются вперед крайне медленно...»
Но это так, мелочи. А вот в остальном фильм настолько правильный, что по ходу действия начинаешь сомневаться: а чему, собственно, он посвящён - «матчу смерти» или трагедии киевского еврейства. Потому что главной целью героев фильма где-то с его середины становится спасение Софочки, сестры Мишы Свирского от общей участи её сородичей в Бабьем Яре. Спасением Софочки озабочены буквально все, включая украинских полицаев и бургомистра Киева. Что ж, спору нет, спасение евреев - дело хорошее, а в нашей стране (в отличие от тех же Польши или Франции) в годы войны и вообще повсеместное. О том же, что из спасённой Софочки со временем может вырасти какая-нибудь Мадлен Олбрайт или мадам Алексеева и по полной «отплатить» своим спасителям, думать не хочется.
Хотя наши соотечественники, провалившие фильм в прокате, кажется, что-то такое подозревают, и смотреть очередную киноповесть о страданиях евреев потомки самого пострадавшего от нацизма народа (русского), явно не захотели.И здесь, как не парадоксально, нужно благодарить «невидимую руку рынка», потому что за ту или иную версию истории наши сограждане теперь голосуют своими кошельками. И дельцам от кинематографа с этим придётся считаться. Провал в прокате таких картин, как «Матч» или же последних михалковских опусов-ляпсусов должен этих дельцов хотя бы на какие-то размышления навести.